Организованный в конце 2015 года информагентством EAOMedia круглый стол "Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО" по-прежнему вызывает резонанс среди профессиональных музыкантов, которые чувствуют свою не востребованность в столице Еврейской автономии. Некоторые из них выступили со своим видением наболевшей для них проблемы. "В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой", заявила директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Сегодня своим мнением с корр. ИА EAOMedia делится другой известный биробиджанский пианист, педагог по классу "фортепиано" Ольга Котова.
Ольга Котова и Елена Болтыбаева. Фото: Леонид Якимов
Так как в области сегодня нет сегмента профессионального исполнительского искусства, то и перекоса быть не может. Мне очень хочется, чтобы профессиональное музыкальное искусство развивалось так же динамично, и было востребовано, как и самодеятельное творчество.
Круглый стол по проблемам развития профессионального музискусства в ЕАО. Фото: Леонид Якимов
Иными словами, ученики школ искусств не видят себя в профессии музыканта. Те же, кто выбирает эту профессию, уезжают в другие города, где больше возможностей себя реализовать.
Участники круглого стола — вопросов пока больше, чем ответов. Фото: Леонид Якимов
Формирование экспертных советов, на мой взгляд, не самая лучшая идея. Зачастую в их состав попадают заслуженные уважаемые люди, которые, к сожалению, недостаточно компетентны именно в данной области. Своим присутствием они придают значимость, авторитетность таким советам, но называть такой орган "экспертным" будет не правильно.
Чтобы стать профессиональным музыкантом-исполнителем, необходимо учиться в два с половиной раза больше, чем на врача. Мне поступало предложение работать в областной филармонии пианистом-концертмейстером, но, зная какой это труд и сколько занимает времени подготовка концертной программы, я отказалась, так как это бы отрицательно сказалось на моей основной работе. Отсутствие пианиста в филармонии свидетельствует о том, что я не одинока в своем решении", — сказала Ольга Котова.
Есть о чем призадуматься власти. Фото: Леонид Якимов
"Давайте посмотрим — в филармонии, единственном учреждении ЕАО, которое должно осуществлять свою деятельность в области профессионального музыкального искусства, нет ни одного профессионального коллектива. Если вам говорят, что там есть, к примеру, джаз-квартет либо вокально-инструментальное трио, усомнитесь, так как базовым инструментом для данных коллективов является рояль. А пианиста впервые за много лет в филармонии нет. То же самое касается и солистов, без пианиста не может существовать ни дуэт с флейтой, ни с саксофоном, ни со скрипкой. Коллективов же народных, самодеятельных, детских в ЕАО много, десятки и очень приличного уровня. Так есть перекос или нет?
От филармонии были Денис Шмыров, Ирина Хозяйская, Влада Логунова. Фото: Леонид Якимов
Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО – непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, "галочки" и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие – отсутствие чёткого и ясного понимания, "как должно быть". Третье – вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации", — убеждена Марина Петрук.
От редакции напомним, что эксперты круглого стола сошлись во мнении, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции. В ходе двухчасового откровенного разговора (круглый стол прошел в конце 2015 года) его участники согласились, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная не востребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Биробиджанский пианист: Мое место в профессиональной музыкальной жизни столицы ЕАО – гетто
Дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО — пианистка