Представители педагогического сообщества ЕАО не увидели положительных изменений в содержании российского образования после присоединения РФ к Болонскому соглашению, сообщил доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией ИКАРП ДВО РАН Виктор Никитенко. При этом он не считает возможным "откат" к советской системе образования. Тем не менее инициатива биробиджанца, разместившего на популярной платформе петицию о возврате старой системы, свидетельствует о нарастании критических настроений в разных средах, сообщает ИА ЕАОMedia.
Напомним, активист из Биробиджана Андрей Кирюшин опубликовал на специальной платформе change.org петицию адресованную президенту России Владимиру Путину. В ней он требует "запретить Болонскую систему в России и вернуть лучшее в мире советское образование".
На 1 августа петицию подписали 234 человека.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Профессор из ЕАО: Реформа образования в России – плохой бюрократический спектакль
Петицию о возврате к советской системе образования направил президенту биробиджанец
заведующий лабораторией региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН
Автор фото: сайт УМВД России по ЕАО
Прежде всего, импонирует гражданская позиция автора. Человек искренне озабочен судьбами молодых в современной России и самой России. И он в этом не одинок. Прочтите размещенную в Интернет книгу доцента МГИМО О.Н.Четвериковой об утрате российской системой образования своей суверенности. Да и лидер КПРФ Г.А.Зюганов постоянно озабочен возрождением лучших традиций советской системы образования.
Автор петиции по существу прав в том, что навязанные сверху подражательные странам Европы реформы российского образования не сделали эту систему лучше, особенно в части ее результатов. Это подтвердили и социологические опросы педработников ЕАО, проведенные в 2014-2015 гг. сотрудниками ИКАРП ДВО РАН и областного ИПК ПР. Большинство опрошенных отметили, что за годы образовательных реформ стали заметны улучшения в учебно-материальной базе учреждений образования. Что же касается самого образовательного процесса и его результатов, то, по мнению большинства, "ничего не изменилось" или "стало хуже".
В то же время, почти половина педагогов позитивно отнеслись к ЕГЭ. Значит, такая форма аттестации приживается, и даже у некоторой части учеников, судя по интервью, показанным по местному TV. Очевидно, ЕГЭ имеет свои положительные стороны. Но когда я еще студентом слушал лекции по педагогике, то профессора резко критиковали зарубежные формы тестирования учащихся и студентов как формальные и не представляющие полной картины их образованности, особенно в части воспитания.
Соглашение министров образования стран ЕС, подписанное в Болонье, касается в основном высшего образования, но тоже предполагает излишнюю формализацию. Россия же, страна, не входящая в ЕС, евроазиатская, и с какой стати наш министр образования подписал в 1999 году в Берлине болонское соглашение, остается не ясным. Кстати, педагогическая и академическая общественность с самого начала только частично соглашалась с введением ЕГЭ и болонской системы. Сегодня профессорско-преподавательский состав вузов увяз в бумаготворчестве, бесконечно составляя УМК и рабочие программы к образовательным стандартам бакалавриата, магистратуры, специалитета, которые непрерывно изменяют. Работать "вживую" со студентами некогда. Психологами доказано, что составление излишних бумаг приводит к эмоциональному выгоранию, и преподаватель становится студентам не интересен. Стандарты были и в советское время, но они состояли из государственного учебного плана и государственных программ по учебным дисциплинам. Ориентируясь на эти документы, учителя и преподаватели были свободны в выборе форм преподавания и общения со своими учениками. Результаты были налицо – достаточно высокий уровень образования. Советские школьники и студенты лидировали на международных олимпиадах по большинству предметов, а дипломы советских специалистов с высшим образованием без труда проходили нострификацию в зарубежных странах.
ЕГЭ и болонские "нововведения", хотя и принудительно, но стали входить в систему образования России. Надо ли их также принудительно запрещать, и можно ли вернуть советскую систему образования? Для этого надо вернуть СССР в прежнем его виде. А это невозможно, во всяком случае, ненасильственным путем. Во-первых, "снаряд дважды в одну воронку не попадает", во-вторых - и в советской системе образования было не все безупречным. Соблюдая принцип (или даже закон) преемственности, надо из прошлого заимствовать все лучшее в настоящем и будущем. Нужны тщательный анализ и исследования достоинств и недостатков советского образования, обоснование возможностей для заимствования лучшего. Кстати, в ЕГЭ и болонском соглашении достоинства тоже есть. А пока, думаю, что запрещать ничего не надо. Правильнее было бы дать возможность ученикам и их родителям, учителям, студентам и преподавателям выбирать программы обучения и формы аттестации, а образовательным учреждениям - предлагать разные варианты.