Общество. 22 января 2016, 08:00
Молодой педагог школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками. Фото: Из личного архива
Молодежь ЕАО

Постоянное реформирование сферы образования осложняет жизнь сельским учителям в ЕАО

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев – о проблемах молодого педагога в районе и способах их решения

22 января 2016, EAOMedia. Постоянное обновление требований к подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ ставит в тупик молодых педагогов в селах ЕАО, считает учитель средней школы села Валдгейм Олег Лазарев. Также одной из проблем образовательных учреждений района молодой специалист назвал слабую материально-техническую оснащенность. Однако эти и все остальные проблемы – кадровую укомплектованность, размер заработной платы, вопросы жилья и проезда – вполне решаемы, рассказал в интервью корр. ИА ЕАОMedia молодой преподаватель.

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками. Фото: Из личного архива

– Почему вы решили работать учителем в сельской школе?

– Это мечта всей моей жизни. Когда я шел учиться в институт, уже тогда понимал, что хочу связать свою жизнь с детьми. В то время я очень сильно увлекался историей, любовь к этому предмету мне привила учительница Юлия Ивановна Дудина, которая на тот момент пришла работать в школу сразу после учебного заведения и до сих пор работает в сфере образования.

– Был ли у вас опыт преподавания в городе?

– Сразу после окончания учебного заведения первый же звонок для трудоустройства я совершил в школу села Валдгейм. Сразу после собеседования меня приняли на работу, поэтому в Биробиджане я не преподавал ни месяца, но могу сказать, что с городскими детьми я работал и уроки в городах давал: как в Биробиджане, так и в более крупных городах – Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Как молодой специалист я ездил по школам разных городов и делился опытом, давая мастер-классы, в том числе по относительно новому предмету "Основы православной культуры и светской этики". На тот момент ЕАО еще только апробировала этот модуль и, кстати, по освоению этого предмета была впереди многих регионов Дальнего Востока.

– Отличаются ли ученики сельских школ от городских, например, по уровню знаний и мотивации?

– По многим умственным, физическим, морально-этическим качествам сельские ученики находятся на одном уровне с городскими. Есть только одно небольшое отличие. Так как учителя проживают в основном рядом с детьми, то они легко могут пересечься с учениками, их родителями, родственниками. Соответственно коммуникативное общение с семьями учеников налажено гораздо лучше, а отношения с детьми, наверное, немножечко теплее. Но в целом разницы не чувствуется: городские ученики тоже довольно контактные и общительные. Тут все во многом зависит от того, как педагог, в том числе и молодой, наладил отношения со своими учениками. На мой взгляд, молодому педагогу гораздо легче и проще найти контакт с учениками в силу небольшой разницы в возрасте. Иногда помогает наличие общих интересов и взглядов на события, которые происходят в мире.

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками. Фото: Из личного архива

– Сталкивается ли молодой педагог с проблемами панибратства?

– Такая проблема действительно существует и она может развиться, если молодой педагог неправильно себя поведет с учениками. Для того, чтобы такого не случилось, молодой педагог может обратиться к своему наставнику – более опытному преподавателю. В школах, где хорошо налажен процесс по работе с молодым педагогом, за "новичком" в обязательном порядке прикрепляется такой наставник. Он даст неопытному учителю совет, как избежать панибратства и наладить язык общения с молодым поколением. Также либо наставник, либо директор должен оказать молодому преподавателю помощь в методической работе, в том числе и помочь с какими-то финансовыми вопросами: узнать какие льготы существуют для педагогов в сельской местности, как получить жилье и т.д.

– С какими проблемами сталкивается молодой преподаватель в сельской школе: нехватка кадров, зарплата, проезд, жилье? Как они решаются?

– Сегодня сельские школы пытаются закрепить молодых педагогов различными способами. В числе самых распространенных и эффективных – это предоставление жилого помещения. В некоторых селах предоставляется жилье как для одного человека (я знаю, это практикуется в Биробиджанском, Облученском и Октябрьском районах), так и многокомнатная квартира, где за каждым педагогом закреплена одна из комнат. В том числе в некоторых более отдаленных селах практикуется предоставление частных домов с печным отоплением. При этом горючие материалы (дрова, уголь) предоставляются администрацией. В поселке Кульдур Облученского района молодым специалистам оплачивают проживание в общежитиях. В Биробиджанском районе, в том числе и в селе Валдгейм, коммунальные услуги практически полностью возвращаются молодым учителям по истечении определенного времени.

Что касается заработной платы, сегодня в сельских школах она итак на порядок выше, чем в городских. Есть одни минус: зарплата может быть невысокой, если в школе слабая наполняемость детьми в классах.

Также молодому педагогу на протяжении 3-х лет в любом образовательном учреждении (как в городском, так и в сельском) выплачивается дополнительно к 30 % заработной плате. За этот период он может проявить свои таланты и пройти аттестацию на более высокую категорию.

Что касается проезда, на сегодняшний день мне не известны случаи, чтобы проезд оплачивался молодым педагогом. Я знаю, что раньше до Валдгейма проезд оплачивался.

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками

Учитель школы с.Валдгейм Олег Лазарев с учениками. Фото: Из личного архива

– А подъемное пособие молодым учителям выплачивается?

– Сегодня сельским учителям, также как и медицинским работникам, выделяются подъемные. Буквально 3-4 года назад сумма подъемных составляла от 120-ти до 500 тысяч рублей. В 2015 году, насколько мне известно, эта сумма превышала 130 тысяч рублей и доходила до 500 тысяч. Район сам определяет, какую сумму выплатить молодому педагогу. Все зависит от того, насколько сильно в нем заинтересован муниципалитет. Кроме того, сумма колеблется в зависимости от удаленности села от областного центра. В прошлом году на региональном уровне поднимался вопрос о том, что некоторые районы ЕАО, могут выйти из программы выплаты подъемных в связи с тяжелым материальным положением муниципального образования. Кажется, такое решение было принято относительно Октябрьского района.

– С какими проблемами сегодня сталкивается сельские школы? И каким образом их можно решить?

– На мой взгляд, проблемы в сельских школах в основном связаны с материально-технической оснащенностью. Да, сегодня государство выделяет в школы области интерактивные доски, компьютеры, проекторы; ежегодно в школах проводится ремонт. Например, недавно во всех районах области провели ремонты спортивных залов. Молодому педагогу у нас в области стараются выделить компьютеризированные кабинеты, поскольку он может более эффективно работать с компьютером и применять возможности информационных технологий на уроках. Материально-техническая база обновляется сегодня регулярно, но это обновление дошло еще не до всех сельских школ. Думаю, год-два и все школы будут укомплектованы необходимым оборудованием.

Другая проблема касается ежегодного обновления требований подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА. Регулярно появляются какие-то новшества, и молодому педагогу, который сдавал ЕГЭ и ОГЭ по другому образцу, трудно приспособиться к новым правилам и требованиям современного экзамена. На данный момент такие курсы проводятся довольно редко.

Чтобы решить все эти проблемы, на сегодняшний день молодым педагогам оказывается очень серьезная методическая поддержка со стороны областного Института повышения квалификации педагогических работников. Вот уже несколько лет на базе этого учреждения действует "Школа молодого педагога". Молодой специалист, который пришел в начале учебного года в школу, имеет возможность получить в этом Институте дополнительную консультацию, помощь со стороны более опытных наставников, в том числе от методиста по тому предмету, который ведет молодой педагог.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

"Свежая кровь" влилась в ряды школьных учителей в Облученском районе ЕАО

"Подъемные" деньги платят молодым специалистам в Смидовичском районе ЕАО

Материально-техническая база школ ЕАО значительно укрепилась к 2014 году

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia