Обнаружить в Биробиджане жевательную резинку серии "Five. Правда или действие", которая наделала переполох во многих российских регионах, корр. ИА ЕАОMedia не удалось. По мнению родителей, а в отдельных субъектах и правоохранительных органов, на обертках некоторых пластиков содержится информация, наводящая детей на мысли о самоубийстве. В супермаркетах и магазинах столицы ЕАО по-прежнему можно без проблем приобрести обычную жевательную резинку "5". Однако изымать ее торговые точки не спешат, поскольку этого и не требуется – на обертках вообще отсутствуют какая-либо информация.
Напомним, в середине марта из разных регионов РФ поступила информация, что популярная игра "Правда или действие" перекочевала на жвачки и приобрела совсем небезопасный оттенок: покупателям (среди которых много детей) буквально бросают вызов совершить некое действие, которое не укладывается в рамки стандартного поведения. Более того, часть заданий напрямую связана с риском для жизни и призывом задуматься о смерти.
Сперва сообщения в соцсетях с фотографиями жвачки, которая берет покупателя на "слабо", заставляя рисковать жизнью или думать о смерти, жители страны воспринимали как очередной вброс. Однако вскоре стало ясно, что это — не чья-то шутка или фоторедактирование. В самых разных магазинах — от сетевых до локальных — обнаруживалась такая жвачка. Покупателям предлагают сделать фото на самой высокой точке города, напроситься в гости к таксисту, поразмышлять о том, как бы ты провел последние 24 часа жизни или вообще как долго хочется жить.
Стоит отметить, что обнаружить простую жвачку "5" в магазинах и супермаркетах Биробиджана не составляет труда. Изымать ее из продажи не намерены, поскольку нужды в этом нет. В рамках эксперимента такая жвачка была приобретена корр. ИА ЕАОMedia в нескольких торговых точках в разных микрорайонах города, но никаких призывов к опасным поступкам или какой-либо иной информации на обертках не было. Отыскать наделавшую шума жевательную резинку с пометкой "Правда или действие" не удалось (возможно, она была изъята в первые дни скандала).
Снимать с продажи наделавшую шума жевательную резинку "5" не спешат магазины Биробиджана. Фото: ИА ЕАОMedia
Повода к радикальным мерам пока не видят и в управлении Роспотребнадзора по ЕАО. Там пояснили, что для проведения проверок необходимо, чтобы в ведомство поступила жалоба от потребителей. Между тем, в разных регионах страны после обращений родителей детей в правоохранительные органы сомнительный товар начали изымать из продажи.
Так, департамент лицензирования и торговли Приморского края накануне рекомендовал руководителям предприятий розничной торговли прекратить продажу жевательной резинки "5". В документе сказано, что на обертках содержится информация, которая в нарушение федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" может причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, а также расцениваться как призыв к суициду. В нем также добавляется: "В случае наличия у вас данного товара департамент рекомендует незамедлительно приостановить реализацию указанной продукции и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю о проведении экспертизы изделия на предмет содержания на этикетках запрещенной информации".
Жвачка "5" наделала переполох во многих регионах РФ. Фото: из соцсети
Возврат из продажи жевательной резинки "Five. Правда или действие" организован министерством торговли и продовольствия Сахалинской области. "5" с пугающим текстом на обертке изымают из продажи и в хабаровских торговых сетях.
— На прошлой неделе нам поступила информация от наших категорийных менеджеров о срочном снятии с продажи "Five. Правда или действие". Мы сразу провели проверку, сняли весь этот товар, так что уже на прошлой неделе у нас его не было. А затем поступило официальное письмо от поставщика о том, что они отзывают товар, — сообщили в гипермаркете "Три кота" на Суворова.
— Этой жевательной резинки у нас уже нет. К нам обратились из правоохранительных органов по этому поводу, и теперь она из оборота изъята, — сообщили в минимаркете "8/11".
Однако так обстоит дело не во всех торговых точках, в некоторых о проблемах с жевательной резинкой узнают лишь от журналистов.
Руководитель общественного проекта "Детство в радости без опасности", специалист в сфере новых медиа Майя Шалунова считает, что использование призывов к опасным для жизни и здоровья действиям в упаковке жвачки говорит о безответственности маркетологов, которые пытались привлечь внимание подростковой аудитории, манипулируя тягой детей к играм.
— Случайным ли образом так совпало, что рекламная акция "Правда или действие" была запущена параллельно с процессом развития суицидального интернет-движения в странах постсоветского пространства и в первую очередь в России? Или маркетологи компании, выпускающей жевательную резинку, намеренно использовали увлеченность подростков опасной тематикой, чтобы раскрутить свой продукт? Выявить причинно-следственную связь в данной ситуации должны правоохранительные органы. Однако оставить произошедшее без последствий было бы проявлением равнодушия к тому, что подобные случаи могут повторить другие организации и в других форматах, — считает Шалунова.
Специалист отмечает как важное, что родители не остались безучастными к данной теме, проявили бдительность и обратились с жалобами.
— Благодаря этой активности руководство компании, выпустившей скандальную продукцию, было вынуждено снять жевательную резинку с продажи и прекратить ее рекламную акцию. Ситуация с провокационными вкладышами в упаковках — это сигнал всему обществу. Сигнал о том, что происходящее в Интернете сегодня может ощутимо войти в нашу жизнь уже завтра. Сигнал о том, что коммуникации с подростковой аудиторией необходимо выстраивать на одном с ней языке и в привычном для нее формате. Сигнал о том, что активная гражданская позиция родителей способна поставить интересы детей выше коммерческих интересов даже международной компании, — подытожила Майя Шалунова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Власти Приморья рекомендовали торговым сетям прекратить продажу жвачки "5"
Пугающую жевательную резинку изымают из продажи в магазинах Хабаровска