Общество. 14 июня 2016, 14:30
Дух недоверия на ЕГЭ порождает страх, заторможенность и неуверенность – ученый из ЕАО Виктор Никитенко. Фото: ИА ЕАОMedia
Я ТАК ДУМАЮ

Дух недоверия на ЕГЭ порождает страх, заторможенность и неуверенность – ученый из ЕАО

Виктор Никитенко в рубрике "Я так думаю" - о порочности единых госэкзаменов и их губительном влиянии на детей, педагогов и общество в целом

14 июня 2016, EAOMedia. Доктор педагогических наук из Биробиджана, заведующий лабораторией ИКАРП ДВО РАН Виктор Никитенко в рубрике ИА ЕАОMedia "Я так думаю" жестко раскритиковал систему единых государственных экзаменов (ЕГЭ). По словам профессора, атмосфера ЕГЭ пропитана недоверием, что свидетельствует лишь о том, что за годы школьного обучения не удалось воспитать девушек и юношей, которым можно доверять, которые с честью выдержат испытание свободой, а также о том, что и учителям доверия нет. Все это, добавляет ученый, порождает страх, состояние заторможенности, неуверенности и другие, отнюдь не продуктивные психологические состояния. Виктор Никитенко не скрывает – он, как и многие его именитые коллеги, выступает за отмену ЕГЭ и возвращение былой системы экзаменов.

Виктор Никитенко
Виктор Никитенко

заведующий лабораторией региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН

Автор фото: сайт УМВД России по ЕАО

Воспитание… недоверием?

Федеральные и региональные СМИ активно принялись освещать очередную кампанию итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ. Показала несколько телевизионных сюжетов о приходе школьников в центры сдачи экзаменов и ГТРК "Бира".

Обращают на себя внимание лица большинства приходящих на экзамен, которые не выражают радости от того, что проучившиеся 10-11 лет школьники настроены на успех в деле, дающем им право получить "путевку в жизнь" ‑ аттестат об общем среднем образовании. Я не говорю уже о том, что в их руках нет букетов цветов, как это традиционно было при сдаче выпускных экзаменов до навязанной в угоду неизвестно кому системы ЕГЭ. Зато ярко освещается, как ужесточается контроль над процедурой аттестации с помощью надсмотрщиков и сторонних наблюдателей, металлоискателей и видеокамер. Создается впечатление, что почти сроднившихся за "школьные годы чудесные" детей и их педагогов насильно погружают в атмосферу откровенного недоверия. Между тем, выдающиеся отечественные, и не только, педагоги утверждали, что без доверия нет воспитания. В этой связи вспоминается эпизод из признанного во всем мире педагогического опыта советской эпохи А.С.Макаренко, описанного им в "Педагогической поэме", когда предрасположенному более других к кражам воспитаннику детской колонии ее заведующий доверяет пистолет, лошадь и поручает получить в банке города месячное денежное содержание на всю колонию. Воспитанник с честью выполнил это поручение.

Атмосфера недоверия на ЕГЭ свидетельствует лишь о том, что за годы школьного обучения не удалось воспитать девушек и юношей, которым можно доверять, которые с честью выдержат испытание свободой, а также о том, что и учителям доверия нет. Многие ли выпускники при этом захотят быть педагогами?

Система итоговой аттестации в форме ЕГЭ и тестовые задания к ним, кроме того, что многими оцениваются как примитивные и формальные, демонстрируют попрание основополагающего принципа гуманистической педагогики ‑ единства обучения и воспитания, который в большей мере соблюдался в советской системе образования. ЕГЭ никак не выявляет итоги духовно-нравственного развития учащихся, что отслеживалось при сдаче экзаменов "с глазу на глаз" учениками перед своими же учителями, а также по содержанию их устных ответов и сочинений по русскому языку и литературе.

Кого можно воспитать недоверием? Конечно же, недоверчивого человека, который и впредь будет строить стены недоверия между собой и другими. Между тем, спросите любого ребенка, да и взрослого, что он предпочитает, чтобы ему доверяли, или чтоб не доверяли. Ответ очевиден.

Атмосфера недоверия порождает страх, состояние заторможенности, неуверенности в праведности своих деяний и другие, отнюдь не продуктивные психологические состояния. Весь этот негатив касается и учеников, и их родителей, и учителей, и, в конечном счете, отношений в обществе.

Гуманистической педагогике свойственна опора на положительное, а не ориентация на отрицательное. Поддержка честных поступков педагогическими средствами, в том числе общественным мнением, гораздо созидательнее, чем запретительные меры. Вспомним, как закреплялась привычка пассажиров общественного транспорта оплачивать проезд под влиянием одних только взглядов попутчиков. Конечно же, были и "зайцы", но общий тренд складывался позитивно. К сожалению, "невидимая рука рынка" разрушила это начинание. К разрушению доверительной атмосферы на экзаменах привело и повсеместное насаждение ЕГЭ. Кстати, до сих пор такая форма аттестации не находит единодушной поддержки со стороны педагогов. Это показали и исследования, проведенные сотрудниками Лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН совместно с ОблИПК ПР. Об отмене ЕГЭ и возвращении былой системы экзаменов просили Президента России во время прямого эфира в 2015 году и ученики одной из петербургских школ. Это о чем-то говорит?

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

С автономности ЕАО стригут купоны те, кому это выгодно – "Я так думаю" от Валерия Фоменко

Капитализм с нечеловеческим лицом углядел в России публицист из ЕАО

Профессор ПГУ: исторический роман евреев с Россией закончился, ЕАО — часть этого процесса

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia