Политика. 8 декабря 2012, 17:00

Сенатор от ЕАО: Получение гражданства для жителей стран СНГ нужно упростить

Владимир Джабаров о внесенных в Госдуму поправках в закон "О гражданстве РФ"

8 декабря 2012, EAOMedia. Представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Еврейской автономной области Владимир Джабаров дал интервью газете "Биробиджанская звезда". Темой беседы стала подготовка сенаторами поправок в законопроект "О гражданстве РФ". Внесенные в Госдуму поправки в закон "О гражданстве РФ" могут затронуть около 25-ти млн человек. По словам сенатора, речь идет о бывших гражданах СССР, большинство которых осталось на территории государства СНГ, сообщает корр. РИА ЕАОmedia со ссылкой на пресс-службу областного парламента.

- Владимир Михайлович, кто является инициатором поправок в закон "О гражданстве РФ"? Как именно внесенные поправки  облегчат получение гражданства для жителей стран СНГ?

- Инициаторами поправок являются члены Совета Федерации И.М-С. Умаханов, В.А. Фетисов и ваш покорный слуга. Сама идея внести изменения в закон "О гражданстве" родилась у нас не на пустом месте.

Во-первых, сам Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" предполагает наличие у соотечественников права на упрощенный порядок приема в российское гражданство. Поэтому закон "О гражданстве Российской Федерации" нужно просто привести в соответствие с законом о соотечественниках.

Во-вторых, мы регулярно встречаемся с соотечественниками в странах ближнего зарубежья. Для них вопрос получения российского гражданства один из самых острых. К примеру, обстановка в тех же центральноазиатских республиках не всегда отличается предсказуемостью. Мы помним известные события в Киргизии в 2010 году. Социально-экономические развитие многих стран СНГ продолжает оставаться на низком уровне. А если к этому добавить откровенные этнократические тенденции, то для русских зачастую просто не остается выбора: приходится уезжать в Россию или, по крайней мере, морально к этому готовиться. Согласно социологическим исследованиям, которые делались по заказу МИДа России в 2011 году, 52 % русских и русскоязычных граждан государств ближнего зарубежья в той или иной степени настроены на переезд в Россию.

И вот здесь начинаются сложности. Чтобы получить российское гражданство, нужно постоянно проживать на территории России в течение пяти лет и иметь вид на жительство, сдать экзамен на знание русского языка и подтвердить наличие законного источника существования. Все эти ограничения перед соотечественниками в нашем законопроекте мы снимаем. И в случае неблагоприятного развития ситуации в некоторых странах проживания соотечественников они смогут достаточно оперативно получить российское гражданство.

- В ряде средств массовой информации прозвучала критика Вашей законодательной инициативы. Были высказаны опасения, что если она будет принята, в Россию хлынет поток мигрантов из республик Закавказья и Центральной Азии, что осложнит и без того напряженные межнациональные отношения в России. Обоснованы ли эти опасения?

- Мы знакомы с содержанием той критики, которая возникла в последние недели. Хочу сказать, что мы понимаем эти опасения, но они никакого отношения к нашему законопроекту не имеют.

О чем идет речь? Соотечественниками в соответствии с законом "О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом" признаются представители народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации в ее нынешних границах. К таковым, определенно, не относятся титульные национальности соседних с Россией государств. Тут даже обсуждать нечего, ибо сам закон говорит, что соотечественники – это русские, татары, башкиры, якуты и другие коренные народы Российской Федерации.

Есть в определении соотечественников и второй признак принадлежности к этой категории лиц – это сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации. Здесь речь идет о границах, соответствующих современной территории России. Много ли таджиков в Таджикистане или узбеков в Узбекистане, предки которых жили (были прописаны) на территории РСФСР и которые могут доказать это документально? С учетом знания ими русского языка таковых найдется единицы.

Безусловно, погрешности при применении этого законопроекта, к сожалению, наверное, неизбежны. Но они обусловлены не самим содержанием законопроекта, а некорректным правоприменением и, давайте честно это признаем, не совсем четким определением самого понятия "соотечественник". Поэтому мы будем продолжать работу по уточнению этого понятия.

- В интервью РИА "Новости" Вы заявляли: "На упрощенный порядок получения гражданства могут рассчитывать именно те соотечественники, к числу которых относятся представители коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах". Что значит "коренные народы, населяющие территорию РФ"?  Будут ли к таковым отнесены евреи — бывшие граждане СССР, но "некоренной" народ России, однако имеющий национально-территориальную автономию в составе РФ?  Немцы — "некоренной" народ России, но проживающий в России сотни лет и лишенный своей автономной республики — Республики немцев Поволжья — в результате сталинских репрессий?  Русские корейцы, принудительно выселенные с  Дальнего Востока в период сталинских репрессий?

- Давайте еще раз обратимся к норме закона о соотечественниках, чтобы понять, о ком идет речь.

- В соответствии с законом, соотечественниками "признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации".

Таким образом, есть как бы две "категории" соотечественников. Первая – это представители коренных народов. Вторая – это лица, чьи предки когда-то проживали на территории, соответствующей современным границам Российской Федерации. Они, кстати, могут и не относиться к коренным народам.

Что касается Ваших примеров, то однозначно, что евреи и русские (поволжские) немцы – это коренные народы России. А русские корейцы, предки которых проживали на Дальнем Востоке в границах Российской Федерации, относятся как раз ко второй "категории".

Но чтобы подобных вопросов ни у Вас, ни у наших сограждан не возникало, чтобы не было разночтений и произвольного толкования понятия "соотечественник", стоит на самом серьезном уровне подумать о законодательном установлении перечня коренных народов России.

- Будет ли у новых граждан возможность обладания двойным гражданством?

- Наша поправка не предполагает возможность двойного гражданства. Дело в том, что в России институт двойного гражданства хоть и не запрещен, но у обладателей паспортов другого государства возникает ряд ограничений, в том числе на работу в органах государственной власти и службу в силовых структурах. Разработанный нами законопроект ориентируется на соотечественников, которые, испытывая трудности в странах ближнего зарубежья, имеют намерение переселиться в Россию. Им второе гражданство и не нужно.

- Смогут ли в соответствии с этими поправками (в случае их принятия) претендовать на российское гражданство жители непризнанных постсоветских государств или государственных образований: Приднестровской Молдавской Республики, Нагорно-Карабахской Республики, жители Южной Осетии и Абхазии?

- Если жители этих республик являются соотечественниками в соответствии со статьей 1 закона о соотечественниках, то, конечно, могут претендовать.

Хотя здесь нужно сделать пояснение. Вопрос получения российского гражданства для жителей Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии уже давно не стоит так остро. Например, более 160 тысяч жителей Приднестровья имеют российское гражданство. Эти государственные образования, как известно, очень долго находились или продолжают находиться в неопределенном правовом статусе. Следовательно, их жители не могли (да и не хотели) получать, соответственно, молдавское или грузинское гражданство. У них осталось гражданство СССР, и Российская Федерация по действовавшему до 2002 года закону о гражданстве на совершенно законных основаниях предоставила им свое гражданство.

Что касается Нагорного Карабаха, то его жители не подпадают под определение "соотечественники за рубежом", так как ни они, ни их предки никогда не проживали на территории, соответствующей современным границам Российской Федерации.

- Таким образом, возможно ли будет предоставление гражданства РФ соотечественникам, имеющим статус "неграждан" в странах Балтии? Есть ли у сколько-нибудь значительного числа их заинтересованность в этом?

