Общество. 08 октября, 09:00
Ученики. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Две трети первоклассников приходят в школу грамотными

По словам ученых, уровень навыков ребенка в чтении зависит от детского сада и образования отца

8 октября, EAOMedia. Большинство современных детей приходят в первый класс, имея навыки чтения. Только треть не может прочесть предложение или вообще не знает букв. К таким выводам пришли в НИУ ВШЭ на основе оценки навыков около трех тысяч российских первоклассников. Исследователи выяснили, что уровень ребенка напрямую зависит от языка, на котором разговаривают в семье, и культурного капитала родителей, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на материалы газеты "Известия".

Директор Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елена Карданова рассказала, что в ходе исследования ученые дважды оценили навыки чтения 2741 первоклассника: осенью 2016 года — вскоре после поступления в школу, и весной — незадолго до окончания учебного года. Работа проводилась в рамках международного проекта iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), который стартовал в 2014 году и уже охватил порядка 25 тысяч детей из Красноярска, Казани, Москвы, Тамбова, Севастополя и других городов.

Исследователи выяснили, что 14% первоклассников приходят в школу, не умея читать. 17% могут узнать отдельные слова. Почти половина детей (48%) способны осилить короткую историю, но затрудняются в пересказе. Пятая часть первоклассников читает хорошо.

В конце учебного года разница между этими группами оказалась небольшой. Дети, показавшие максимальный результат, остались в лидерах. Максимальный прогресс продемонстрировали те 48% первоклассников, которые могли прочесть небольшую историю. А дети, изначально не умевшие читать, достигли наименьших успехов.

— Мы видим, что первые классы очень неоднородны: одни дети уже читают книги, а другие еще не знают букв. Из-за этого учителя сталкиваются с большими сложностями в работе, — рассказала Елена Карданова.

Российские дети приходят в школу в среднем в возрасте семи лет и четырех месяцев. По мнению эксперта, лучше, чтобы к этому возрасту ребенок уже умел читать.

— Это обогащает лексику и духовный мир ребенка, чтение необходимо для получения новых знаний и во многом становится залогом успеваемости в школе, — отметила Елена Карданова.

В ходе научной работы выяснилось, что уровень навыков ребенка в чтении напрямую зависит от языка, на котором разговаривают в семье, и культурного капитала родителей. При этом образование отца играет даже большее значение, чем матери. Ученые объясняют это тем, что статистически женщин с высшим образованием больше, а культурный капитал семьи выше, если оба родители окончили вуз. Также, если отец образован, у семьи, как правило, более высокий достаток и социальный статус.

Елена Карданова отметила, что в действующем федеральном государственном стандарте дошкольного образования не прописана подготовка к школе. Все, что дети знают и умеют к первому классу, — это прежде всего заслуга их родителей.

По наблюдениям директора ижевской средней школы № 97, заслуженного работника народного образования Ахтама Чугалаева, читающих первоклассников год от года становится все больше.

–– У нас большая школа, поэтому читающих мы собираем в один класс, а не читающих — в другой, — рассказал "Известиям" специалист. — Но когда школа маленькая и полкласса умеет читать и пересказывать, а вторая — нет, то учителю невероятно сложно работать. Либо те, кто читает, остаются без соответствующей нагрузки и регрессируют, либо те, кто не обладает такими навыками, не могут догнать остальных.

По словам Ахтама Чугалаева, между умением читать к первому классу и дальнейшей успеваемостью в школе нельзя поставить знак равенства. Но, без всяких сомнений, ребенку на первых порах будет легче, если у него есть такой навык.

Директор школы отметил, что с проблемой разной подготовки учеников педагоги столкнулись порядка 10 лет назад, когда в стране появились платные центры по подготовке к первому классу. Запретить родителям учить читать детей в раннем возрасте невозможно, как и нельзя исключить варианта, что человечество достигло того прогресса, когда грамоте нужно учить не с семи лет, а с четырех или пяти.

— Возможно, наступил момент, когда необходимо изменить программу дошкольного и школьного образования. Но для этого необходимы глубокие исследования и серьезные обсуждения, — отметил Ахтам Чугалаев.

Исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская рассказала "Известиям", что различный уровень подготовки детей к школе создает диссонанс в учебном процессе. Отчасти в этом виноваты и сами школы: при зачислении некоторые из них отдают предпочтение подготовленным детям.

— Люди, которые с самого раннего детства уделяют внимание образованию своих детей, хотят как лучше. Однако не у всех родителей есть такая возможность, — пояснила эксперт.

Число умеющих читать первоклассников растет, и остановить этот процесс невозможно. Чтобы выровнять условия обучения для всех детей, необходимо больше внимания уделять дошкольной подготовке.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia