Уникальный для всей ЕАО завод по производству кисломолочной продукции из сои (местной царицы полей) откроется в Биробиджане уже в 2017 году. "Встать на крыло" местному предпринимателю Сергею Петрову помогло участие в бизнес-инкубаторе – совместном проекте банка "Восточный" и правительства области. Какую продукцию будет выпускать предприятие? Увидят ли ее местные потребители? Какова роль бизнес-инкубатора в становлении стартапа? На эти и многие другие вопросы Сергей Петров ответил в интервью корр. ИА ЕАОMedia.
Сергей Петров. Фото: предоставлено банком "Восточный"
— Сергей Геннадьевич, когда зародилась идея открыть подобное производство?
— С технологией переработки сои я познакомился больше 10 лет назад. За это время многое поменялось, технологии усовершенствовались. И вот теперь стало интересно попробовать реализовать все в производстве. Предполагается организация выпуска пищевых продуктов небольшого объема. Строительство собственных площадей пока не предполагаем. Пока прорабатываем возможность аренды производственного цеха площадью порядка 80-ти кв. метров на территории акционерного общества "Виктория".
— Какую продукцию вы намерены предложить потребителю?
— Если мы посмотрим на продукцию, которую производит азиатский регион (Китай, Япония, Корея) – они традиционно делают из соевых бобов молоко. Оно, конечно, обладает специфическим для европейского потребителя привкусом, не совсем обычным, не всем нравящимся. Тем не менее, это полезная продукция растительного происхождения.
Мы пытались просчитать, какой продукт на основе соевого молока можно предложить на территории России, опираясь, например, на опыт молочного завода Комсомольска-на-Амуре, который выпускает соевое молоко с добавлением различных фруктовых соков. Пришли к мысли, что чисто молоко само по себе не будет так интересно потребителю, хотя современные технологии позволяют выпускать его с более привычным вкусом.
Мы же решили опробовать технологию производства кисломолочных продуктов. Это сметанообразный продукт на основе соевого молока с добавлением сухого коровьего, соевые йогурты, десерты, творог, сырки на основе тофу. Кроме того, можно делать вареники с творогом.
При этом, переработав план действий, мы пришли к необходимости разбить производство на два этапа. Сначала запустим производство соевого творога и продуктов из него, в частности, вареников. В дальнейшем будем устанавливать оборудование для реализации второго этапа – производства кисломолочных продуктов.
— Какую роль в становлении вашего предприятия играет бизнес-инкубатор?
— Бизнес-инкубатор является локомотивом всего дела. Основной момент, который не позволял организовать производство – отсутствие финансирования. Мы уже несколько лет рассматривали различные варианты финансирования этого проекта, чтобы организовать производство. Но в силу ряда причин не получалось. А здесь как раз подвернулся отличный вариант участия в программе, получения инвестиций.
Мы подали заявку, приняли участие в конкурсе. Наш проект рассмотрели, одобрили, и банк "Восточный" выделил денежные средства в виде инвестиций. Сейчас мы организовали юридическое лицо. Планируем закупку оборудования и большой запуск. Кстати, первоначально мы запросили 1,5 млн рублей. В процессе переговоров и оптимизации схемы производства пришли к выводу, что все-таки потребность выше. И банк нас проинвестировал на 2,5 млн рублей.
— Про рынки сбыта уже думали?
– Продукция может представлять интерес для крупных городов, где население в большинстве своем стремится к здоровому образу жизни. Соответственно, большое значение для них имеет правильное питание. С другой стороны, у нас на первоначальном этапе планируются достаточно скромные объемы производства. Поэтому мы были бы удовлетворены, если бы организовали производство и сбыт хотя бы тонны продукции пока на территории ЕАО. Это более чем достаточно, чтобы убедиться, что схема рабочая. А далее уже можно рассматривать Хабаровск, Благовещенск, Владивосток.
— Для реализации продукции планируете открывать свои точки продаж или же будете продвигаться в уже существующие магазины?
— Свои точки пока открывать нецелесообразно в силу достаточно ограниченного ассортимента продукции. А общаться с сетевыми ритейлерами и нацеливаться на розничный сегмент обязательно надо. С другой стороны, можно посмотреть на организации здравоохранения (санатории, больницы), школы. Потенциально и они могут быть потребителями продукции.
Сергей Петров — на открытии бизнес-инкубатора в Биробиджане. Фото: предоставлено банком "Восточный"
— Сергей Геннадьевич, с учетом того, что вам помогает бизнес-инкубатор, есть надежда, что все получится? Все-таки времена для предпринимателей сейчас непростые…
— Сегодня уже можно говорить о том, что по поводу возможности реализации данного проекта мы испытываем сдержанный оптимизм. Когда все начиналось, в том числе мы подавали заявки в бизнес-инкубатор, для нас это был далеко не первый шаг попытки привлечения инвестиций. Я отдавал себе отчет в том, что это одна из возможностей, но не факт, что она реализуется. На сегодняшний день нашу идею оценили положительно, восприняли с энтузиазмом и обеспечили поддержкой. Считаю, что шансы у нас вполне приличные! Шаги такой новой структуры, как бизнес-инкубатор, на мой взгляд, достаточно впечатляющие. Я ожидаю, что у них будет достаточно хороший результат от работы. Поэтому эта поддержка интересная и привлекательная.
— По срокам ориентировка есть? Когда можно будет отведать соевой сметанки?
— Когда бизнес-инкубатор рассматривал заявки, я в числе прочих представлял наш проект, и мы ориентировались на вторую половину 2017 года. Прошло немного времени. Сейчас мы уже рассматриваем возможность приобретения оборудования. Нашли поставщиков, запрашиваем договоры… Думаю, что особо планы у нас не смещаются. Надеюсь, что к сентябрю успеем запуститься.
Сергей Петров — на открытии бизнес-инкубатора в Биробиджане. Фото: предоставлено банком "Восточный"
— Где планируете приобрести оборудование? Оно будет зарубежным или же производство в Биробиджане будет настоящем примером импортозамещения?
— Еще 5-7 лет назад на отечественном оборудовании нельзя было произвести абсолютно ничего из соевой продукции. На сегодня уже появились технологии, которые вполне позволяют использовать российские установкив таком производстве. В итоге 95% оборудования у нас будет отечественным, остальная часть – китайским.
— Наверняка, вы не раз слышали всевозможные рассказы про сою. Одни говорят, что она невероятно полезна, другие – напоминают про некий вред от ее чрезмерного употребления…
— В силу своего образования (окончил Благовещенский сельскохозяйственный институт – прим. ред.) я склонен доверять результатам научных исследований, а не речам псевдодеятелей от диетологии. Реальные изучения свойств и полезных качеств сои производились еще в СССР, начиная едва ли не с 30-х годов. Исследования говорят, что продукт однозначно полезный. С другой стороны, один и тот же продукт в одной дозе – лекарство, а в другой – яд. Поэтому во всем надо знать меру. Огульная критика соевых продуктов – глупость. Но мы не собираемся заниматься замыливанием глаз. Пусть потребители сами попробуют и убедятся в том, что это недорогой, вкусный продукт с полезными качествами.
— Большое спасибо за интересный рассказ. Удачи в вашем деле.
Напомним, уникальный проект по развитию малого предпринимательства набирает обороты в Еврейской автономной области. "Встать на крыло" участникам проекта, желающим взрастить свои инновационные стартапы в бизнес-инкубаторе, позволит финансовая помощь от банка "Восточный" и поддержка правительства области и губернатора ЕАО Александра Левинталя. Помимо прочего, авторы бизнес-идей здесь могут рассчитывать на консалтинговую, юридическую, информационную и иные виды поддержки. Ранее уже было профинансировано два проекта на общую сумму в 6 млн рублей, а недавно были представлены 15 новых бизнес-проектов. Общая сумма требуемых инвестиций составит порядка 98,4 млн.
Управляющий директор по инвестициям банка "Восточный" Александр Цакунов. Фото: Евгений Карпов
Управляющий директор по инвестициям банка "Восточный" Александр Цакунов:
— Проект Сергея нам понравился из-за совпадения нескольких важных составляющих. Прежде всего, это инновационная составляющая – ведь на деле мы получаем высокотехнологичный и необычный продукт, который может быть интересен различным слоям населения, в том числе и людям, ведущим здоровый образ жизни. Также не стоит забывать и о социальной функции – продукт ожидается весьма доступным (ценник на уровне конкурентов, использующих пальмовое масло, только наш товар будет гораздо полезнее), а с выходом на большие обороты удастся повысить уровень занятости в регионе.
Также, хотелось бы пояснить механизм выделения средств. В данном случае предприниматель получил деньги в виде взноса в уставный капитал. В моменте может показаться, что это механизм получения бесплатных денег, но это не так: мы рассчитываем на финансовый успех нашего коллеги и ожидаем получения дивидендов, которые со временем позволят окупить инвестиции. Это альтернатива кредиту без фиксированного срока погашения и с неопределенными процентами. Чтобы сделать результат более прогнозируемым, мы совместно с резидентом разработали ключевые показатели эффективности, которые стимулируют его придерживаться запланированной бизнес-модели.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Новыми резидентами пополнился бизнес-инкубатор ЕАО
Банк "Восточный" открывает финансирование трех проектов бизнес-инкубатора ЕАО
От идеи до воплощения: бизнес-инкубатор ЕАО торжественно открылся в Биробиджане