О самом большом в Европе фестивале робототехники рассказала в интервью корреспонденту газеты "Биробиджанская звезда" Илье Воробьёву Наталья Симоненко. Она и ее ученики из клуба робототехники школы Биробиджана приняли непосредственное участие в этом событии. "Робофест-2016" прошел в апреле в Москве, сообщает ИА ЕАОMedia.
Наталья Симоненко. Фото: с сайта газеты Биробиджанская звезда"
— Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста, о соревнованиях, как вы на них поехали?
— Это были Всероссийские соревнования по робототехнике. В них участвовали 3,5 тысячи детей, почти 1 тысяча команд. "Робофест" уже проходил в регионах. Победив в Хабаровске, ребята получили право принять участие во всероссийском этапе соревнований. Представители ЕАО впервые побывали на соревнованиях такого рода и такого уровня.
— Какое впечатление они на вас произвели?
— Конечно, соревнования такого уровня производят большое впечатление. Начнем с того, что это огромная территория, на которой проходили 22 вида соревнований. Они шли четыре дня! Каждый день на сцене подводили итоги. Там были соревнования, о которых мы даже не слышали и видели в первый раз. Для себя мы почерпнули много интересного. Соревнования шли на роботах, сделанных на незнакомой нам платформе (хотелось бы ее освоить). Там проходил "JuniorSkills", о котором мы впервые узнали. Все было очень интересно. Мы получили большой эмоциональный заряд от общения с коллегами, детей с детьми. Это новый опыт. Его передача идет во время соревнований за счет общения. Мы посмотрели на работу и проекты других детей (проекты биробиджанцев были представлены в номинациях "Шорт трэк" и "JuniorFll"). Было очень интересно посмотреть, чем живут другие регионы. Что их волнует. Мы почерпнули и идеи для наших будущих разработок.
— Не могли бы рассказать об этом поподробнее?
— Начнем с того, что мы привезли туда проект утилизации макулатуры, это была модель. Многие регионы демонстрировали в принципе готовые к производству объекты. Нас поразил один проект. Дети сделали с помощью того самого конструктора, который нам хотелось бы освоить, инкубатор. Прямо на фестивале в нем вылупился цыпленок! Вы понимаете? Одно дело, ты модель делаешь, а другое – вот оно, рождение живого существа благодаря тому, что ты создал для этого условия. Поразительным было то, что дети делают не просто модели, а продукт, готовый к работе. Вот это впечатлило. Мы бы тоже хотели сделать не модель, а робота, который имел бы свое применение.
— Какой проект представляли наши ребята? Кстати, кто поехал на фестиваль?
— У нас было представлено две команды. "Новая школа" – шестиклассники Штепа Михаил и Нечаев Никита. Они стали победителями в номинации "Шагающий робот" в Хабаровске. Но, к сожалению, ее не было на всероссийском этапе, и они выбрали для себя направление "Hello, Robot, short track". Команда "Техник", младшее звено, ребята в возрасте до 9-ти лет, Гавриков Илья и Безверхний Арсений. Они представляли проект "Утилизация макулатуры". Что касается "Шорт трэк", в честной борьбе, конечно же, победили сильнейшие. Нашим ребятам не хватило опыта. Но они и получили опыт, думаю, он поможет им развиваться дальше. А ребята с проектом были отмечены дипломом в номинации "Покорение высот программирования".
— Вы выступали на протяжении всех четырех дней?
— Нет, первый день допускались только те, у кого были соревнования на второй день. А вот на второй день пускали всех. Тогда же было великолепное открытие. Выступал министр образования Дмитрий Ливанов, выступали представители и организаторы "Вольного дела" (фонд Олега Дерипаски – он также выступил на фестивале с получасовой речью) — то есть организаторы этого мероприятия. Третий и четвертый день – это дни нашего соревнования. Третий – техническая подготовка, в последний день ребята соревновались. Закрытия, к сожалению, мы не увидели. Закончив, сразу же уехали в аэропорт.
— А на фестивале была какая-нибудь культурная программа?
— На соревнованиях работали различные мастер-классы, где дети в перерывах могли как-то себя показать. Мне понравилась секция, где дети делали печенье, оформляя его в виде роботов, и потом с удовольствием ели его. Там были представлены различные фирмы со своими конструкторами и ребята могли их собрать. Можно было просто пройтись по территории, посмотреть на другие соревнования и, возможно, воодушевиться на дальнейшее участие в них. Была бесплатная фотосессия, можно было получить в подарок магнит. Что еще было интересного? Мне посчастливилось, пока мои дети были заняты соревнованиями, а нас, педагогов, в первый день к ним не подпускали, посетить Московский международный салон образования, который проходил в эти же дни в нашем павильоне на ВДНХ. Было очень интересно посмотреть, чем живут другие регионы. Там были представлены департаменты образования различных регионов, методическая литература, различное оборудование. Все это, конечно, впечатляло.
— Вы говорили о номинации "JuniorSkills", расскажите, что это такое?
— Насколько я поняла, это новшество для детей от 14 до 17 лет, которые хотели бы получить определенного рода рабочую профессию. Дети создают свои проекты и соревнуются в различных номинациях. В том числе "Робототехника", "Умный дом", есть номинация, в которой с помощью лазеров вырезают точные детали и затем из них собирают механизм за ограниченное количество времени. То есть, нужно создать проект, вырезать и собрать изделие. В это я еще не вникала глубоко. Задания там действительно сложнее, чем те, к которым мы привыкли. Они специфичны и привязаны к производству. Робот должен служить во благо какой-то деятельности, а не просто ехать быстрее, подниматься выше или быть более точным. Тут дети уже задумываются о том, как решить конкретную производственную задачу.
— Как мы уже поняли, на фестивале вы увидели много интересного — не грустно ли было покидать его? Какое настроение было у ребят, когда они вернулись домой?
— Эмоций было много. Мы встали рано утром и в девять часов вечера сели в самолет. По идее, надо бы лечь поспать, потому что мы прилетаем, а у нас здесь 11 утра. Но уложить детей было достаточно проблематично. Они всю дорогу обсуждали: "А почему так?", "Что было не так?", "Что было у других ребят?". По приезде домой, у них было еще два дня на то, чтобы обсудить все это с семьей. Придя в школу, дети эмоционально рассказывали своим одноклассникам о том, что они видели, что происходило. К примеру, вчера Арсений Безверхний презентовал свой проект для родительской общественности школы. Это нужно для того, чтобы родители знали, чем школа живет и на что тратятся деньги. Рассказ восхитил взрослых. Ну а третьекласснику оказалось эмоционально сложнее выступать дома, нежели в Москве!
— Ну и напоследок, мероприятие называется фестивалем, а фестиваль — это что-то веселое. Можно ли сказать то же самое и о "Робофесте"?
— Конечно, это был праздник. Изначально ощущалось праздничное настроение, стояли огромные экраны, где шла трансляция. Поскольку даже обойти сразу всю территорию соревнований было невозможно, на экранах мы видели какие-то интересные моменты соревнования. Шло награждение, каждый день выступали московские учащиеся, рок-группа, танцевальные коллективы. Так что это был настоящий праздник!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Проект из ЕАО высоко оценили на Всероссийском робототехническом фестивале в Москве