Спилили Поклонный крест в Биробиджане
Фото: Наталья Баграновская

Спиленный Поклонный крест в Биробиджане вызвал неоднозначную реакцию горожан

В бурном обсуждении акта вандализма мнения биробиджанцев кардинально разделились (ФОТО)

Политика

30.05.2013

Произошедшее в ночь на 27-е мая ЧП со спиленным Поклонным крестом в Биробиджане, которое в правоохранительных органах назвали актом вандализма, вызвало весьма неоднозначную реакцию биробиджанцев. Событие обсуждают различные социальные группы, на стороннем форуме к вышедшим на сайте EAOmedia информационным материалам оставлено более 320-ти комментариев форумчан. Накануне в газете "Биробиджанская звезда" вышла большая статья корреспондента Алексея Зливко "Чей символ над городом?", в которой он попытался дать свою оценку и ЧП, и самому факту установки Поклонного креста в городе, сообщает РИА EAOmedia.

Акт вандализма в Биробиджане, Фото с места события собственное

Акт вандализма в Биробиджане, Фото с места события собственное. Автор фото: Наталья Баграновская

По мнению автора материала, "с желанием казачества установить над Биробиджаном большой крест согласны далеко не все жители столицы Еврейской автономии". В статье утверждается, что "с инициативой установить памятный крест казакам-первопроходцам выступило Средне-Амурское окружное казачье общество. Еще 6 мая, приурочив событие ко дню памяти святого великомученика Георгия Победоносца, они планировали установить в Биробиджане на сопке в районе "Дальсельмаша" большой памятный крест с надписью: "В честь казаков-первопроходцев, осваивавших территорию современной ЕАО до ее образования". Но воздвигнуть крест в срок не получилось - мешали неустойчивые погодные условия - то дожди, то ветер и холод.
Спилили Поклонный крест в Биробиджане, Фото с места события собственное

Спилили Поклонный крест в Биробиджане, Фото с места события собственное. Автор фото: Наталья Баграновская

"В минувшую пятницу крест все же был установлен. Большой, православный, деревянный. С досочками-"крышей" над перекладинами, должными по идее защищать деревянный символ от дождя", - пишет далее автор. И задается вопросом: "Такие вот кресты с "крышей" часто ставят на кладбищах на могилах. Нехорошие ассоциации, правда?  Но атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Виктор Сизов поясняет, что форма креста является вполне канонической. Крест казаки умудрились завезти на сопку на грузовике, вкопали в скалу, укрепили основание валунами".

Как известно, в ночь с 26-го на 27-е мая крест высотою 5 метров спилили. Подозреваемого задержали по горячи следам. Акт вандализма стал самой обсуждаемой новостью Биробиджана и ЕАО.

На месте события, Фото с места события собственное

На месте события, Фото с места события собственное. Автор фото: Наталья Баграновская

Как пишет Алексей Зливко, Виктор Сизов ему рассказал, что казаки дежурили двое суток у креста после того, как им сообщили, что на сопке какие-то люди пытались раскидать тяжелые камни, которыми было укреплено основание креста, и сбить его ногами. "Еще вечером в воскресенье я видел этот крест на сопке, - пояснил атаман. - А утром он исчез из поля зрения. Когда я поднялся наверх, то увидел, что спиленный крест валяется на склоне..."
Поклонный крест стоял на вершине сопки ДСМ, Фото с места события собственное

Поклонный крест стоял на вершине сопки ДСМ, Фото с места события собственное. Автор фото: Наталья Баграновская

Автор статьи в "Биробиджанской звезде" замечает, что "казачья инициатива по поводу установки креста, освещенная в областных СМИ и активно обсуждаемая, в том числе и в Интернете, вызвала множество споров. Мнения по поводу установки креста над Биробиджаном там были в подавляющем большинстве отрицательные. Главный вопрос: зачем, для чего? Практически никто из биробиджанцев не считает свою родину казачьим городом. О службе, работе, боевых действиях казаков здесь в былые времена нет никакой информации. Не в пример селам Ленинское (бывшее Михайло-Семёновское) и Екатерино-Никольское - исторически именно они раньше были казачьими станицами. Там установка каких-то памятных объектов оправдана, там они и есть - и памятники, и кресты. И всё это в 200-300 км от Биробиджана, являющегося официально почти 80 лет столицей Еврейской автономной области".

Далее Алексей Зливко делится своей мыслью о том, что "Биробиджан не настолько религиозный и исторически не православный город (первый храм святителя Николая построен во второй половине 90-х годов), чтобы появление креста над ним все воспринимали положительно и исключительно с одобрением. Кому-то все равно, а кому-то и неприятно будет видеть из окон своих домов православный крест, который, как задумало казачество, будет виден даже из других микрорайонов Биробиджана и фактически стоять на западном въезде в город по федеральной трассе".

- Биробиджан - город пестро населенный и многоконфессиональный. Помимо православия, у нас есть и представители мусульманства, и люди, исповедующие иудейскую веру, и множество протестантских течений, - говорит руководитель биробиджанской еврейской религиозной общины "Фрейд" Рахмиль Ледер. - Это всегда воспринималось нашими земляками нормально, все жили в мире. Никогда между представителями разных конфессий не было конфликтов, потому что никто себя не выпячивал, не ставил выше других. Честно говоря, мы были удивлены инициативой областного казачества установить такой православный символ высоко над городом. По нашему мнению, он бы нисколько не подтверждал исторические события, связанные с казачеством, потому что их в Биробиджане и не было.

Да, казаки осваивали территорию ЕАО, которая тогда еще Еврейской автономной областью не была. Но не здесь, а совсем в других местах, за десятки и сотни километров отсюда. Так что перво-наперво присутствие такого символа над городом отложилось бы в умах и памяти горожан не как дань памяти казачеству прошлых лет, а именно как религиозный образ. Если так посудить - это дало бы моральное право представителям других конфессий тоже устанавливать свои символы где захочется - например, иудейские меноры или звезды Давида, или мусульманские полумесяцы. Я не думаю, что это горожанам действительно нужно, что это объединит их", - приводит аргументы Рахмиля Ледера автор газетного материала и заканчивает статью рядом выводов.

"Тут стоит подумать еще и вот над чем: если на сопке ДСМ появится крест, это может породить неверное мнение о городе для его гостей, а также проезжающих через него. Люди будут видеть этот символ, сразу понимая, что он - религиозный. Вряд ли многие из них полезут на сопку по её скалистым склонам читать разъяснительную надпись. И станут удивляться: приехали мы в Еврейскую автономную или православную область?

Не стоит забывать и о том, что буквально под этой сопкой (а, следовательно, теперь под православным крестом) находится протестантская церковь. Но она обозначила своё присутствие лишь надписью над фасадом, не устанавливая никаких религиозных символов на центральной улице города. А ещё множество людей в областном центре и всей области являются в принципе неверующими или убеждёнными атеистами. Но они такие же жители города, такие же граждане с ничуть не меньшими правами на самовыражение и на собственное комфортное пространство там, где они живут. В общем, мнение по поводу появления православного креста, доминирующего над Биробиджаном, сложилось очень неоднозначное. Что, вероятно, и привело к столь демонстративному акту на сопке ДСМ... Как верно отметил сам Виктор Сизов - позору на всю Россию", - делает окончательный вывод корреспондент "Биробиджанской звезды" Алексей Зливко.

Ранее РИА EAOmedia сообщало о том, что Поклонный крест напомнил 28-летнему биробиджанцу кладбище, поэтому был спилен. Подозреваемый был задержан по горячим следам, дал признательные показания и раскаялся в содеянном. По его словам, никакими политическими, религиозными и межнациональными мотивами он не руководствовался.

Информагентство также сообщало, что подозреваемый задержан. Поклонный крест спилили и сбросили с обрыва в ночь на 27 мая. Он простоял менее трех суток. По мнению начальника управления по внутренней политике ЕАО Вадима Войтенкова, Поклонный крест спилило хулиганье. Мэр Биробиджана Андрей Пархоменко и архиепископ Кульдурский и Биробиджанский владыка Иосиф назвали произошедшее вопиющим актом вандализма.