Клирик Биробиджанской епархии, докторант Хэйлунцзянского университета города Харбина священник Дионисий Голубев делится своими впечатлениями о жизни, учебе и служении в Поднебесной. По его словам, к православию в Китае относят настороженно, так как оно ассоциируется с русской идеологией, что несет под собой политическую окраску, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на сайт Биробиджанской епархии.
Священник Дионисий Голубев. Фото: https://pravoslavie79.ru
— Отец Дионисий! Расскажите, пожалуйста, как получилось, что Вы оказались в Китае?
— Дело в том, что несколько лет назад я трудился в Хабаровской епархии, в частности, в Хабаровской духовной семинарии. Одним из аспектов моей деятельности там было развитие китайского направления в духовной школе.
Прихожане. Фото: https://pravoslavie79.ru
— А почему Вы заинтересовались китайской тематикой?
— В то время хабаровскую кафедру возглавлял владыка Игнатий (Пологрудов), который увидел в этом приграничном регионе перспективы для развития двухсторонних отношений между православной культурой и жителями Поднебесной. По его благословению я и стал заниматься этим направлением.
— Подскажите, а что входило в данное направление?
— В первую очередь, это развитие Китайского кабинета, который уже существовал в семинарии, организация учебного курса "Китайский язык" в Хабаровской духовной школе, налаживание отношений с восточными факультетами дальневосточных вузов и институтами Конфуция, подготовка и проведение конференций на китайскую тематику, издание брошюр о православной культуре на китайском языке.
В приходе. Фото: https://pravoslavie79.ru
— Как вам удавалось контактировать с самими жителями Китая?
— В Хабаровске учится достаточное количество китайских студентов. Многие из них практически не знают русскую традиционную культуру. По согласованию с вузами города, мы организовывали такие мероприятия как "Масленица", "Колокольный звон", "Имя и его значение", проводили экскурсии по храмам города др. Многие китайские студенты интересовались русской духовной культурой. Даже получилось так, что группа школьников из города Цзямусы приезжала на целую неделю в Хабаровскую семинарию, чтобы лучше познакомиться с русским языком и русскими обычаями.
— Что Вас привлекло в китайском направлении?
— Прежде всего, хотелось воочию познакомиться со страной, менталитетом и культурными особенностями китайского народа. Получилось так, что мы с владыкой Игнатием были в командировке в Харбине и узнали там о возможности обучения по гранту в вузах Китая. И тогда Владыка Игнатий благословил меня подавать документы на докторскую программу. Так я и оказался в этой удивительной стране.
— Отец Дионисий, расскажите немного о современном Китае.
— Это очень динамично развивающаяся страна. Темпы роста экономики отражаются в качественных показателях: повсюду строятся новые современные мосты, прокладываются качественные дороги, вводятся в эксплуатацию скоростные поезда нового поколения, которые развивают скорость до 300 км/ч. Возводятся огромное количество новых жилых комплексов, торговых центров, благоустраиваются парки и места отдыха. В скором будущем, Китай станет играть ключевую роль во всем азиатском регионе.
— Помимо студенческой жизни как Вам удается совмещать напряженный график учебы и духовную жизнь.
— Вы знаете, это достаточно тяжело, но осуществимо. Безусловно, учеба отнимает большое количество времени. Сейчас – это китайский язык и культура (каллиграфия, китайская кухня, особенности национальных праздников). Однако, в воскресные дни это, конечно же, храм и литургия. В прошлом году мы даже организовывали воскресную школу для русских детей. Иногда с прихожанами ездим в паломнические поездки по местам русского присутствия по Манчжурии. Если Бог благословит, то поедем в паломничество к св. апостолу Фоме, просветителю Китая, мощи которого находятся в Индии. Так, что планов много и, слава Богу, Господь помогает.
У памятного места. Фото: https://pravoslavie79.ru
— Отец Дионисий, а есть ли возможность вести пастырскую работу в Китае?
— Да, такая возможность имеется. Хотя, конечно не в таком объеме и возможностях, как в России. В основном, в среде русской диаспоры. К примеру, сейчас мы организовываем православную общину в городе Шеньяне. Там живут и учатся наши соотечественники. Раз в месяц я езжу туда, совершаю богослужение, беседую с нашими прихожанами, стараюсь поддержать их духовно и морально, так как жить в чужой стране, это всегда тяжело. Поэтому, если имеется возможность помочь этой общине духовной литературой, церковной утварью, то будем очень признательны.
— Скажите, а какое положение Православия в Китае сейчас?
— На данный момент очень настороженное. Православие всегда ассоциируется с русской идеологией, а это в коммунистическом Китае несет еще под собой и политическую окраску. Это не относится к христианству в целом, так как в Китае существуют католические и протестантские храмы, но их отличие в том, что они чисто китайские и подконтрольны китайскому правительству. К тому же, исторически так сложилось, что эти конфессии получили легальный статус, а Православие, к сожалению, существует до сих пор в полугонимом состоянии.
Место для обряда. Фото: https://pravoslavie79.ru
— Существуют ли возможность для миссии в Китае?
На мой взгляд, существует, но на данный момент не в континентальном Китае. Я имею в виду такие административные районы как Гонконг и Макао. А также Тайвань. В этих районах миссия возможна. Но она требует больших материальных ресурсов и политической воли.
— Можете объяснить, в чем это должно проявляться?
— В первую очередь, это строительство частных (имеется ввиду церковных) общеобразовательных школ, детских садов, центров досуга для пожилых, частных больниц, спортивных секций и т.д. Через социальную инфраструктуру можно и нужно вести миссию в Китае. Именно туда будет приходить население, и именно там нужно сеять слово Божие, совмещая это с конкретной пользой китайскому обществу. Когда зерна Божьей пшеницы дадут свои всходы, только тогда можно строить храмы и рукополагать китайское духовенство. Это, прежде всего, связано с менталитетом данного народа. Китайцы способны воспринимать христианство и Православие в том числе. Но они хотят получать что-то от него уже здесь, на земле, и не только в духовном эквиваленте. Однако если китаец искренне примет православие, то он в нем утвердится на всю жизнь, поэтому так важно делать акцент на социальной сфере.
Идет служба. Фото: https://pravoslavie79.ru
— Вы думаете, в Русской Православной Церкви есть такие возможности для осуществления подобной миссии?
— Думаю, да. Русская Церковь прошла тот этап, когда сама нуждалась в помощи. Сейчас время, когда у нее имеются все возможности для развития миссии в Китае. И, полагаю, начинать ее реализовывать стоит с Гонконга и Макао, где законодательство реально позволяет это сделать.