Общество. 10 января 2016, 16:20
Молодежь ЕАО

Старшеклассников мы буквально заставляем читать - педагог школы №7 Биробиджана

Учитель со стажем Татьяна Родионова – о том, принесла ли пользу идея объявить 2015-й Годом литературы

10 января 2016, EAOMedia. 2015 год в России официально был объявлен Годом литературы. По всей стране проходили многочисленные тематические конкурсы, выставки, ярмарки и фестивали. Основной движущей силой этого литературного года были школьные учителя. О том, каким был Год литературы в ЕАО, а также о многом другом в интервью журналисту газеты "Ди Вох" Эдуарду Тираспольскому рассказала учительница литературы биробиджанской школы N7 Татьяна Родионова. По ее словам, сегодня старшеклассников приходится в прямом смысле заставлять читать. Компьютеризация, которая должна была сыграть положительную роль в развитии личности, по мнению преподавателя, заменила умственную деятельность, сообщает ИА ЕАОMedia.

Татьяна Родионова

Татьяна Родионова. Фото: Редакция газеты "Ди Вох", Эдуард Тираспольский

"– Что повлияло на ваш профессиональный выбор?

– Я с детства мечтала стать учителем. В то время мы даже не представляли, что какая-то другая профессия может так сильно увлечь. А какая она была уважаемая!.. Читать меня научил дедушка. Хорошо помню первую книгу, которую я прочитала сама ещё до школы, в шесть лет – "Конёк-Горбунок" Ершова. Я хорошо помню, как водила пальчиком по страницам этой книги. Я и в школе очень любила читать, кушать без книги не садилась. Я просто не видела себя в другой профессии. Закончила в 1972 году в Комсомольске-на-Амуре педагогический институт, и вот уже 43 года работаю в школе.

– Насколько, на ваш взгляд, удалось использовать шанс под названием "Год литературы"?

– Возможно, в стране в этот год немного удалось всколыхнуть интерес к литературе, но я бы сильно не обольщалась на этот счёт. Конкурсы, которые нам рекомендовали, конечно, помогли творческим ученикам себя проявить. Но говорить, что произошел глобальный сдвиг, я бы не стала. Остальные дети, несмотря на то, что мы постоянно стремимся привить любовь к чтению и литературе, вряд ли стали читать больше.

– Раньше, во времена Советского Союза, мы постоянно слышали фразу, что мы самая читающая страна. Можно ли сейчас так сказать про Россию?

– Нет, конечно. В те времена страна действительно массово читала. Все записывались в библиотеки, на переменках в школах многие продолжали дочитывать свои книги. Знали множество стихотворений наизусть. Мы же все сдавали литературу устно, по билетам. Нельзя было сдать предмет, не прочитав книг. Спасибо, что вернули в школьные программы сочинения. Я уже второй год являюсь экспертом по их проверке. И надо признать, что дети научились в своих сочинениях использовать материал, который им преподается на уроках.

– Каковы причины сложных теперешних отношений школьников с литературой?

– Стало слишком много источников, откуда они могут получать информацию. И литература перестала быть обязательным предметом. В старших классах мы буквально заставляем их читать, иначе они просто не смогут учиться дальше. Они же сейчас жить не могут без своих телефонов. По идее, компьютеризация должна была сыграть положительную роль в развитии личности. Но у нас получается, что она заменила умственную деятельность. Многие просто бездумно скачивают материал, совершенно в нём не разбираясь. А ведь хочется, чтобы каждый мог высказать свою точку зрения, умел анализировать прочитанное. Литература ведь особый предмет, она заставляет задуматься, а может даже, разбудить своё сердце.

– Зависит ли любовь к литературе от характера ученика?