- Разработанный нами законопроект учитывает и этот случай. Что касается заинтересованности, то, конечно, для многих русских жителей прибалтийских государств, имеющих статус "неграждан", вопрос российского гражданства весьма актуален. Но есть там и те, кто уже имеет гражданство той же Латвии, но хочет иметь активные связи с исторической родиной. Таким людям получать российское гражданство в соответствии с предлагаемой поправкой не совсем выгодно, так как они потеряют гражданство Евросоюза. Дабы учесть интересы этой категории соотечественников, мы будем предлагать, чтобы соотечественники, проживающие в странах, с которыми у России действует визовый режим, могли получать многократные (а лучше всего еще и бесплатные) российские визы.

- А в чем состоит заинтересованность России при предоставлении гражданства в упрощенном порядке соотечественникам за рубежом?

- Заинтересованность России здесь очень простая. Во-первых, мы выполняем гуманитарные и политические обязательства перед нашими соплеменниками, которые не по своей воле оказались иностранцами по отношению к своей Родине. Эту вопиющую несправедливость нужно, в конце концов, устранить.

И, во-вторых, в случае переезда в Россию соотечественников, получивших российское гражданство по нашей поправке, мы получим активных и дееспособных сограждан, которые смогут внести значительный вклад в наше социально-экономическое развитие.

- Поправки в "Закон о гражданстве РФ" отменяют необходимость соблюдения пятилетнего срока проживания в России, наличия вида на жительство, подтверждения законного источника существования, сдачи экзамена по русскому языку. Не вызовет ли это желание приобрести российское гражданство у лиц, находящихся сейчас на территории России фактически нелегально?

- Здесь нужно делать различия. Если речь идет о нелегальных трудовых мигрантах, то они, как правило, не являются нашими соотечественниками, поэтому и претендовать на российское гражданство не могут. Другое дело, когда мы имеем в виду тех соотечественников, которые когда-то переехали в Россию, но до сего момента так и не смогли оформить свой правовой статус. Если для них сделать "миграционную амнистию", то они смогут воспользоваться правом на упрощенный порядок предоставления гражданства и таким образом легализовать свой статус. Потому что, действительно, иногда возникают просто чудовищные случаи, когда, например, в Кировской области в мае этого года было принято решение о депортации в Узбекистан русской семьи, которая продала все свое имущество в Ташкенте и, переехав в Россию самостоятельно, не смогла здесь ни получить гражданство, ни оформить вид на жительство.

- Просчитывалось ли,  сколько людей может пожелать воспользоваться правом получения гражданства РФ в соответствии с обсуждаемыми в Думе поправками и в течение какого времени? Готова ли Россия принять и социально адаптировать такое число новых граждан?

- Сразу уточню: мы не говорим о том, что эти люди сразу пойдут получать гражданство и после этого мгновенно бросят все и поедут в Россию. Это не так. Лавинообразный исход соотечественников из стран ближнего зарубежья был в начале 1990-х годов, он давно закончился. Сейчас мы имеем достаточно стабильную ситуацию. В ближнем зарубежье сегодня проживают не менее 15 миллионов соотечественников. Все одновременно, конечно, они не поедут, так как в разных странах у них разное положение.

На самом деле, принятие наших поправок будет иметь не только политическое, но и большое психологическое значение для соотечественников в том смысле, что у них будет большее чувство уверенности в завтрашнем дне именно в странах их проживания. В какой-то степени это укрепит вес российской зарубежной общины, она сможет быть более свободной в отстаивании своих политических, социально-экономических и культурных потребностей. Потому что каждый из ее членов будет уверен: если возникнут непреодолимые трудности в выстраивании собственной жизни и будущего детей, можно быстро оформить российское гражданство и уехать. Власти же многих постсоветских государств осознают, что еще остающиеся у них русские (а это, в основном, врачи, учителя, инженеры, предприниматели) играют важнейшую роль в экономическом развитии соответствующих стран. А для целого ряда государств, прямо скажем, являются последним барьером, отделяющим их от окончательного скатывания в Средневековье. Угроза второй волны оттока русских оттуда, очевидно, будет способствовать более лояльной политике по отношению к ним, да и к самой России.