Общество. 3 августа 2016, 12:00
Людмила Копёнкина - о плюсах и минусах "настройки" образовательного процесса в России. Фото: ИА ЕАОMedia
Я ТАК ДУМАЮ

Болонская система позволяет утекать мозгам за рубеж – зампред гордумы Биробиджана

Кандидат педнаук Людмила Копёнкина в рубрике "Я так думаю" - о минусах и бесспорных плюсах "настройки" образовательного процесса в России

3 августа 2016, EAOMedia. Почетный работник общего образования РФ, зампред гордумы Биробиджана Людмила Копёнкина высказалась насчет интернет-петиции, в которой житель областного центра потребовал "вернуть лучшее в мире советское образование". По мнению кандидата педагогических наук, в современной Болонской системе, как и в любой другой, есть свои минусы. Например, она "позволяет утекать мозгам за рубеж". При этом педагог с 30-летним стажем работы обращает внимание и на бесспорные плюсы "настройки" образовательного процесса. В рубрике ИА ЕАОMedia "Я так думаю" Людмила Владимировна подробно объяснила, почему она не может подписать петицию биробиджанского активиста.

"Почему я не могу подписать петицию

Надо отметить, что в целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу продолжает оставаться настороженным. Значительная часть преподавателей убеждена, что российская система высшего образования, оставшаяся в наследство от СССР, является лучшей в мире, и любое вмешательство в нее сказывается на качестве подготовки студентов.

Но это не совсем так. В условиях, когда в современном мире царят процессы глобализации, расширения международных культурных связей, бесспорно, высшее образование не может остаться в стороне и, соответственно, должно развиваться.

Но осуществление различного рода принципиальных изменений должно быть обеспечено оптимальными связями с изменениями, которые происходят в других областях общественной жизни, в противном случае возникнет разрыв между качеством образования и реальными процессами, протекающими в обществе. В то же время сфера высшего образования является тонким инструментом, изменение и настройка которого требует взвешенности и аккуратности.

В Болонском процессе, как и в любой другой системе, есть плюсы и минусы.

Бесспорно, он отвечает интересам дальнейшей интернационализации и упрочению европейских экономических, культурных связей, интегрирует российскую систему образования в европейскую. Двухуровневая система высшего образования, с одной стороны, дает возможность студентам повышать свой профессиональный уровень. После окончания бакалавриата он может приобрести более высокий профессиональный статус в магистратуре. В тоже время указанная система позволяет гибко менять профиль подготовки, что важно в условиях быстро меняющегося спроса на специальности. Кроме того, можно после бакалавриата по одной специальности получить образование в магистратуре по другой специальности. Положительным является и то, что диплом об окончании вузов не нуждается в подтверждении за рубежом. Таким образом, нельзя не видеть определенных плюсов Болонской системы.

В то же время эта система позволяет утекать российским мозгам за рубеж.

Отрицательным моментом является то, что Болонская система ставит своей целью унификацию высшего образования, не учитывает традиционные национальные и культурные ценности, менталитета российских студентов. Сама идея создания единой европейской системы образования является продуктивной, соответствует реалиям сегодняшнего дня, а вот ее реализация требует серьезной проработки и изменений.

Не могу согласиться с автором петиции, как ученица и учитель, что государственные экзамены воспринимались всеми школьниками как праздник. Будучи школьницей, я имела пятибалльный аттестат, и могу сказать, что государственные экзамены для меня всегда требовали особой мобилизации и являлись преодолением некого барьера. Разве прежняя система, когда мы сдавали по семь-восемь экзаменов в 10 классе, а затем по четыре вступительных экзамена в вуз, была такой уж простой и не вызывала волнений, как единый государственный экзамен сейчас? Думаю, что большинство ответит отрицательно. Идеальной системы контроля знаний выпускников не существует, вряд ли удастся когда-нибудь ее создать.

ЕГЭ как форма итоговой аттестации разрабатывалась для проведения единой системы оценки знаний выпускников, с универсальными заданиями, исключает какой-либо субъективный подход. Страхи, о которых пишет автор, во многом преувеличены, причем самими взрослыми. К сожалению, многие "страшилки", связанные с ЕГЭ, являются следствием того, что в СМИ представлено много недостоверной и непроверенной информации. Это формирует в обществе с одной стороны, некое идеализированное представление о ранее применимой традиционной форме экзаменов, с другой стороны, преувеличенно предвзятое негативное отношение к ЕГЭ. Да, ЕГЭ далеко не эталон.

Кстати, опрос, проведенный среди выпускников в 2014 году Министерством образования РФ, показывает, что возвращаться к прежней форме аттестации 80% опрошенных не хочет.

Не будем забывать и о субъективности оценивания знаний в предыдущей системе: нередко личное отношение учителя к конкретному ученику непроизвольно влияло на оценку, которая выставлялась на экзамене. Многие учителя держали в голове формулу: "3" ставим ученику, а "2" держим в уме". И на моей памяти есть случаи, когда серебряные медалисты получали на школьном экзамене "пять", а при поступлении в наш пединститут, на вузовском экзамене им ставили неудовлетворительную оценку. Требования к уровню подготовки на оценку "отлично" в гимназии, в обычной городской школе и в школе отдаленного села также значительно отличались. ЕГЭ ставит всех учеников в одинаковые условия, исчезает возможность субъективной оценки.

Поступить в престижные вузы простым выпускникам школ, тем более из глубинки, было во времена СССР крайне сложно, да и программы вступительных экзаменов отличались от школьных. Введение ЕГЭ представило нашим детям возможность по результатам экзамена подавать документы в любые вузы страны. Сотни выпускников из Биробиджана учатся в престижных вузах г. Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока.

Именно благодаря ежегодному анализу прошедшего ЕГЭ, с учетом отзывов выпускников, сдавших ЕГЭ, их родителей система ЕГЭ совершенствуется. ЕГЭ давно перестал быть "угадайкой", поверьте, не каждый человек с высшим образованием справится с ЕГЭ по русскому языку и математике даже на 40 баллов. Произошли изменения в контрольно-измерительных материалах по гуманитарным дисциплинам: часть В требует самостоятельного решения или ответа на поставленный вопрос, никаких подсказок нет, а часть С предполагает развернутые ответы и подробные решения, проверка которых осуществляется группой экспертов.

Кстати, рассматривать всех выпускников как безграмотных не стоит. 100% одиннадцатиклассников в городе Биробиджане успешно справились с ЕГЭ по русскому языку, средний балл составил 72,7.

Не стоит ожидать от итоговой аттестации прямого влияния на качество образования, нет смысла по итогам ЕГЭ сравнивать работу конкретных учителей, школ, так как в каждом конкретном случае мы имеем абсолютно разных детей, отличающихся друг от друга, в том числе и по своим интеллектуальным способностям. На мой взгляд, честность проведения ЕГЭ — главное условие его эффективности. Жаль, что для наших выпускников эта честность достигается довольно жесткими мерами в виде металлоискателей, камер внешнего наблюдения.

Статистики, подтверждающей участившиеся случаи суицида из-за ЕГЭ нет, к сожалению, и в период традиционных форм сдачи экзаменов трагедии имели место, но информация о каждом таком случае не распространялась через СМИ. Но это не значит, что нам не нужно беспокоиться, наоборот, каждая подобная трагедия могла быть предотвращена, если бы взрослые (родители, учителя) не делали из результатов ЕГЭ "страшное пугало", если бы относились к нему как к одному из этапов жизни молодого человека.

Неудача на ЕГЭ, на мой взгляд, не должна быть трагедией, не получилось сразу сдать — надо набраться сил, подготовиться и пересдать. По моему мнению, причины суицида имеют более глубинный характер и лежат в непонимании проблем детей родителями, жестоком обращении, насилии в семье, в нежелании родителей проживать с ребенком его школьную жизнь. Родители, как правило, заняты материальным обеспечением семьи, а проблемы внутреннего мира ребенка уходят на второй план.

Новые программы школьного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами построены на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, образование и др. Эти ценности формирует не только школа, но и в первую очередь семья, окружающая действительность. И в этом не стоит сомневаться.

Чтобы наши дети были счастливы и психически здоровы, у них должны быть счастливые семьи, понимающие и любящие их родители, развивающая и воспитывающая школа, высокопрофессиональный, творческий и удовлетворенный своей работой учитель. Если все эти векторы совпадают, то будет крепкой и Россия", — считает Людмила Копёнкина.

Напомним, активист из Биробиджана Андрей Кирюшин опубликовал на специальной платформе change.org петицию адресованную президенту России Владимиру Путину. В ней он требует "запретить Болонскую систему в России и вернуть лучшее в мире советское образование". На момент подготовки материала петицию подписали 240 человек.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Педработники ЕАО не увидели "плюсов" в новом содержании образования – Виктор Никитенко

Профессор из ЕАО: Реформа образования в России – плохой бюрократический спектакль

Петицию о возврате к советской системе образования направил президенту биробиджанец

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia