Дата в истории ЕАО: награду "Золотая опора" получили областные предприятия
08:00
На усиленный режим работы перейдут полицейские на майских праздниках в Биробиджане
12:30
Чем заняться на выходных в Биробиджане? Афиша мероприятий
12:00
Небезопасный путь лежит в школы Облученского района ЕАО, прокуратура требует решить вопрос
11:30
Не уступил дорогу и спровоцировал тройное ДТП молодой водитель в Биробиджане
11:00
Вознаграждение за информацию о поджигателях увеличили в ЕАО
10:30
Правила начисления региональной социальной доплаты к пенсии расширили в ЕАО
10:00
Каникулы с пользой: организацию летнего отдыха детей обсудили в Биробиджане
09:30
Уголовное дело возбуждено после расстрела полицейских пьяным дебоширом в с. Амурзет ЕАО
09:15
19 апреля в календаре: День подснежника, День российской полиграфии
09:00
Если ваша Родина СССР, вы запросто пройдете этот ТЕСТ
08:30
Гороскоп на 19 апреля: у Дев все пойдет отлично, непростой день для Рыб
07:00
Открыл огонь из ружья и ранил двух полицейских пьяный дебошир в с. Амурзет ЕАО
18 апреля, 21:40
Запрет на охоту введен на всей территории ЕАО до 20 мая
18 апреля, 20:30
Сочные отбиные в хрустящей корочке - нежнейший вкус удивит даже гурмана
18 апреля, 18:00
Никаких шествий: отказались от массовых мероприятий на Первомай в Биробиджане
18 апреля, 17:20
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 09:10
Антон Акимов: Первая и главная задача наших кандидатов — быть честными с людьми 17 апреля, 14:00
Регистрация избирателей на предварительное голосование "Единой России" стартовала в ЕАО 16 апреля, 14:00
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:30
Первые паспорта вручил 14-летним биробиджанцам председатель Заксобрания ЕАО Роман Бойко 16 апреля, 11:00
Питомник по выращиванию посадочного материала лесных культур создаст резидент ТОР в ЕАО 16 апреля, 10:00
Быстро устанавливать владельцев сельхозземель, где произошли пожары, смогут власти в ЕАО 12 апреля, 16:45
Прием заявлений для участия в праймериз "Единой России" продолжается в ЕАО 12 апреля, 15:15
"Удовлетворительно": депутаты гордумы оценили работу мэра Биробиджана 12 апреля, 09:30
Расходная часть бюджета Биробиджана увеличена более чем на 30 млн рублей 10 апреля, 17:30
Направления сотрудничества обсудили мэр Биробиджана и епископ Лука  9 апреля, 14:00
Россиянам рассказали о новых рисках при покупке китайских автомобилей 9 апреля, 13:30
Глава ЕАО провёл первую рабочую встречу с епископом Биробиджанским и Кульдурским Лукой  5 апреля, 18:42
Рейтинг самых надежных банков России пятый раз подряд возглавил Сбер 2 апреля, 12:05
Ряд избирательных кампаний пройдет осенью в ЕАО 2 апреля, 12:00

Культурные инвестиции: Дальний Восток становится привлекательнее

Дальневосточный регион России прирастает культурным пространством
16 февраля 2018, 14:45 Общество
Открытие фестиваля "Улица Дальнего Востока" на ВЭФ-2017 ИА PrimaMedia
Открытие фестиваля "Улица Дальнего Востока" на ВЭФ-2017
Фото: ИА PrimaMedia

Новая волна освоения Дальнего Востока в свете провозглашенного президентом РФ и правительством страны "восточного вектора" породила новый интерес дальневосточников и жителей других регионов страны к истории этого далекого и легендарного края. А это, в свою очередь, заставило взглянуть на идею опережающего социально-экономического развития региона под более широким углом зрения. О том, какую роль играет культура в развитии человеческого капитала на Дальнем Востоке, – в обзоре ИА PrimaMedia.

От "Станционного смотрителя" до "Крейсеров"

Примечательно, что сегодня интерес к истории освоения российского Дальнего Востока не ограничивается интересом к традиционным экспозициям краеведческих музеев, а приобретает самые различные формы, такие, как эксклюзивные тематические выставки в музеях и картинных галереях, общественно-исторические проекты и театральные постановки. Активное освоение родной истории – знамение нашего динамичного, инновационного времени.

Предметом исторического исследования методами искусства становятся и самые главные события в истории российского Дальнего Востока начиная с 1860-х годов, и отдельные личности, оставившие яркий след в этой истории, такие, как генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, сыгравший ключевую роль в формировании российских границ на юге Дальнего Востока и при этом немало заботившийся о развитии культуры в среде первых поселенцев.

И тут, конечно, главную роль играл театр, тогда еще любительский. Согласно первой заметке о любительских спектаклях на Дальнем Востоке, появившейся в иркутской газете "Амур", 24 декабря 1860 года в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили благодарной публике спектакль "Станционный смотритель" по повести А.С. Пушкина и водевиль "Много шума из пустяков" А.А. Я6лочкина, отца выдающейся русской актрисы Александры Александровны Яблочкиной.

Первые же упоминания о любительском театре во Владивостоке относятся к началу 1870-х годов (по некоторым сведениям начало истории владивостокской сцены положила постановка шекспировского "Гамлета"), а первый любительский спектакль в Хабаровске состоялся зимой 1873 года.

Много воды утекло с тех пор. Много репетиций и постановок прошло. Целые плеяды прекрасных профессиональных актеров дарили свое искусство тем, кто жил и трудился на благо России на ее дальневосточных рубежах. В этом году один из старейших театров Дальнего Востока – Приморский краевой академический драматический театр имени Горького отмечает свое 85-летие. Символично, что одним из самых ярких спектаклей его нынешнего репертуара стала одноименная инсценировка известного романа Валентина Пикуля "Крейсера", рассказывающего о Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Сцена из спектакля "Крейсера"

Сцена из спектакля "Крейсера". Фото: ИА PrimaMedia

Примечательно, что премьера спектакля, состоявшаяся 13 и 14 декабря 2014 года, стала пиком общественно-исторического проекта "Крейсера", в рамках которого начиная с октября того же года проходила серия творческих встреч с участием художественного руководителя театра имени Горького Ефима Звеняцкого, ведущих актеров театра, занятых в спектакле "Крейсера", а также историков и литературоведов…

Гостям Приморской краевой библиотеки имени Горького, где проходили встречи, рассказывали о ходе постановки спектакля, и о событиях русско-японской войны, и о том, как это историческое событие оценивалось историками и отражалось в литературе.

Сегодня спектакль "Крейсера", поставленный при поддержке Минвостокразвития и Минкультуры, идет с неизменным аншлагом как во Владивостоке, так и в других городах, где гастролирует приморская "Горьковка" (последний триумфальный показ прошел в Москве во время столичных гастролей театра из Владивостока летом 2017 года). За спектакль "Крейсера" художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий и артист Валентин Запорожец были удостоены премии Правительства России в области культуры.

Интересно, что определенную роль в постановке спектакля сыграл министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Александр Галушка дает интервью PrimaMedia

Александр Галушка дает интервью PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia

"В конце июня 2013 года в Москве я попал на спектакль "Товарищ", театр Горького был тогда на гастролях. То, что я увидел, мне очень понравилось – это была талантливая, оригинальная, красивая, при этом родная — русская эмоция. Приморская. У приморской труппы свое лицо – уникальное и очень притягательное. Через три месяца меня назначили министром по развитию Дальнего Востока, а еще через месяц я встретился с главным режиссером театра и предложил ему создать спектакль "Крейсера", и он сразу согласился", — вспоминал Александр Галушка в одном из интервью для ИА PrimaMedia. И далее: "Неправильно думать исключительно об экономике или только о социальной сфере, развитием которых мы с командой, конечно, занимаемся с первого дня. Экономику делают люди, а люди – это не цифры. Это личности, характеры, история, культура. Их представления о чести, достоинстве, готовности к подвигу, любви к своей Родине. У нас в России и, конечно, на Дальнем Востоке очень яркие характеры и богатая история, настолько богатая, что ничего придумывать не надо. Владивосток принял "Крейсера" с овациями, с восхищением! Люди хотят настоящего разговора о настоящем. Я больше скажу: развитие Дальнего Востока невозможно без осмысления освоения этой территории в истории самой России. Понимание того, зачем наша родина двигалась на Восток, осваивала тихоокеанские рубежи, какие люди приехали сюда укреплять Россию – исключительно важно. В этом смысле театр играет великую роль – мы можем через театральное искусство глубже понять Дальний Восток, найти самих себя через осмысление художественных произведений".
1 / 4

После успеха "Крейсеров" министр говорил с некоторыми дальневосточными губернаторами, просил их поддержать инициативу о постановках в региональных театрах исторических пьес. В результате в различных регионах Дальневосточного федерального округа были поставлены спектакли, осмысляющие историческое наследие российского Дальнего Востока.

О славном прошлом с театральных подмостков

В декабре 2017 года в Хабаровском краевом театре драмы состоялась премьера музыкально-исторического спектакля "Муравьев. Граф Амурский" по пьесе белорусского драматурга Андрея Курейчука в постановке московского режиссера Александра Калмыкова. В спектакле показаны исторические события, связанные с освоением Россией территории Дальнего Востока: открытия устья Амура, подписание Айгуньского договора с Китайской империей Цин. Главную роль исполнил выпускник Саратовской государственной консерватории им. Собинова Максим Кушников. Характерной особенностью спектакля является яркая и насыщенная сценография, эффектные, хорошо продуманные костюмы. Под стать им и игра дальневосточных актеров, искрометная, наполненная истинным драматизмом и в то же время философским осмыслением происходящего.

Спектакль "Муравьев. Граф Амурский"

Спектакль "Муравьев. Граф Амурский". Фото: официальный сайт Хабаровского краевого театра драмы

Успешной стала постановка Амурского областного театра драмы "Горький хлеб Албазина", посвященная 365-летию основания Албазинского острога и 350-летию прибытия Албазинской иконы Божьей матери в Приамурье. Примечательно, что пьесу, рассказывающую о героической защите русскими солдатами и офицерами Албазинского острога в 1649-1689 годы, написала амурская поэтесса и писательница Нина Дьякова. И этот спектакль прошел с аншлагами на многих театральных площадках Дальнего Востока.

"С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет, — рассказала она корреспонденту газеты "Амурская правда". — Но зацепила меня идея создания пьесы по албазинскому противостоянию, завершившемуся подписанием Нерчинского договора, три года назад (в 2013 году – прим. ред.), когда побывала на Дорохинских чтениях. Было время, неспешно походила по тем историческим местам. Я впервые побывала там 17-летней студенткой педвуза под руководством Нины Шенкевец в составе небольшой группы филологов, которая прибыла в Албазино собирать слова для готовившегося Словаря говоров Приамурья. Да и позднее, уже будучи сотрудником краеведческого музея, также регулярно соприкасалась с материалами по Албазину. Но побудило к написанию пьесы все же именно на этих чтениях, где врезался в память доклад о Нерчинском договоре. В воображении рисовались картины происходившего в 17-м веке, и далее уже не отпуская, самостийно то и дело всплывали в сознании, не давая душе покоя".

"Горький хлеб Албазина"

"Горький хлеб Албазина". Фото: официальный сайт Амурского областного театра драмы

И здесь не обошлось без инициативы, проявленной Минвостокразвития. Именно из министерства в адрес театра поступило предложение принять участие в программе грантов на знаковую историческую тему. Примером, вдохновившим на участие в грантовой программе, стали владивостокские "Крейсера". Режиссера пригласили из Хабаровска. Им стал заслуженный артист России Вадим Гогольков, руководитель муниципального камерного театра "Триада".

Интересный проект был осуществлен Якутским государственным академическим русским драматическим театром имени А.С. Пушкина. Спектакль "Два берега одной Победы" по пьесе московского драматурга Владимира Федорова рассказывает о мужестве советских летчиков и американских летчиц, перегонявших зачастую под огнем американские истребители и бомбардировщики с Аляски в СССР. Заокеанские истребители, добравшиеся до якутских аэродромов, затем летели громить фашистские "мессеры" и "фокке-вульфы" под Москвой и Сталинградом, Орлом и Курском.

1 / 2

Специально для постановки была изготовлена копия американского истребителя "Аэрокобра", которая всего на 70 см меньше оригинала. Самолет заводится прямо на сцене и "взлетает" в небо уже на огромном экране.

Отдельной сюжетной линией в пьесе является линия трижды Героя Советского Союза, легендарного летчика-истребителя Александра Покрышкина, "храбрый из храбрых", как писали в наградных листах, который, действительно, в 1942 году вместе с товарищами по полку был отправлен в тыл, в Якутию, где осваивал новые типы самолетов, включая поставлявшийся по ленд-лизу американский "P-39N Аэрокобра".

Одним из героев спектакля стал прославленный ас советский Александр Покрышкин

Одним из героев спектакля стал прославленный ас советский Александр Покрышкин. Фото: официальный сайт Якутского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина

И еще одна постановка связана с историей добрых взаимоотношений России и Америки. Спектакль "Путь святителя" Андрея Борисова по пьесе Владимира Фёдорова "Алмазный крест", написанной по просьбе Якутской епархии специально к 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия Вениаминова, апостола Сибири и Америки, был показан в день закрытия Дней Якутии в Москве в рамках 385-летия вхождения Якутии в состав России в декабре 2017 года в московском Экспоцентре. Герой пьесы – святитель Вениамин – великий православный деятель, миссионер и ученый, с именем которого связана история освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Благодаря Вениамину алеуты получили письменность, что стало ключевой вехой в развитии национального самосознания этого народа.

Нельзя не упомянуть и мюзикл "Юнги северного флота" Магаданского музыкального и драматического театра. Проект, стартовавший при поддержке Минвостокразвития России, был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Постановка по мотивам повести Валентина Пикуля "Мальчики с бантиками", рассказывающая о Соловецкой школе юнг, созданной в годы Великой Отечественной для пополнения флота, вошла в число лучших театральных постановок России сезона 2014–2015 годов и стала финалистом национальной театральной премии "Золотая маска".

Спектакль "Юнги северного флота"

Спектакль "Юнги северного флота". Фото: пресс-служба Магаданского музыкального и драматического театра

Вторая жизнь в музейных стенах

Возрождение интереса к истории освоения Дальнего Востока проявляется не только в театральном творчестве, но и в других направлениях искусства, в первую очередь, в музейном деле.

Интересный проект реконструкции исторических костюмов "Магия театра" был осуществлен в Сахалинском международном театральном центре им А.П. Чехова. Авторов проекта вдохновили события знаменитой исторической Амурской экспедиции, которые стали поворотной вехой в освоении Сахалина. Мастера пошивочного цеха Чехов-центра в строгом соответствии с историческими реалиями создали копии нарядов, которые могли бы носить капитан Геннадий Невельской и его юная жена Екатерина Ивановна.

Подготовка проекта реконструкции исторических костюмов "Магия театра"

Подготовка проекта реконструкции исторических костюмов "Магия театра". Фото: пресс-служба Сахалинского Международного театрального центра имени А.П. Чехова

Руководила проектом специалист по истории военного костюма Любовь Мингазитинова, которая прочла для мастеров цикл лекций и провела практические занятия, где обучила всем тонкостям изготовления исторического костюма. В качестве наглядного пособия на Сахалин прибыли настоящие раритеты – 15 предметов одежды 1848-1890 годов. Часть из них была привезена из частных коллекций, часть – из коллекции Школы-студии МХАТ.

Костюмы создавались по старинным эскизам и технологиям, вплоть до пуговиц, которые специально отливали в Санкт-Петербурге, петелек на нижней рубашке и прорезей для холодного оружия.

Форма морского офицера скопирована с мундира капитана первого ранга: в таком чине состоял Геннадий Невельской в 1851 году.

"Мы постарались провести мастеров пошивочного цеха театра через опыт точного копирования исторических образцов портновского мастерства, воссоздания атмосферы времени собственными руками, — рассказал ресурсу АСТВ.ру главный художник Чехов-центра Арсений Радьков. — Для нас проект получился очень значимым. Благодаря ему пошивочный цех театра смог освоить крой и технологию изготовления основных элементов мужского и женского исторического костюма с использованием исторических выкроек. Специалисты могли на практике узнать, как выглядит та или иная вещь изнутри, как она сшита, каким способом и почему вещи XIX века совершенно не похожи на современные предметы одежды".

Передача костюмов Сахалинскому областному краеведческому музею

Передача костюмов Сахалинскому областному краеведческому музею. Фото: пресс-служба Сахалинского Международного театрального центра имени А.П. Чехова

Итогом проекта "Магия театра" стала передача мужского и женского костюмов, изготовленных мастерами Чехов-центра, в Сахалинский областной краеведческий музей в качестве экспонатов.

Экспедиции Невельского был посвящен проект молодых приморских художников, представленный в рамках девятой Владивостокской международной биеннале визуальных искусств в сентябре 2017 года. Творческое объединение "Hero4Hero" продемонстрировало рабочие материалы к проекту "Плоды воображения. Невельской".

Проект манга "Невельской"

Проект манга "Невельской". Фото: сайт творческого объединения "Hero4Hero"

"Плоды воображения. Невельской" — пересказ героических событий языком современного искусства для привлечения внимания к истории освоения Дальнего Востока России. 29 июня 1850 года Геннадий Невельской, исследователь Дальнего Востока, поднял российский флаг в низовьях Амура и основал на мысе Куегда Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре), без единого выстрела присоединив к России 36% ее нынешней территории",— описывает смысл своей работы команда "Hero4Hero".

Проект основан на реальном жизнеописании будущего российского адмирала и охватывает период с детства до его возвращения на Амур в качестве начальника Амурской экспедиции. В сюжете манги использованы элементы локальной мифологии — шаманы и драконы.

1 / 3

Авторы идеи — Роман Иванищев и Ксения Фролова. В 2015 году для работы над проектом они создали во Владивостоке творческое объединение "Hero4Hero". Во время работы над проектом авторы обращались к региональным архивам, консультировались с профессиональными историками и краеведами.

"При выборе стиля графического романа мы рассматривали лубок, комикс и мангу. Манга была выбрана ввиду своей концентрации на внутренней жизни персонажей. В отличие от западных комиксов, манга позволяет глубже отразить эмоции героев", — рассказал Роман Иванищев.

Неизменно собирают большое число зрителей на различных площадках по всей стране выставки Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева, посвященные истории освоения дальневосточных территорий, ярким историческим событиям в жизни Владивостока.

Приморский краевой театр имени В.К. Арсеньева

Приморский краевой театр имени В.К. Арсеньева. Фото: ИА PrimaMedia

Владивостокцы по праву гордятся своим музеем. За несколько лет работы руководителю учреждения Виктору Шалаю удалось кардинально преобразовать работу музея, внедрить новые форматы и идеи, оставив неизменной главную миссию музея — рассказывать людям об их истории.

"Сохранение и популяризация исторического и культурного наследия – цель и смысл жизни лауреата Виктора Шалая. Он создатель интереснейших постоянных экспозиций Приморского музея имени Арсеньева, инициатор значимых выставок и обмена коллекциями с другими региональными музеями. И в целом руководителю учреждения удалось так построить работу, что Приморский музей превратился в современное, востребованное пространство истории, культуры и краеведения, стал одним из самых посещаемых в нашей стране", – сказал президент РФ Владимир Путин на торжественной церемонии вручения премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2016 год.

Президент РФ Владимир Путин вручает награду Виктору Шалаю

Президент РФ Владимир Путин вручает награду Виктору Шалаю. Фото: официальный сайт Президента РФ

По мнению владивостокцев, музей им. Арсеньева – сейчас одно из самых посещаемых мест города. Ранее неделимая структура, уже несколько лет поделена на отдельные формации – "Дом Путешественника", "Дом Чиновника", "Музей Города". Каждая площадка имеет свою специфику: рассказывает о быте, жизни и привычках своих обитателей. В центре внимания "Дома Путешественника" — сам знаменитый путешественник, неутомимый исследователь природы Дальнего Востока и талантливый писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев и его семья. "Музей Города" — площадка, отвечающая за Владивосток. Откровением стали открывшиеся в начале 2017 года "Открытые морские залы". Здесь через звуки, письма, предметы быта передается атмосфера, затрагивающая каждую морскую семью Владивостока – расставаний и встреч на берегу. Здесь же, в "Музее Города" работает самый уютный проект краевого центра – "Сказки с молоком", где на глазах у зрителей "оживают" сказки коренных народов Приморского края и мировых классиков.

1 / 3

"Разумеется, не смотря на то, что мы, сотрудники музея, работаем с прошлым, мы все равно должны двигаться вперед в сфере своей профессиональной деятельности. Должны искать новые способы подачи информации, новые подходы к меняющейся аудитории. Нужно не стесняться, не бояться говорить о деликатных, противоречивых страницах истории. Консервативный подход все так же хорош, но запросы общества меняются, меняются интересы. Для того чтобы залы музея были наполнены гостями, в них должно быть что-то такое, ради чего люди придут второй и третий раз. Мы должны быть всегда актуальны, — сказал Виктор Шалай в интервью ИА PrimaMedia. — Коренным образом традиционный подход к демонстрации важных событий не меняется. Остаются великие события, великие герои. Но сегодня эти страницы все чаще дополняются простыми очевидцами тех времен. Пусть сами они ничем особым не отличаются, но это люди, которые видели историю своими глазами. Люди, которые в ней жили. Благодаря их ощущениям и воспоминаниям общая картинка становиться красочней. Объемней и понятней для зрителя. Этим инструментом, я считаю, нужно активно пользоваться".

Сегодня музей имени Арсеньева продолжает движение вперед. В планах коллектива создание еще одного филиала – Музея литературы русского Востока, под который предполагается выделить так называемый Асеевский дом (дом, в котором жил во Владивостоке известный русский поэт-футурист Николай Асеев в 1919-1920 годах).

Асеевский дом во Владивостоке

Асеевский дом во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia

"Успешное развитие Дальнего Востока немыслимо без осмысления роли региона в судьбе нашей страны. Понимания того, зачем Россия осваивала тихоокеанские рубежи, подвигом каких людей эта земля становилась российской. Все это сформировало особую дальневосточную ментальность, культуру, в том числе и литературные традиции, — высказался по этому поводу руководитель Минвостокразвития Александр Галушка. — Дальний Восток гордится творчеством таких писателей, как Владимир Арсеньев, Александр Фадеев, Юрий Рытхэу, Иван Басаргин, Сергей Крившенко и многих других. И очень важно и своевременно, что в Приморье в скором времени появится дальневосточный литературный музей, который объединит богатое творческое наследие всего макрорегиона и сделает его доступным прежде всего для подрастающего поколения. Музей поможет молодым людям глубже понять землю, на которой живут, какие процессы здесь происходили, каким может стать Дальний Восток в будущем".

Деятельность еще одного старейшего музея Дальнего Востока — Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова – недавно заслужила очередную высокую оценку.

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. Фото: официальный сайт Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

Во Всероссийском конкурсе на лучший региональный военно-исторический музей, проводившемся Российским военно-историческим обществом с 19 января по 1 февраля 2018 года, музей имени Гродекова стал победителем в номинации "Лучший музей городского поселения".

Как отметили в министерстве культуры края, музей им. Гродекова ранее уже участвовал в конкурсе, сообщает www.khabkrai.ru. В 2016 году проект "Дальневосточный маршал", посвященный Маршалу Советского Союза Василию Блюхеру, стал победителем конкурса Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" "Жизнь Отечеству" по Дальневосточному федеральному округу на лучший туристический военно-исторический маршрут. В рамках проекта были организованы экскурсии по памятным местам, связанных с биографией советского военачальника.

В 2017 году музей подал заявку на участие в конкурсе на лучший туристический военно-исторический маршрут с проектом "По следам почтовых строчек" (автобусные экскурсии по Хабаровску для учащихся общеобразовательных организаций, вузов с посещением памятных мест, связанных с историей Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, с проведением исторической реконструкции).

В 2016 году выставочный проект Гродековского музея "Деньги Гражданской войны: игра престолов" стал победителем XIII грантового конкурса благотворительного фонда Владимира Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" в номинации "Открытая коллекция".

В течение года над проектом трудилась большая команда музейщиков и привлеченных специалистов. Труд был кропотливым. Ведь коллекция денежных знаков периода Гражданской войны в собрании Гродековского музея является одной из наиболее полных на Дальнем Востоке. Она насчитывает 1039 единиц хранения (из них 630 неповторяющихся). Для выставки было отобрано 200 единиц.

1 / 4

Самые редкие и ценные купюры в подлиннике представлены на выставке – путешествии по "царствам" – по аналогии с романом Джорджа Мартина "Песнь льда и огня", более известным по телевизионному фильму "Игра престолов". Именно деньги рассказали десятки непридуманных историй о битве за российский престол.

Раскрыть тему выставки помогает познавательная ролевая игра "Узнай себе цену!": специалисты музея разработали ее специально для проекта. Участники игрового процесса примерят на себя роли персонажей — подданных России, оказавшихся в круговороте событий Гражданской войны. Большинство заданий, так или иначе, связано с историей бумажных денежных знаков и их обращением в этот период. Посетители могут играть как индивидуально, так и группами (например, школьный класс).

"Проект "Деньги Гражданской войны" стали для нас новой формой работы. Но и помимо этого у нас происходит немало интересного. И в рамках краевых проектов, и в рамках обмена с другими музеями. В 2017 году, например, мы помогли Приморскому краевому музею имени Арсеньева организовать во Владивостоке выставку, посвященную Владимиру Клавдиевичу. Готовы помочь коллегам советом и делом, если это понадобится, в создании литературного музея, — рассказал заместитель генерального директора по научной работе КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" Иван Крюков. – Наш музей также является площадкой для встреч и общения людей, любящих историю своего края. Таких, например, как члены Приамурского историко-родоведческого общества. Раз в месяц у нас проводится музейный овертайм — день, когда музей работает до 21.00 и когда на его площадке проходят заседания различных клубов".

Большое внимание в музее имени Гродекова уделяется научной деятельности. В структуре музея несколько научных отделов — научно-исследовательская лаборатория археологии и палеогеографии, научно-исследовательский отдел истории, научно-исследовательский сектор этнографии, научно-исследовательский сектор истории культуры и искусства, научно-исследовательский сектор природы, экспозиционно-выставочный сектор, сектор научно-издательской деятельности и сектор научно-методической работы.

"Я думаю, мы единственный музей на Дальнем Востоке, который уделяет столько внимания научной деятельности", — говорит Иван Крюков.

"Мягкая сила" Дальнего Востока

На сегодняшней культурной карте Дальневосточного региона немало ярких точек, для каждой из которых характерна своя неповторимая особенность. И это делает каждый регион Дальнего Востока по-своему интересным и привлекательным.

Настоящей культурной столицей российского Дальнего Востока все уверенней становится Владивосток. Сегодня это место где проходят многие знаковые культурные события, такие, как уже упоминавшаяся биеннале визуальных искусств, кинофестиваль "Меридианы Тихого", фестиваль классической музыки "Дальневосточная весна", Международный фестиваль джазовой музыки, ежегодно собирающий большое количество отечественных и зарубежных музыкантов и т.д.

За последний период произошли значительные изменения в культурной жизни города. Сегодня здесь работают такие современные площадки, как Приморская сцена Мариинского театра и спортивно-концертный комплекс "Фетисов Арена". Популярной среди молодежи города стал Центр современного искусства "Заря", созданный в бывших производственных помещениях.

1 / 3

В скором времени во Владивостоке появятся филиалы Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. Соответствующие помещения уже найдены и переданы в собственность Приморского края.

Новые интересные проекты реализует Приморская государственная картинная галерея. Так, проект "Музейные диалоги: 10 шедевров из коллекции галереи" стал победителем Всероссийского грантового конкурса "Культурная мозаика малых городов и сел".

Благодаря поддержке Фонда Тимченко в августе галерея отправляется в "Культпоход" по городам Приморья. Первыми выставку примут Дальнегорск и Кавалерово, затем Уссурийск – Спасск-Дальний – Арсеньев – Находка – Артем. И завершит свое путешествие выставка во Владивостоке – в ДВФУ на острове Русский. Завершающее специальное мероприятие состоится в новых экспозиционных залах Приморской государственной картинной галереи, во Владивостоке.

Тенденция культурной экспансии из культурных столиц России в дальневосточные регионы, а оттуда дальше, в глубинку, является велением времени. Так же, как и объединительная сила культуры и искусства.

Приморье – многонациональный регион, напоминает профессор кафедры искусства, руководитель образовательной программы "История искусств" Дальневосточного федерального университета Галина Алексеева, являющаяся председателем Ассамблеи народов Приморского края. И это находит свое отражение во внутренней политике региона: объединяющим фактором здесь становится именно культура.

Галина Алексеева

Галина Алексеева. Фото: ИА PrimaMedia

"Ежегодно в крае проводятся конгрессы народов Приморского края, где собираются представители 158-ти национальностей, проживающих в регионе, и 60-ти организаций, которые входят в Ассамблею народов Приморского края. Это очень важная работа. Сегодня в край приезжают новые мигранты, которые нуждаются с социальной адаптации. В рамках работы Ассамблеи проводится немало национальных праздников, концертов и других мероприятий. Взаимная культурная подпитка помогает развивать гармоничные межнациональные и межконфессиональные отношения, жить в мире, плечом к плечу, понимая друг друга. Реализации этой важной задачи будет способствовать создание во Владивостоке Дома дружбы. Надежду вселяет то, что врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко высказался за создание Дома дружбы", — сказала Галина Алексеева.

С точки зрения председателя Ассамблеи народов Приморского края, в настоящее время культуру можно рассматривать как капитал, который дает возможность человеку развиваться в очень разных направлениях и работать гармонично на любом поприще.

"Человек, не имеющий подготовки в области культуры, не способен к настоящему развитию. Он обделен тем глубоким спектром понимания жизни, которое дает культура и искусство. Без гармонического развития человека ни о каком качественном человеческом капитале говорить не приходится", — говорит Галина Алексеева.

О культуре как инвестиции в развитие человеческого капитала Дальнего Востока рассуждает и художественный руководитель Приморского краевого академического драматического театра имени Горького Ефим Звеняцкий: "Наши инвестиции – это эмоции зрителя, "модная интонация". Два года назад была придумана тема – восстановление исторических и значимых событий на Дальнем Востоке. И, судя по аншлагам, до сих пор это то, что люди желают видеть и то, что делает модным и театр, и людей, которые живут на Дальнем Востоке".

1518781513