Такие веломашины могли бы украсить и биробиджанский Арбат
Фото: Из личного архива

Автотурне биробиджанского депутата: В Крым заездом через Дрезден

За плечами Григория Волохова – путь через всю Россию и тысячи км шести европейских стран (ФОТО)

Общество

1.02.2016

Целью очередного автопутешествия депутата городской думы Биробиджана Григоря Волохова стало турне по европейским станам. Поворотной точкой для него стал бывший военный городок в Дрездене, где когда-то он проходил службу, а обратный путь включил небольшой крюк в самый молодой регион России – Крым. В итоге – на спидометре добавилось 25 тысяч км, а своими путевыми заметками Григорий Волохов поделился с земляками, сообщает ИА ЕАОMedia.

Европейские мосты поднимают настроение, утверждает Григорий Волохов

Европейские мосты поднимают настроение, утверждает Григорий Волохов. Фото: Из личного архива

Ностальгия. Курсом на Дрезден

…Прежде всего хотелось бы объяснить, почему Дрезден был выбран нами главной целью этой поездки? Все очень просто – там, в группе советских войск, расквартированных тогда еще на территории ГДР, мне, выпускнику военно-лечебного факультета, молодому лейтенанту довелось начинать свою службу. Те четыре года вспоминаются сейчас как, возможно, самое счастливое время. Идея родилась давно, и еще в 2013 году, успешно доехав из Биробиджана до Белоруссии, где я родился и вырос, невольно подумал, а почему бы не продолжить путешествие? Европа-то уже совсем рядом. Идея совсем окрепла после знакомства в "Одноклассниках" с жителем Дрездена, который сообщил, что дом, в котором мы с супругой жили, все еще не разрушен. Очень захотелось в нем побывать снова. Наверное, это и есть ностальгия.

Депутат городской Думы Григорий Волохов вернулся на место службы в Дрездене

Депутат городской Думы Григорий Волохов вернулся на место службы в Дрездене. Фото: Из личного архива

Главная проблема для столь дальней самостоятельной зарубежной поездки, связанной с пересечением многих границ, — это получение шенгенской визы и грин-карты. Оказалось, что проще всего это делать через туристическую фирму. Серьезно пришлось также заняться подготовкой автомобиля. Старенький навигатор, помогавший ориентироваться на дорогах России, Европу уже не вместил (не хватило памяти). Поставили планшетник, благо кабина позволяет. Несколько это необычным казалось в первое время: едешь, а перед тобой — целый телевизор. Но, "заезжая" вперед, отмечу, что без современной навигации в Европе просто заблудились бы. Столько новых многоуровневых развязок, за указателями на дорогах визуально на скорости не уследить. Правда, в тоннелях связь теряется, и навигатор лучше отключать. Иначе он автоматически перенастроится на европейский интернет, а какой там трафик и во сколько евро это выльется, неизвестно. Резину заменил на совершенно новую, хотя была вроде еще нормальная. Поставил новый воздушный фильтр. Провел также глубокий техосмотр – все-таки более 25-ти тысяч км предстояло проехать. По совету знакомого взял запасные подшипники ступиц (к счастью, не пригодились). Обслужил дальнобойную рацию, заменил антенну. Заранее забронировал места в гостиницах по пути следования, чтобы потом не терять времени на поиски ночлега.

Название городской газеты за 25 тысяч км поистрепалось

Название городской газеты за 25 тысяч км поистрепалось. Фото: Из личного архива

В чужой монастырь…

Всю зиму, когда все равно на даче делать нечего, изучал обычаи и особенности стран, в которых собирался побывать. На самом деле, это тоже очень важно. В Польше, например, принято обращаться в разговоре к собеседнику с прибавлением обращения "пан, пани". Скажешь "пше проше пан", и уже совсем другое к тебе отношение. В гостинице там заселяются не "два человека", а "две особы". И кто бы догадался, что продукты нужно искать в "склепе" — таким не совсем благозвучным для нас словом называется магазин. А валюту поляки меняют вовсе не в банках. Нужно спрашивать, где находится "кантор". И как бы мы все это нашли, если бы не знали заранее? Наконец, на европейской заправке бесполезно искать слово "бензин" с октановым числом 95. Там это "супер", который необходимо строго отличать от "супер-эко" с добавлением масел, иначе, если зальешь не то, придется останавливаться на ремонт двигателя. Кстати, в Европе сначала заливаешь, и лишь потом платишь (у нас наоборот, и, на мой взгляд, безопаснее – не ошибешься, если что, с горючим). Замечу, что в лингвистических поисках меня выручало интернациональное многоязычное советское детство. В белорусской школе мы до 10 класса учили и русский, и родной языки. Были и диктанты, и мова. Остались в памяти также уроки немецкого. Чтобы их освежить, слушал радио.

Кто бы мог подумать, что склеп — это продуктовый магазин

Кто бы мог подумать, что склеп — это продуктовый магазин. Фото: Из личного архива

Собираясь заехать в Крым, я не раз побывал на полуострове виртуально. С помощью интернета досконально изучил, как работает паромная переправа. Еще не выехав из Биробиджана, уже знал, как занимать очередь, как въезжать-выезжать с парома, на какой палубе предпочтительнее пересекать Керченский пролив.

В путь…

И вот, наконец, мы собрались. Выехали 15 августа, как всегда, ранним утром. И следовали этому графику неизменно на протяжении всего пути, потому что утром меньше машин на дорогах, потому что и приедешь тогда на ночевку пораньше, успеешь занять более удобное место на стоянке, тебе достанется лучший номер в мотеле. Волновались ли? Честно скажу, да, волновались. Но Дальний Восток и Забайкалье надеялись, все же, миновать без приключений, потому что все тут уже знакомо, изъезжено по пути в Монголию, Якутию, Белоруссию, где бывал в предыдущие свои отпуска. Однако не вышло. За Читой на нас напали стаи птиц. Они буквально пикировали на лобовое стекло и капот. Никогда прежде ни с чем подобным не сталкивался.

Такое случилось впервые за все наши и мои автопутешествия, в ходе которых я не раз проезжал по той самой дороге, и ничего подобного не наблюдал. Огромная стая ворон, наверное, завтракала какими-то насекомыми, которых тоже было очень много, а мы, похоже, этой трапезе помешали. И вот прямо как в фильме ужасов на автомобиль стали пикировать отдельные особи. Мы ехали на немаленькой скорости, и они летели нам навстречу тоже очень быстро. По лобовому стеклу забарабанило, словно из пулемета. Громкие частые удары (как будто кирпич в поролоне влетал) наполнили салон угрожающими звуками, а смотреть на этот птицепад и вовсе было страшновато. Стекло, впрочем, выдержало, а то бы нас в Европу не пустили. Мы до сих пор гадаем, что это было? Потому что спустя час история повторилась с совсем другими птицами, которые тоже жертвовали собой ради какой-то непонятной нам цели. И я уже сбрасывал скорость, отчаянно сигналил – не помогло. Они летели навстречу и разбивались. Теперь еще и об капот. Объяснений у нас пока только два. Возможно, в большой стае птиц действуют такие же законы, как в пчелином рое, где все роли расписаны. И кому-то выпадает участь вот таких своеобразных защитниц, которые ценой собственной жизни бьются за то, чтобы всем остальным их сородичам можно было кормиться и продолжать род. Или же секрет в некоей аэродинамике общего полета стаи, которая при появлении кажущейся угрозы, в данном случае автомобиля, поднимается и одним своим крылом неминуемо сталкивается с быстро движущимся препятствием, от которого никак нельзя отвернуть, не нарушив общего обязательного строя. На обратном пути мы еще не раз видели на обочинах пернатых жертв этого неравного дорожного противостояния машин и птиц. Но наученные двойным опытом уже не допускали новых столкновений: оттормаживались, сигналили – вроде стало срабатывать.

Польские деревни пробуждают желание к художественному творчеству

Польские деревни пробуждают желание к художественному творчеству. Фото: Из личного архива

"Хорошо, пан, ты забрался…"

Эти слова сказал польский таможенник, когда узнал, что мы, биробиджанцы-дальневосточники, сами собой, в автомобиле с номерами ЕАО, которые и вызвали профессиональный интерес офицера, едем в Европу, и практически за считанные дни пересекли всю Россию и Белоруссию, преодолев 10 тысяч км. По его улыбке, по его глазам мне показалось, что он был искренне восхищен нашими скромными достижениями, но некогда было ему рассказывать, что в пути всякое случалось, и порой не все было так уж хорошо.

Несколько слов о состоянии дорог. Оно улучшилось и на Дальнем Востоке, и в Сибири. Много отремонтированных участков. Исчезли провалы, а там, где был голый грунт, уложен идеально ровный асфальт. Правда, лучше не попадать "под укладку", а нам все же "повезло" на участке между Невером и Читой. Жара 35 градусов, кругом, как в песне, пятьсот и все полито битумом. Целый час оттирал потом борта.

Вопреки словам одного знакомого дальнобойщика, который утверждал, будто "машин из-за кризиса стало меньше", движение наоборот показалось нам более интенсивным, чем было раньше. Причем, чаще встречались частные легковые иномарки. К услугам их владельцев и нашим тоже вдоль дорог появились новые мотели. Но с этим сервисом не всегда нам везло. Иной раз, посмотрев на неогороженную автостоянку, возле которой крутились сомнительные личности, мы срывались и ехали в ночь, чтобы найти более надежное пристанище. И находили, пусть даже и четырехместный номер на двоих приходилось снимать. А на Байкале заранее по интернету заказали отдельный дом-гостиницу, где и переночевали. Кстати, не понравилось: тесновато, без душа, баньку топят по отдельному запросу. Зато порадовал своими красотами Байкал, и запомнилось доверие хозяев заимки. Уезжая, нужно было всего лишь положить в условное место ключ. А ведь у них в доме хранится редкая коллекция старинных угольных утюгов – от совсем маленького до огромного. Впрочем, за все 42 дня путешествия, за все 26 тысяч км пути в гостиницах только дважды проверяли номера перед нашим отъездом. Прежде это случалось чаще. Россияне стали больше друг другу доверять! А в Татарстане стали больше проверять. Там всюду видеокамеры установлены. И мой специальный прибор, настроенный на их обнаружение и предупреждение водителя, "пипикал" беспрестанно. Чтобы ничего не нарушать, ехал крайне осторожно и очень медленно. Вообще, убедился, что всегда лучше соблюдать правила дорожного движения. И если видишь знак "40", нужно ехать 40. А тот, кто торопится, может оказаться и в кювете, что тоже приходилось видеть.

Перед МКАДом (московской кольцевой) попали в гигантскую пробку. Вот тут пришлось испытать все "прелести" современной езды, когда ты сам ползешь со скоростью 5 км в час, а по бокам тебя обгоняют "обочечники". Но зато когда "вырвались", поехали 130 км в час – правила и обстановка позволяли. Так добрались до Белоруссии, оставившей в целом хорошие впечатления. Вот только цены выросли, и бензин там 65 рублей литр на наши деньги, хотя зарплаты поменьше (в Польше, Германии еще дороже, но там и получают больше). В братской республике, как мы невольно отметили, строго следят за качеством продуктов питания. И сыр, сливочное масло там из пальмового масла никто не делает, иначе можно здорово пострадать. Пугали нас многочасовыми очередями на таможенном пункте пропуска, придирчивостью польских пограничников. На всякий случай оставили в Белоруссии пистолет, лекарства, консервы (ничего нельзя брать с собой!), дотошно пересчитали всю валюту, что везли с собой. Оджнако зря боялись. За 17 минут прошли проверку, да еще и получили доброе напутствие от восхищенного поляка. И взяли курс на Белосток.

Шутливый дорожный знак о запрете любви вызывает только улыбки

Шутливый дорожный знак о запрете любви вызывает только улыбки. Фото: Из личного архива

Уже в Европе…

Главной целью нашего путешествия в Европу был Дрезден, где нам с супругой довелось прожить четыре года в самые счастливые молодые годы. С тех пор прошли не просто десятилетия, а "прошли", исчезли целые страны, изменились государственные формации, поэтому ехали мы в Европу несколько настороже, начитавшись в Интернете о якобы "плохом отношении к русским". Мобилизовав все свои познания иностранных языков, мы, тем не менее, не собирались скрывать, что мы из России и ни разу об этом не пожалели. Между тем с преодолением языкового барьера постоянно приключались забавные истории. Благодаря неожиданно быстрому прохождению таможни на белорусско-польской границе, мы, успевая восхищаться деревенскими видами, рано добрались до города Белостока и расположились в мотеле, стилизованном под стоянку викингов. Решили сходить в ресторан. Меню нам принес молодой официант, говоривший только на польском языке. Названия всех блюд также были на польском. Мы старательно читали, но ничего понять не могли. Тогда я жестами объяснил, чтобы парень сам нам посоветовал, какой сделать выбор. Он пальцем показал в меню на какое-то одно блюдо, но мы ведь привыкли, что нужен еще и салат. Это слова, произнесенное мной на русском и немецком языках, не вызвало никакой ответной реакции. Жесты тоже не помогли.

— Ох, капустки бы, — вздохнула жена.

— Капуста? – радостно воскликнул поляк. – Там е, е капуста.

Воспрянув духом, мы попросили еще и хлеба. И это слово наш добрый официант, как выяснилось, тоже знал, но хлеб заказывать не советовал.

— Там картопля е, не надо хлеб, — со знанием дела сказал молодой человек.

Блюдо, стоившее 10 евро (больше 700 рублей на наши деньги, но по европейским ценам это дешево) порадовало своим разнообразием и сытностью. Действительно, хлеба уже не хотелось. Абсолютно не чувствуя негативного к себе отношения, которым нас пугали "знатоки" европейских нравов, мы с удовольствием и комфортом продолжили путешествие по Польше. Хозяйка мотеля только ради нас подняла ни свет, ни заря повариху, чтобы та приготовила нам завтрак. Проехав более 500 километров с разрешенной скоростью 130 км в час по очень хорошим европейским дорогам, где каждый мост настолько оригинален, что поднимает водителю настроение, мы переночевали во Вроцлаве и на следующий день были уже в памятном и почти родном Дрездене. Остановились в отеле "Авив". На ресепшене мне недолго пришлось щеголять своим немецким – принимавшая нас женщина, послушав мои языковые упражнения, мягко предложила перейти на русский. Пользуясь случаем, поинтересовался необычным названием отеля. Оказалось, придумали его наши бывшие соотечественники, евреи по национальности.

— Читать нужно не отель "Авив", — с улыбкой объяснила нам, жителям Еврейской автономной области, собеседница, — а "О, Тель-Авив"!

В этой комнате Волоховы жили после приезда в ГДР

В этой комнате Волоховы жили после приезда в ГДР. Фото: Из личного архива

Немецкий пригодился во время нашего возвращения в молодость, когда мы отправились в "свой полк". Удивительно, но тот дом, в котором мы прожили четыре года, сохранился. Уцелели и некоторые другие постройки, но все они пустуют. Вероятно, обратив внимание на наши взволнованные лица, к нам подошла местная жительница и очень тепло с нами побеседовала. Она помнит те времена, когда в Дрездене стояли советские войска и сохранила о наших солдатах и офицерах, их семьях самые добрые воспоминания. Женщина извинилась перед нами за то, что здания пребывают не в лучшем виде, что их не ремонтируют.

За такой вид бывшей советской казармы извинялась немка

За такой вид бывшей советской казармы извинялась немка. Фото: Из личного архива

Нас это растрогало. Правда, потом, когда я с местным жителем, изучающим "советское наследие", ушел на территорию полка, к жене подходил старый немец, ругался и обещал вызвать полицию, требуя, чтобы мы ушли. Вот такое разное отношение к себе мы пережили за короткое время. Дрезден же разочаровал. Мы видели двоих нищих на улице, чего в "наше" время не было. Но свое русское прошлое город не забыл, о чем свидетельствовали рекламные меню на русском языке, выставленные перед кафешками. В такие моменты мы чувствовали себя как дома.

На второй день случилась страшнейшая жара, за 30 градусов, а к вечеру пошел сильный дождь с градом. Спасая машину от градин, бросился ее переставлять и промок. И вновь попал в языковую историю. Заговорил по-немецки с молодым человеком, мол, доннер ветер, а он мне на русском отвечает: да, погода не очень. Оказался — украинец из Киева, приехал к дочери, которая учится в Германии. И с его стороны я не почувствовал никакой неприязни. Политику мы особо не трогали, но я поинтересовался, когда же у них "все это закончится". Мне показалось, что и ему не нравится нынешний ход событий в его стране. Эта неожиданная встреча оставила приятное впечатление. А наш путь лежал в Австрию, Чехию и Словакию.

Палитра Европы

Палитра Европы. Фото: Из личного архива

В обратный путь…

Исполнив давнюю свою мечту и побывав в городе нашей молодости Дрездене, мы не стали спешить в Биробиджан, а решили заехать в Вену, о красоте которой много были наслышаны. Это решение было, конечно, не спонтанное, а заранее, еще дома продуманное и соответствующим образом закрепленное в навигации нашего бортового компьютера. В Австрию отправились в объезд Чехии через Германию, в сторону Мюнхена, по прекрасным немецким дорогам с рекомендуемой скоростью 140 км в час. Из трех полос в одном направлении следовало держаться средней, так как левая предназначена для обгона, а правая – для тихоходов. Останавливаться, чтобы, к примеру, просто полюбоваться пейзажами, сделать фотографии, категорически запрещено. Если случилась поломка, самому ничего ремонтировать не разрешается. Нужно вызывать специальную аварийную бригаду. Отдыхать можно на автозаправках с ресторанами, кафе и супермаркетами, а также на специальных стоянках со всеми услугами.

В Европе, конечно, красиво...

В Европе, конечно, красиво.... Фото: Из личного архива

В который раз порадовали своим отношением друг к другу европейские водители. Когда меня стали обгонять по левой полосе, я тоже прибавил газу. И тот, кто шел на обгон, тут же пристроился за мной и больше не предпринимал никаких попыток ускориться. Думаю, он посчитал, что я не хочу, чтобы меня обгоняли, и уважил мое желание быть лидером в этой маленькой гонке. На заправке в Австрии ко мне обратился местный житель, которого встревожило то, что я собираюсь заливать в баки своего немаленького авто бензин. Оказывается, там даже малолитражки заправляют дизтопливом. Увидев по номерам, что я иностранец, он подумал, а не ошибаюсь ли я? Такая предупредительность меня растрогала. Но дальше случилось вообще немыслимое по нашим российским меркам. В Вену мы въехали с запада, и там на какой-то сложной развязке мой навигатор, настроенный со слишком большим "допуском" в метрах, трижды опаздывал с указанием поворота, и я буквально закружился в "венском вальсе" над Дунаем. В конце концов "вылетел" на дорогу с односторонним движением, но движение было совсем не в ту сторону, в которую ехал сам. Австрийские водители, ехавшие навстречу, остановились, позволили мне развернуться и что-то даже посоветовали, причем, очень вежливо и терпеливо. Интересно, что бы мне посоветовали в примерно такой же ситуации в Биробиджане, невольно представлял я, переживая случившийся казус. Увы, не последний в этот день. На венской заправке пришлось извиняться перед оператором, который, правда, чуть не заправил мою машину экологическим бензином с маслом. Я так бурно на это отреагировал (неминуемая в таком случае тотальная промывка двигателя в наши планы не входила), что, признаться, несколько смутил австрийца. Но он принял мои объяснения, и "международного инцидента" не случилось. Зато вечером, когда мы, гуляя по Вене, заблудились и никак не могли найти свой отель, пожилая женщина сначала нам показала дорогу, а потом, когда мы отошли, громко поинтересовалась вдогонку, не русские ли мы? И очень тепло к нам отнеслась. И такой же теплый прием ждал нас в отеле, где мой немецкий не смогли понять (в Австрии свой диалект), однако дали ключи от номера и не стали брать плату в евро. Оказалось, ее уже сняли с карточки, так как заказ мы делали заранее по Интернету.

В Европе, конечно, красиво...

В Европе, конечно, красиво.... Фото: Из личного архива

Описывать Вену – дело неблагодарное. Очень красивый город, город-сказка, который нужно видеть. Цены на продукты, интересовавшие нас повсюду во время путешествия, оказались сопоставимыми с нашими, при более высоком, как нам показалось, качестве. Далее мы поехали в Братиславу, столицу Словакии, но… оказались в Венгрии. Причем три раза подряд въезжали в эту страну и выезжали, благо там все рядом и близко. Закружили уж и не знаю в каком теперь вальсе опять из-за неточной навигации, причем, в самом неподходящем месте – на кордоне, выставленном для проверки беженцев с Ближнего Востока. В первый раз полицейский на нас только глянул и показал, чтобы проезжали дальше. Ну, мы и проехали, только не туда, куда нужно было. Возвращаемся и снова заходим на маршрут. Во второй раз страж порядка проводил нас долгим пристальным взглядом. Ну а в третий раз это уже был почти анекдот. Тем не менее, нас не остановили, и мы, в конце концов, добрались до Братиславы, предварительно перенастроив навигатор. Затем проездом побывали также в Чехии, где на заправках оказались только платные туалеты. Кстати, там нас принимали почему-то за поляков, что затрудняло покупку магнитиков для домашней коллекции.

Польские деревни пробуждают желание к художественному творчеству

Польские деревни пробуждают желание к художественному творчеству. Фото: Из личного архива

В самой Польше с приобретением сувениров вообще вышла проблема. Пожилой таксист очень хотел нам помочь, мы объехали с ним несколько магазинов, но все тщетно. Продавцы искренне удивлялись, что русским нужны "только магнитики", а не что-то более существенное. И все, тем не менее, принимали участие в наших поисках, давали советы, "где еще можно поискать". Зато границу с Белоруссией вновь преодолели за считанные минуты и почему-то практически вне очереди. Подозреваю, что наши номера занесли в базу данных на въезде в Европу и встретили как старых добрых знакомых. Поручик вышел нам навстречу, пригласил на осмотр и… ничего осматривать не стал. Впереди нас ждал неизведанный и загадочный Крым.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Автопутешественник Григорий Волохов доехал из Биробиджана в Якутск за три дня

Автотурист из Биробиджана Григорий Волохов устроил личное ралли до Монголии и обратно