– Зависит, наверное, в большей степени от организации души. Я взяла в этом году класс и переживала, что там нет учеников, которым близка литература, таких, кто её чувствует сердцем. А там есть девочка, которая буквально живёт книгами. Есть ещё пара человек, для которых книга не пустой звук. Но таких на класс чаще всего несколько человек, а хотелось бы больше. Ребятам интересны произведения, которые поднимают нравственные проблемы, то, что касается семьи, дружбы, предательства. Одним словом, их волнуют темы, которые им близки. Стараюсь проводить параллели с нашим временем, тогда они начинают работать на уроках.

– Пофантазируем: россияне перестали смотреть телевизор, а высвободившееся время решили уделить чтению. Что бы вы посоветовали им почитать долгими зимними вечерами?

– Хочется, чтобы люди почитали Чехова – он пишет очень просто и доходчиво, как будто мы наблюдаем жизнь со стороны. Никогда не лишне вернуться к творчеству Куприна. Если взять поэзию, наверняка в каждой домашней библиотеке есть Пушкин. Людям постарше рекомендую почитать книги о войне Василя Быкова, Бориса Васильева – эта рана никогда в нас не заживёт. Из современных писателей я бы порекомендовала Людмилу Улицкую.

– Скучаете по советской школе?

– В целом, нет. В основе программа осталась почти та же. Но сейчас у учителя, к счастью, существует возможность выбора произведений автора. Мы можем даже 10-15 произведений выбирать на свой вкус. Это, конечно, большой плюс. Исчезла идео-логическая составляющая...

– Если сравнивать поколение школьников 70-80-х с современными школьниками, в чём их схожесть и в чём различие?

– Мне кажется, что у современных детей какое-то более лёгкое отношение к жизни. Они не делают проблемы даже там, где она действительно есть. Они гораздо свободнее и раскованнее, правда не всегда это является плюсом. Думаю, они сильно полагаются на своих родителей, среди них много инфантильных людей. Дети из 80-х были более самостоятельными. Многие из них уже в 7-8 классах определялись с профессией. Сейчас многие не могут определиться с местом будущей учёбы, даже когда уже сданы экзамены.

– Есть ли у вас свой эффективный рецепт воспитания интереса к чтению?

– Рецепт только один: семья, где есть домашняя библиотека. В семье, где читают и обсуждают прочитанное, ребёнок вырастет неравнодушным к литературе. Таких детей сразу видно на уроках.

– Как вы можете оценить отношение государства к работе учителя?

– Это отношение во многом противоречивое. Государство, по моему мнению, очень мало уделяет внимания учителям и образованию в целом. Всё то, что внедряется, требует массы отчётов. Если бы вы знали, сколько бумажек нам надо заполнить! При проведении конкурсов с нами никто не советуется. Всё спускается сверху. Причем литературные конкурсы проводят все: от силовых структур до Почты России. Нашу зарплату сложно назвать конкурентоспособной. Требования при этом всё возрастают. Если вы заглянете в нашу школу, увидите, что большинству учителей уже под пятьдесят. Если мы уйдем, работать будет некому. Такого доброго отношения к учителю, которое было во времена Советского Союза, сейчас, увы, нет. Причём так было не только в деревне, но и в городе. Я хорошо помню времена, когда ученики не могли себе позволить опоздать на урок. Явка на родительские собрания тогда всегда была стопроцентной. Вот это уважение к учителю! Нынешние ученики видят, как государство к нам относится, и делают выводы... Сейчас идут разговоры об отмене пенсии для работающих пенсионеров. В этом случае учителя просто уйдут и будут сидеть дома. Я порой не понимаю, о чём думают эти люди...

– Не хочется заканчивать интервью на грустной ноте, ведь впереди Новый год и долгие зимние каникулы. Что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии праздников?

– Читайте! Выдалась свободная минута – отключите телевизор и компьютер, возьмите в руки хорошую книгу, откройте её – и вы погрузитесь в волшебный мир слова. Спектакль или фильм по произведению – это совсем не то. Прочитать книгу самому и найти отклик в своей душе – вот что, на мой взгляд, самое главное...", — говорится в статье.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Объявление 2015-го Годом литературы похоже на бюрократическую галочку – профессор из ЕАО

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia