Дачные маршруты остаются проблемными, признают в биробиджанском пассажирском автопредприятии. Хотелось бы сократить число наиболее затратных — загородных рейсов, говорит директор ПАТП Олег Костюк. В интервью корреспонденту газеты "Биробиджанская звезда" Виктору Антонову он рассказал о том, как на предприятии пытаются снизить убытки на нерентабельных автобусных маршрутах, сообщает ИА ЕАОmedia.
Давно известно, что дачные маршруты, а также маршруты в пригородах Биробиджана являются малорентабельными, а то и вовсе убыточными для пассажирских автоперевозчиков. Все определяет логистика: там, где основной вид застройки — так называемый частный сектор, предприятий почти нет, а термин "плотность населения" и применять смешно, все-таки живут и регулярно работают на своих шести или десяти сотках не тысячи людей. Маршруты в пригородах считаются заведомо убыточными, и никакой частник свои автобусы на них не поставит — хоть сколько конкурсов объявляй. Но и отказаться вовсе от обслуживания этих линий нельзя — народ не поймет. И забота "сваливается" на муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие Биробиджана.
Директор ПАТП областного центра Олег Костюк дает такой экономический расклад по деятельности своего предприятия:
- Себестоимость перевозки одного пассажира в пригороде - 20 рублей, а мы, как и в городе, возим пассажиров за 15. Плюс к тому набираются тысячи льготников - "от пионеров до пенсионеров", которые ездят за полцены. На дачных маршрутах одна поездка пассажирам обходится в 22 рубля при фактической себестоимости почти в 45 рублей. А есть дальние маршруты, где можно вести речь о 60 рублях! Но их же никто из пассажиров не платит. То есть наше предприятие работает себе в убыток...
При такой политэкономии руководству ПАТП не позавидуешь, но его директор не жалуется. Он пришел в управление муниципальным предприятием из частного бизнеса, работе с автотранспортом отдал 20 лет и привык сам искать решения возникающих проблем. И находит вполне действенные механизмы там, где, казалось бы, в пору и руки вверх поднять. Как это делается?
Олег Александрович рассказал о некоторых наработках и нововведениях:
- Поездки граждан по щадящему тарифу в значительной части компенсирует мэрия Биробиджана. Но это порядка 70%, а недостающее необходимо изыскивать самим. Мы пересмотрели схему движения автобусов, обслуживающих малорентабельные маршруты, и оптимизировали ее.
Что было сделано? Например, автобус № 10 маршрута автовокзал — пос. Лукашова был крайне убыточен. Транспорт шел через западный железнодорожный переезд (в районе завода ЗСТ). А переезд на этом участке довольно часто закрыт. Расписание автобусов с движением всех поездов не согласуешь. Автобус подолгу там простаивал, и люди по возможности преодолевали этот участок пешком.
Сейчас "десятка" ходит через восточный переезд, который открыт гораздо чаще.
- Тут же изменился пассажиропоток — люди быстро приспособились к новому маршруту и оценили его преимущества, - говорит директор ПАТП Биробиджана. - Хотя автобус теперь ходит не так часто (его оборот на линии составляет 75 минут), но зато теперь он идет четко по расписанию. Пассажиры стали вовремя приезжать на работу, в школу, и салон автобуса стал прилично заполняться. Доходы тут же увеличились.
Между прочим, этим "приемом" из-за проблем на западном переезде давно пользовались водители такси и спецтранспорта - "скорой", "пожарки" и т. п., а вот применить их опыт к рейсовому автобусу почему-то никто не догадывался — ездили по схеме движения, утвержденной десятки лет назад в совершенно других транспортных и экономических условиях.
Перемены произошли и на маршруте тукалевского автобуса. Полтора года назад его пустили по новой схеме движения — с ул.Осенней вместо автовокзала. Он идет на поселок через большую часть города, компенсируя на центральных улицах недополучаемый ранее доход.
А "шестерка" еще в прошлом году ходила от автовокзала до пос. Партизанского. В настоящее время — через центральный городской рынок, захватывая часть ул. Шолом-Алейхема с выходом на старую площадь — оживленную часть города с хорошим пассажиропотоком.
Тем не менее дачные маршруты остаются проблемными, признают в муниципальном пассажирском автопредприятии. Очень хотелось бы сократить число наиболее затратных — загородных рейсов. Ведь основной поток дачников идет утром (на "фазенду") и вечером (люди возвращаются с дач), а днем автобусы идут полупустые, перевозя воздух.
- Но тут мы наталкиваемся на негативную реакцию дачников. В основном это люди пожилые — они не могут работать на огородах целый день, и в полуденную жару стараются уже уехать домой, - рассуждает Олег Костюк. - Согнать дачника с места может и ливень, а в затяжные дожди на дачи вовсе не едет никто. Но и на дачных маршрутах прошла своя "оптимизация" - изменились остановочные пункты.
Основная затратная часть, с которой пассажироперевозчики не могут бороться, - это рост цен на горюче-смазочные материалы. Когда летом 2012 года в Биробиджане устанавливали цену за проезд в городском автобусе 15 рублей вместо 12-ти, дизельное топливо стоило 24 руб./литр, теперь — 36 руб./литр. А плата за проезд прежняя.
Между прочим, в Хабаровске в прошлом месяце она уже поднялась до 16 рублей — не слишком заметно, чтобы вызвать серьезное недовольство граждан, но это все же скомпенсировало расходно-доходную часть городских автоперевозчиков хотя бы примерно до уровня предыдущего года.
Свой небольшой гешефт МУП Биробиджана находит в дополнительных видах деятельности. Там, например, предлагают другим предприятиям предрейсовые осмотры техники и водителей по договорам. Это выгодно взаимно: одни экономят на содержании своих медработников и механиков, а другие более производительно используют немалую базу МУП. Участок автосервиса муниципального предприятия позволяет производить текущий и капитальный ремонт различной автотехники — отечественной и импортной. Зимой сдают в аренду места на теплой стоянке. Даже въездные ворота на ПАТП подняли, чтобы пропускать автокраны и высокие туристические автобусы.
Есть и еще один вид "подработки" - реклама на бортах автобусов.
- Мы неплохо на этом заработали - за два года заменили в административном корпусе все советские еще деревянные оконные рамы на современные пластиковые. Плюс нанесение на борта новой рекламы — это фактически бесплатная покраска почти всего автобуса. Наши борта проданы на год вперед, и машины становятся ярче, современней: вот скоро обновим, и горожане непременно это заметят.
Есть у Олега Костюка и такая задумка: наладить на предприятии ремонт инвалидных колясок. Это для инвалидов сегодня проблема. Запчасти для них — тоже проблема. Никто запчастей и отдельных узлов колясок пока централизованно не закупает.
- Мы пока думаем заняться этим... бесплатно, - удивляет директор ПАТП. - Накопим опыт, составим перечень наиболее частых поломок. Может быть, какие-то части целесообразней не закупать, а изготавливать в наших мастерских. Потом поставим дело более серьезно. В комитете соцзащиты к этому предложению отнеслись с большим интересом.
Ранее ИА ЕАОmedia сообщало, что проезд в биробиджанском общественном транспорте не подорожает в течение ближайших шести месяцев, сообщил директор МУП ПАТП Олег Костюк. По его словам, стоимость останется неизменной до холодов, когда подорожают горюче-смазочные материалы.