Общество. 16 марта 2016, 18:00
Я не выступаю за присоединение ЕАО к Хабаровскому краю – "Я так думаю" от Валерия Фоменко. Фото: ИА EAOMedia
Я ТАК ДУМАЮ

Я не выступаю за присоединение ЕАО к Хабаровскому краю – "Я так думаю" от Валерия Фоменко

Ветеран местной журналистики, считающий себя убежденным интернационалистом, а не русофобом, ответил на критику оппонентов

16 марта 2016, EAOMedia. После выхода материала "ЕАО обречена на исчезновение как отдельный субъект РФ – публицист Валерий Фоменко" в проекте "Я так думаю" на автора обрушился вал критики, которую он посчитал несправедливой и необъективной. Напомним, член Союза журналистов РФ в своих полемических заметках рассуждал об отсутствии еврейского колорита и национального "цвета" области. Ознакомившись с десятками комментариев, оставленных на форуме после опубликованной статьи, Валерий Фоменко решил "объясниться" и обратился в ИА EAOMedia с просьбой опубликовать его ответ. В нем публицист настаивает на том, что не является русофобом, а как раз наоборот – считает себя убежденным интернационалистом. Кроме того, в его предыдущем материале, заявляет журналист, он не призывал к объединению ЕАО с Хабаровским краем.

Валерий Фоменко
Валерий Фоменко

член Союза журналистов РФ

Автор фото: Из личного архива

И ЭТО ВСЁ О ТОМ ЖЕ…

Мои размышления по поводу будущего Еврейской автономной области вызвали, смотрю, прямо-таки бурю возмущённых комментариев. Как я понимаю, мною была затронута некая запретная тема, что кажется отчасти странноватым. В представлении некоторых Фоменко чуть ли не антисемит, хотя я смело могу считать себя убеждённым интернационалистом, точно – антибюрократом и горячим сторонником рационального жизнеустройства.

В своё время меня, журналиста местных СМИ, попросту выдавили из прессы за систематически публикуемые мной критические материалы о положении малопродуктивных дел в совхозах-колхозах области. Где теперь эта система ведения сельского хозяйства вкупе с её мудрыми управленцами из край-, обл— и райкомов-горкомов? А уже в "демократические" годы (мне таки удалось, хотя и не без труда, к журналистике вернуться) от меня избавились опять же из-за моего скептического ("нежелательного", разумеется) отношения к работе новых властей. В частности, к зарождению и укреплению их в роли новоявленных "ума, чести и совести", а также "нашего рулевого" под эгидой движения "Наш дом – Россия". Да, эти всем известные люди у нас, как говорится, при всякой власти одной масти. Например, по подсчётам моего доброго знакомого Давида Вайсермана в "волковско-губернаторских" властных конторах и кабинетах сидело 70 процентов б/у партийно-советских руководителей. То бишь людей, не сумевших построить даже путного социализма, но охотно (по команде свыше) принявшихся строить рыночную экономику. Понятно, теми же самыми методами, что широко практиковались и в брежневские времена. Так что господин Волков, бывало, объезжал свои владения в точности так же, как делал это приснопамятный краевой "первый" товарищ Чёрный А.К. – в сопровождении солидного числа чиновной челяди в веренице персональных авто.

Короче говоря, и стилистика, и конечные результаты такого управления были, мягко говоря, одинаково неэффективными. И я прекрасно понимаю и братьев Вайсерманов – Дмитрия и Давида, и Леонида Школьника, и Семёна Натапова, и десятки и сотни им подобных эмигрантов, вовремя и верно рассмотревших хорошо проторённые пути "дальнейшего развития" Еврейской автономии. А поскольку, как говорят, кнутом обуха не перешибёшь, то многие-многие из тех, у кого голова и руки растут откуда надо, воспользовались авиарейсами в известных направлениях. В числе таковых мои бывшие сослуживцы в системе МВД, коллеги-учителя, члены бригады грузчиков ЧТФ да и журналисты (как видите, автор сих строк прошёл не один "университет", если вспомнить тут Максима Горького).

Пожалуй, я бы и до сего времени не покинул ряды действующих журналистов (для людей творческих профессий – артистов, писателей и художников – возраст не помеха: ведь не ушёл же на пенсию, например, Владимир Познер да и десятки других "возрастных" работников СМИ), но…

Как я отношусь к "лицам еврейской национальности", говорить, пожалуй, излишне. В своё время я был членом совета еврейской общины "Фрейд", в те же годы более или менее успешно освоил идиш и выступал в роли переводчика стихов и очерков, написанных на этом языке (загляните в альманах-ежегодник "Биробиджан"). Был я хорошо знакомым с биробиджанцами, коих смело причислю к людям неординарным и щедро наделённым от природы умом и талантами. Например, от покойного Якова Зиновьевича Когана я слышал стихи Овидия, которые он читал по латыни (помнил человек эти вирши с гимназических лет), не раз беседовал с Максом Клейном, который немного заикался, но заикался, по меньшей мере, на пяти языках, включая тот, на котором написана Тора. Приятельствовали мы с Борисом Табакмахером, по рассказам которого можно было написать целую книгу о жизни еврейских местечек. Кстати, Табакмахер писал стихи (чаще – басни) на родном идише, а затем удачно переводил их на русский и украинский. Я признателен также ныне покойному Михаилу Молоцкому, воевавшему в годы войны в итальянском Сопротивлении, и коллеге-журналисту Абраму Мордуховичу. Оба ветерана рассказывали мне о событиях военного времени такое, что в советской (да и в теперешней российской) печати вряд ли бы кто из редакторов отважился публиковать.

Ну и добавлю, что ваш слуга покорный довольно сносно ориентируется в еврейской истории и обычаях народа Книги, знает, к примеру, кто такие эрев-рав, близко знаком с идеями Менахема-Мендла Шнеерсона и содержанием книги под названием "Кицур шульхан арух", является автором "гариков по-биробиджански", написанных в стиле катренов Игоря Губермана, и человеком, переложившим с русского языка на идиш известную песню композитора Роальда Васильева "Люблю тебя, Биробиджан".

…Ну и отнюдь не считая себя русофобом, откровенно скажу так: если бы большую часть населения нашей области или пусть даже её областного центра составляли евреи, пускай изрядно советизированные и обрусевшие, город Биробиджан, по меньшей мере, выглядел бы несколько иначе, чем теперь. Вот только одно из соображений на сей счёт: словосочетание "наш город зелёный и чистый" родилось ещё в ту пору, когда улица Октябрьская была вымощена булыжником, а об асфальтированных тротуарах в центре города можно было только мечтать. И будучи в те годы работником милиции, могу сказать, что уровень криминала в Биробиджане 60-х был в сравнении с нынешним его уровнем прямо-таки невообразимо низким. Несмотря на прямо-таки непредставимо малочисленный штат работников горотдела милиции. Добавлю с вашего позволения ещё одну маленькую деталь к характеристике старого Биробиджана: не меньше трёх четвертей учеников-отличников школы №1 носили еврейские фамилии. И вряд ли большинство из них связывало своё будущее с биробиджанской пропиской.

И ради Б-га не надо думать, что пишущий эти строки выступает за изменения в Конституции РФ или за присоединение ЕАО к Хабаровскому краю. Убеждён я в одном: события, как правило, мало считаются с желаниями, стремлениями и "чаяниями" народных масс. Никто же не ждал не гадал даже в 80-х, что Союз "нерушимый" разрушится, а позднее на карте нынешней России появятся такие субъекты Федерации, как края Камчатский и Забайкальский. Только всегда было бы просто великолепно, если б любая форма чего угодно в точности отвечала своему содержанию. Или и в этом ещё кого-то убеждать надо?

А закончу эти свои "разглагольствования" собственным "гариком":

Многих бед и невзгод не узнает,

Будет многих сильней и мудрей

Тот, кто трудится, как китаец,

Тот, кто думает, как еврей.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

ЕАО обречена на исчезновение как отдельный субъект РФ – публицист Валерий Фоменко

В ЕАО постепенно начала прорастать еврейская культура — "Я так думаю" от Романа Ледера

Еврейская культура обеспечивает статус ЕАО как субъекта – "Я так думаю" от общественников

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia