Сегодня народная активность исходит только от ТОСов и общественных организаций, а рядовые граждане остаются такими же пассивными, как и 20 лет назад во время первых выборов, уверен председатель биробиджанской городской Думы Павел Ворожбит. Об этом он сообщил корр. ИА ЕАОMedia во время интервью, посвященному 20-летию местного самоуправления.
27 апреля местному самоуправлению Биробиджана исполнится ровно 20 лет. По этому поводу в здании мэрии областного центра планируют провести торжественное заседание городской Думы, на которое будут приглашены депутаты пяти созывов городской Думы, где народные избранники вспомнят, как в Биробиджане зародилось местное самоуправление. В преддверии значимой даты председатель биробиджанской гордумы Павел Ворожбит рассказал в интервью корреспонденту информагентства об эффективности работы органов местного самоуправления и перспективах его развития.
— Павел Васильевич, европейскому самоуправлению исполнилось 300 лет, нашему — всего 20. Вы сами были свидетелем образования местного самоуправления в Биробиджане. Расскажите, как все было?
— Становление местного самоуправления проходило в непростых условиях. Первые в истории областного центра выборы депутатов городской Думы состоялись 27 апреля 1997 года. Однако начало процессу создания органов местного самоуправления было положено еще в 1993 году, когда вышли указы президента России "О реформе местного самоуправления в РФ" и "О гарантиях местного самоуправления в РФ". В соответствии с этими правовыми актами глава администрации области издал постановление "О назначении выборов главы местного самоуправления г.Биробиджана", которым было также утверждено положение о проведении выборов главы местной администрации и выборов в городское представительное собрание. Голосование было назначено на 9 октября 1994 года.
Негативным образом на развитии местного самоуправления отразилась нестабильная политическая и экономическая ситуация первой половины 90-х годов как в стране, так и в ЕАО. Группа руководителей биробиджанских предприятий обратилась к главе администрации ЕАО с письмом, в котором они просили отменить выборы главы местного самоуправления и депутатов представительного собрания. 14 сентября 1994 года руководителем ЕАО было принято соответствующее постановление.
Но уже 28 августа 1995 года принят ФЗ №154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым в Биробиджане впервые решили провести местный референдум. Горожанам предложили ответить на вопрос: "Быть или не быть местному самоуправлению в городе Биробиджане?". Участие в голосовании 20 октября 1996 года приняли почти 17,4 тысяч избирателей. Горожане ответили: "Местному самоуправлению быть!".
Выборы в представительный орган местного самоуправления назначили на 27 апреля 1997 года. Биробиджанцам предстояло избрать 11 депутатов со сроком полномочий 2 года. Выборы в этот день состоялись. Так в Биробиджане был сформирован первый представительный орган местного самоуправления. День 27 апреля 1997 года по праву может считаться днем рождения местного самоуправления в Биробиджане.
— Чего удалось добиться муниципальному образованию сегодня? Приведите какой-нибудь показательный пример эффективности работы местного самоуправления.
— В этом (пятом) созыве мы уже отработали практически полсрока и за это время установили тесную связь с избирателями. У нас принято новое положение о наказах избирателей. Ведь и депутаты избирались по одному от каждого избирательного округа, поэтому каждый из них настойчиво следит за тем, в какой мере исполняются "обещания", которые он дал гражданам в период предвыборной кампании. Они и легли в основу нашего Положения о наказах избирателей. Мы ежегодно совместно с мэрией планируем, какие наказы будем выполнять в текущем году, стараемся держать на контроле их исполнение. За 5 лет мы постараемся выполнить большинство из них. Правда, такая возможность в связи со сложной финансовой ситуацией у нас есть не всегда.
Если говорить о конкретных результатах нашей работы, то сегодня вопросы переселения граждан из ветхого жилья решаются гораздо эффективнее. Когда мы в 2000-е годы начинали работать в этом направлении, это были только маленькие росточки. Понятно, что муниципалитет сегодня сам не в состоянии за счет своей доходной части городского бюджета решить самостоятельно эти вопросы. В соответствии с федеральным законодательством, при поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ и области мы сегодня эти вопросы решаем конструктивно. Причем цифры говорят сами за себя. Всего за время реализации программы с 2013 по 2017 годы предусмотрено расселение 73-х многоквартирных аварийных домов или 796 жилых помещений общей площадью почти 30 тысяч кв. метров. Улучшат при этом свои жилищные условия более 2-х тысяч граждан. На сегодняшний день расселен и снесен 51 многоквартирный дом из 73-х. Уже порядка 70% этой программы исполнено. Улучшили свои жилищные условия 1 463 гражданина (67,3%).
В 2017 году мы до 1 сентября должны полностью реализовать программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Этот вопрос решается совместно с нашими коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации, руководства области. Есть уверенность, что эта программа и дальше будет работать, тогда мы снесем наш аварийный фонд, и люди получат новое комфортное жилье.
— Считается, что местное самоуправление – это самая близкая к людям власть. Скажите, а как рядовые граждане могут повлиять на работу властей и придать стимул чиновникам для качественного исполнения ими своих обязанностей? Есть ли такой инструмент и насколько он востребован?
— Сегодня власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так определено у нас Конституцией. А между органами местного самоуправления и населением есть еще один "мостик" – это система территориального общественного самоуправления. Активисты ТОС находятся непосредственно на местах – это группы людей, которые живут в одном подъезде, доме, группе домов, улице, микрорайоне или поселке. Этот институт самоуправления сегодня очень активно работает в городе. Все это поддерживается непосредственно через муниципальные гранты. Советы микрорайонов самостоятельно участвуют в грантах как юридические лица.
Депутаты работают в тесном контакте с активистами ТОС. Более того, у нас есть и депутат, являясь председателем "Совет микрорайона "Биробиджан-2", представляет интересы своего микрорайона – это Валентина Григорьевна Корнева. Наши активисты превратили муниципальное образование в учебную площадку, где они делятся и обмениваются опытом работы по самоорганизации граждан с другими муниципальными образования области. Им есть, что показать, чем поделиться с другими.
К сожалению, сегодня народная активность в основном исходит только от ТОСов и общественных организаций. Рядовые граждане остаются такими же пассивными, как и 20 лет назад во время первых выборов. Конечно, мы проводим публичные слушания и по Уставу города, и по другим важным документам, включая городской бюджет. Люди на встречах с депутатами высказывают свои предложения, но они носят в основном коммунальный характер. А вот неравнодушных горожан, желающих исполнить свой гражданский долг – прийти и высказать свое мнение на публичных слушаниях, выборах, остаться неравнодушным к тому, что происходит в городе, немного. Да и на выборы приходит 18-20% биробиджанцев, максимум 25%. Наверное, что-то здесь неправильно. Менять надо отношение к своему родному дому, городу.
— Павел Васильевич, я знаю, что вы представляете общественную организацию "Всероссийский совет местного самоуправления" в ЕАО. Насколько сегодня это рабочий инструмент?
— Это общественная организация, которой уже больше 10-ти лет. Она была создана 31 мая 2006 года как "профсоюзы местного самоуправления". Ее организаторами были депутаты Государственной Думы. Они хотели объединить все муниципальное сообщество (это и депутаты, и главы поселений всех уровней) в один общественный орган, который мог бы аккумулировать все беды и чаяния каждого поселения, городского округа, муниципального района и так далее. Так представители этой общественной организации смогли бы выдвигать свои предложения на рассмотрение в Госдуму и президенту. В итоге был создан Совет муниципальных образований при Госдуме и Президенте РФ, где представители ВСМС непосредственно с мест выносят на обсуждение те проблемные вопросы, которые необходимо решать по всем нашим муниципальным образованиям. Например, представители этой организации внесли изменения в закон о муниципальной службе, налоговое законодательство и другие законодательные акты.
— Как вы оцениваете перспективы развития местного самоуправления?
— Считаю, что за 20 лет работы у нас накопился хороший опыт, появилась достаточная правовая база для осуществления наших полномочий, а это и есть фундамент для развития. Сегодня самая первая наша задача – сделать все, чтобы биробиджанцам жилось комфортно и уютно. Чтобы все вопросы местного значения, которые на нас возложены, исполнялись и решались в полном объеме. Но, как ни банально, для этого в первую очередь необходимо финансовое обеспечение местного самоуправления. Ведь есть глобальные вопросы, например, те же вопросы переселения граждан из аварийного жилья, о которых я упоминал. Посмотрите, в каком состоянии находится МУП "Водоканал", необходимо и очистные сооружения менять, и наши коммуникации водоснабжения и водоотведения ветшают год от года. Нас также беспокоит состояние главной котельной города — биробиджанской ТЭЦ... И здесь нам необходима помощь.
Также, конечно, хотелось бы больше свободы в проведении бюджетной политики города. То есть льготы и социальные выплаты, которые предоставляются на федеральном и региональном уровнях, должны компенсироваться муниципалитетом в полном объеме. Я считаю, что местное самоуправление состоялось, депутаты слышат своих избирателей и делают все возможное для развития и процветания родного города, а это главный итог 20-летней работы.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Павел Ворожбит: В истории столицы Еврейской автономной области было немало значимых вех
Павел Ворожбит: Работа биробиджанской гордумы в 2016 году была продуктивной