Предельный размер госдолга ЕАО, сопоставимый и в отдельные периоды превышающий объем собственных доходов областной казны, "обеспечил" региону крайне невыгодные стартовые позиции в новой системе межбюджетных отношений. Высока вероятность того, что уже при формировании бюджета на 2018 год правительство области вынудят отказаться от практики привлечения заемных средств на реализацию программ. При этом сохранится напряженность в обеспечении социальных обязательств бюджета, сообщает ИА ЕАОMedia.
Напомним, в сентябре на заседании Госсовета президент Владимир Путин заявил, что "проблема закредитованности регионов РФ остается острой, их финансы нужно расчистить и перевести в новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредитам". По словам главы государства, сейчас "31% собственных доходов регионов идет на погашение кредитов".
Как позже стало известно, программа реструктуризации накопленных кредитов будет запущена с 1 января 2018 года. И в настоящий момент идут согласования механизмов и порядка предоставления помощи из федерального центра.
Как сообщили в правительстве области, государственный долг ЕАО на начало сентября 2017 года составил 5,61 млрд рублей, в том числе по бюджетным кредитам – 2,37 млрд рублей, по кредитам, полученным от кредитных организаций, – 3,24 млрд рублей. С января 2015 года объем госдолга вырос на 2,3 млрд рублей.
Долговая книга ЕАО. Фото: ИА ЕАОMedia
"В 2016 году объем возвращенных кредитных ресурсов составил 2,38 млрд рублей, в том числе бюджетные кредиты – 942 млн рублей; кредиты кредитных организаций – 1,44 млрд рублей. Погашение сумм основного долга по привлеченным ранее кредитам осуществлялось за счет привлечения новых бюджетных и коммерческих кредитов", — признают в финансовом управлении правительства области.
"Коммерческие кредиты собственно и составляют основную часть госдолга. Но проблем с выплатой у нас нет, никаких задержек и просрочек не допускаем. В планах на ближайшие два-три года — сократить размер госдолга до 50% собственных доходов бюджета", — заявил в интервью "EastRussia" в марте 2017 года губернатор Александр Левинталь.
В настоящее время утверждена и реализуется программа по оздоровлению государственных финансов области. Суть данной программы заключается в увеличении доходной части бюджета за счет стимулирования и активизации экономической деятельности в регионе и оптимизации расходной части бюджета. Расходы казны, составившие в 2014 году 11,88 млрд рублей, закрепились в 2015-2016 годах на отметке 10,24-10,37 млрд рублей, а в планах на 2017 год — удержать расходы в размере 8,57 млрд рублей и впервые с 2012 года выйти на профицит бюджета (+89 млн рублей).
Условия заключенного в 2016 году соглашения с Минфином постоянно находятся в зоне критики представителей оппозиционных партий в областном парламенте. Жесткость требований федерального центра отмечает и глава региона. Сокращение бюджетного финансирования успели прочувствовать все главные распорядители средств, а депутатов вынудили пойти на непопулярные меры нормативного характера, позволяющие правительству на законных основаниях сократить объемы финансирования социальных программ.
Осторожный оптимизм вызывают результаты заседания Правительственной комиссии по региональному развитию. По его итогам губернатор Александр Левинталь сообщил, что условия соглашения с Минфином будут меняться.
По инициативе президента будет идти реструктуризация бюджетных кредитов, которые были выданы регионам в последние годы. В нашей области сумма таких кредитов, взятых на решение расходных обязательств в течение нескольких лет, составляет около 1,3 млрд рублей, которые будут реструктуризированы в течение семи лет. В первые два года нужно будет возвращать только по 5% от этой суммы, в последующие пять лет – остальные средства. Но есть своеобразный бонус – если в первые два года мы выполним свои обязательства, то этот кредит растягивается еще на 10 лет, и потом небольшими суммами будем его возвращать, что облегчает долговую нагрузку региона. Высвободившиеся средства мы можем использовать в других целях — на решение социальных вопросов и так далее. То есть это достаточно хорошая схема, на мой взгляд, и мы ею воспользуемся, — прокомментировал Левинталь.
По предварительной оценке, реализация программы реструктуризации бюджетных кредитов позволит правительству ЕАО высвободить в 2018 и 2019 годах 404,6 млн рублей и 468,4 млн рублей соответственно. Данные средства будут направлены на обеспечение социально-значимых расходных обязательств области.
Тем не менее, учитывая настрой федерального правительства, не стоит ожидать отхода Минфина от "завоеванных" позиций в регионах. И базу для расчета расходов казны на 2018 год составят показатели 2017 года, никак не соответствующие бюджету развития.
И здесь важно, оправдается ли расчет регионального правительства на рост налоговых и неналоговых доходов. В 2016 году по сравнению с 2015 годом поступления выросли на 803,7 млн рублей (+19,7%), на 2017 год планируется их рост на 20,6% к уровню 2016 года, декларируются позитивные ожидания и на ближайшую перспективу. Вместе с тем, в проекте бюджета области на 2018 год в графе "доходы" значится сумма 8,4 млрд рублей, в то время как расходы ограничены скромными 7,5 млрд рублей.
Ранее в прогнозе социально-экономического развития области на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов правительство рассчитывало на получение в 2018 году доходов в размере от 9,03 до 9,26 млрд рублей в зависимости от варианта развития. В 2020 году прогнозируется рост доходов бюджета области к уровню 2018 года на 6,9–10,2% (за счет увеличения объемов налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций, связанных с вводом на территории области новых производственных объектов). В целом в 2018 – 2020 годах ожидается увеличение доли налоговых доходов в общем объеме финансовых ресурсов области до 74,2– 77,8%.
Очевидно, региональные власти ожидают серьезного оживления в реальном секторе экономики. Судя по прогнозу, объем ВРП в 2017 году составит 60,2 млрд рублей, в 2018 году, по самым сдержанным оценкам, – 68,4 млрд рублей, в 2019 году – 74,6 млрд рублей, в 2020 году – 80 млрд рублей. Необходимо отметить, что данный показатель в 2015 и 2016 годах составил 44,8 и 47,7 млрд рублей соответственно.
Независимые экспертные оценки состояния и возможностей экономики региона и региональной исполнительной власти не столь оптимистичны. К примеру, в индексе кредитоспособности российских регионов, подготовленном ЦИК "Рейтинг", в 2017 году ЕАО опустилась на 82 строчку с показателем 21,2 пункта из 100 максимальных. По сравнению с 2016 годом индекс вырос на 3,3 пункта, но по-прежнему далек от среднероссийского, который в 2017 году составил 53,5 пункта.
В любом случае, механическое формирование бездефицитного бюджета возможно, но сохраняются серьезные сомнения в реальности его исполнения. В условиях, когда собственные доходы областной казны жестко лимитированы ограниченной налогооблагаемой базой, а привлечение заемных средств для исполнения обязательств будет существенно затруднено, правительству придется демонстрировать умение строить бюджет в соответствии с принципом жить по средствам и при этом обеспечить положительную динамику в развитии территории.
Пока же "дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности" и "кредит на покрытие дефицита бюджета" остаются основными целевыми направлениями привлечения средств в долговой книге ЕАО.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Жесткие рамки мягкого курса губернатора ЕАО – Александр Левинталь два года у руля региона
Не забывать про ЕАО просил премьер-министра Медведева губернатор на совещании в Пскове
Александр Левинталь: Размеры дотаций для ЕАО увеличатся в 2018 году