Иосиф Бренер: ЕАО – это наш бренд, который стоит мно­гого

Старший научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН, кандидат культурологии – с аргументами "против" присоединения области к чему-либо (ФОТО)

Общество

24.02.2015

Еврейская область – это бренд, который стоит мно­гого, уверен старший научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН, кандидат культурологии Иосиф Бренер. О ней знают и помнят за рубежом как об уголке, где был искусственно создан еврейский район. По мнению эксперта, изменить территориальное деление – это все равно, что взять нож и приступить к открытой операции без наркоза. Каждое движение в ходе и после такой "опера­ции" будет очень болезненно. Аргументы "против" присоединения области к чему-либо Иосиф Бренер привел в газете "Биробиджанер Штерн".  

"Вокруг Еврейской автономной области уже не один год витают различные идеи о необходимости ее присоедине­ния к какому-нибудь соседнему региону. Помнится, в свое время были разговоры о вхождении области в состав условно названной "Приамурской губернии", куда также должны были войти Хабаровский край и Амурская область

С определенной периодичностью возникает тема нового объединения области с Хабаровским краем, теперь вот с Амурской областью.

Если обратиться к истории, то в 1930-е годы и даже в конце 1950-х к создаваемой и развивающейся области даже предлагалось присоединить Кур-Урмийский район Хабаровского края, и по этому вопросу было принято соответствующее решение Хабаровского крайисполкома. А в 1937 году крайплан и Географо-экономический НИИ Ленинградского госуниверситета предлагали в состав ЕАО включить Архаринский и Буреинский районы Амурской области. Обо всем этом сегодня можно прочитать на сайте  "Историческое и культурное наследие Еврейской автономной области". 

Сомневаюсь, что кому-то из инициаторов, поднявших эту "низкую амурскую волну" на великой и могучей реке дружбы, исторически соединяющей наши регионы в экономическом, культурном развитии, интересно наше историческое прошлое. И сделано это было как бы невзначай, накануне новых выборов губернатора.  Не стоит ломать голову над тем, кому это надо. Попробуем привести аргументы, почему в этом нет смысла.

В поиске ответа возникает вопрос: не вызвано ли  это нездоровое возбуждение интереса к области реальными действиями правительства ЕАО и госструктур Российской Федерации  по строительству железнодорожного моста в Китай и завершающимся строительством Кимкано-Сутарского ГОКа? Ведь реализация только этих двух проектов позволит области серьезно увеличить долю собственных доходов в бюджет.

Строительство трансграничного моста в ЕАО, Тематическая иллюстрация

Строительство трансграничного моста в ЕАО, Тематическая иллюстрация. Автор фото: департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО

Есть в области и другие значительные проекты, которые будут реализованы в  ближайшие годы и еще больше поправят экономическую ситуацию.

Неужели сегодня, в период крайне сложного положения в экономике страны, состояние которой и федеральным правительством признается как кризисное,  нет более важных тем для обсуждения? Между тем объединение территорий – вопрос непростой. Даже ученые не берутся утверждать, что это избавит от многих проблем, которые пред­стоит преодолеть. Эксперты ИНСОР в свое время пришли к заключению, что кампания по укрупнению субъектов федерации, призванная показать силу федерального центра, продемонстрировала его слабую компетентность и недостаточный профессионализм.

Кимкано-Сутарский ГОК, Тематическая иллюстрация

Кимкано-Сутарский ГОК, Тематическая иллюстрация. Автор фото: департамент пресс-службы губернатор и правительства ЕАО

Анализируя сегодняшний день, обратимся к прошлому, к истории. В советском прошлом партийное руководство Хабаровского края считало ЕАО своим сельскохозяйственным придатком. Ежедневно две железнодорожные цистерны молока отправлялись в краевой промышленный центр – город Комсомольск-на-Амуре. Север края снабжался нашим картофелем, капустой и прочими овощами. Сенокосные угодья давали тысячи тонн сена, ко­торое в тюках трелевали по дорогам большегрузные авто­мобили и баржи по Амуру. В общем объеме сельхозпродукции небольшая область обеспечивала 35% потребностей края. Руководство края весьма болезненно реагировало в те годы на попытки области получить какие-то дополнительные возможности в финансировании экономики, социальной сферы. У нас не было развитой сети автодорог с асфальтовым покрытием, портовых сооружений, чувствовался недостаток электроэнергии. Это впоследствии сказалось и на проектах по добыче полезных ископаемых: чтобы добраться до наших подземных кладовых, надо затратить огромные средства на создание инфраструктуры, а их в свое время никто не выделял. Область раздражала партийных боссов, когда шла речь о дополнительных программах ее развития.

Но надо признать также, что и у руководителей наших регионов со временем меняются взгляды. В переписке более  15-ти лет назад бывших руководителей области Б. Л. Корсунского и М. М. Кауфмана с возглавлявшим Хабаровский край В.И. Ишаевым приводятся весьма интересные  факты и примеры неравноправного положения области в составе Хабаровского края. Со временем, когда в очередной раз возник вопрос об объединении регионов, В.И. Ишаев и прежний губернатор области Н.М. Волков пришли к согласию, что двум самостоятельным регионам будет намного легче существовать на просторах России. В последних высказываниях нынешних руководителей  Амурской области и Хабаровского края  видно также, что и они  не разделяют инициированный непонятно кем вопрос объединения субъектов. 

Только в последние два десятилетия наша автономия почувствовала, что значит быть самостоятельной.

В одном из интервью губернатор Александр Винников, подводя итоги работы области за прошедший  2014 год, отметил, что 

внутренний региональный продукт увеличился на 4,6% по сравнению с 2013 годом, и область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе по этому показателю.

Индекс промышленного производства составляет 115,6%, и это также второе место в округе. По индексу сельскохозяйственного производства область заняла второе место с результатом в 124, 9%. В прошлом году впервые за 80-летнюю историю существования области был получен рекордный урожай сои – 125 тысяч тонн.

В прошлом году был получен рекордный урожай сои , Тематическая иллюстрация

В прошлом году был получен рекордный урожай сои , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Издательский дом Биробиджан

По темпам роста строительства жилья ЕАО заняла 1 место в ДФО, построив 104 тысячи кв. метров жилья, что составило 164% от 2013 года.

Один из важнейших экономических показателей – объем инвестиций в основной капитал  в отличие от многих других регионов в прошлом году увеличился в области на 2,4%. По объему и росту инвестиций мы находимся на третьем месте в ДФО.

Говоря  о социальной сфере, губернатор напомнил, что область была положительно отмечена в плане реализации майских Указов Президента в части исполнения показателей дорожных карт по заработной плате. Также положителен показатель индекса рождаемости населения.

Говоря о миграционных процессах, подчеркнул, что к нам едут дальневосточники с Камчатки, Сахалина, из Магадана, Якутии – в поисках работы и спокойной жизни, которой способствуют и довольно благоприятные климатические условия. Хабаровские жители переселяются к нам от городского смога, нарушен­ной экологии. На левом берегу Амура в Смидовичском районе ведутся проекты застройки жилых ком­плексов и прочей инфраструктуры нового микрорайона. Люди сами видят выгоду от переселения в область, где цена кв. метра жилья более чем в два раза ниже, чем в Хабаровске, имеют значение и другие сравнения в пользу ЕАО.

Да, сегодня область дотационная, но таких субъектов в Российской Федерации, как мы, большинство. Только менее 10-ти регионов России живут за счет собственных доходов в бюджетном финансировании.  Чтобы нам выйти на этот уровень, одних наших уси­лий явно недостаточно.

Федеральная целевая программа экономического и соци­ального развития Дальнего Востока и Забайкалья, рассчи­танная на реализацию до 2005 года,  осталась только декларацией. Она не получила должной федеральной поддержки, и по­этому в ходе ее выполнения не произошло существенных улучшений в социально-экономической ситуации на восто­ке страны, а многие показатели оказались существенно ни­же расчетных и соответственно более отстающими от центральных и европейских реги­онов России.

При распределении государственных бюджетных средств на протяжении многих лет Дальний Восток, считав­шийся окраиной страны, финансировался по остаточному принципу. Как результат этой политики – мы уже отстали в экономическом развитии лет на 20–30 даже в условном соревновании с нашим южным соседом Китаем, а ведь еще лет 20 назад все было наоборот. Дальний Восток прочно занял место сырьево­го придатка стран Юго-Восточной Азии. Миллионы кубометров круглого леса уходят за границу, а вместе с ними и основная прибыль, обычно по­лучаемая после глубокой переработки леса, так как последняя выполняется не у нас. Наши неосвоенные месторождения железных руд, угле­водородов, драгоценных металлов – это пока наш неприкосновенный запас. Он только растет в цене, как уголь или нефть, которые с годами становятся все более востребованным товаром.

Если сегодня государство сможет создать соответствующие условия для закрепления населения в Дальневосточном регионе, например, введет нулевую ставку налога на земельные участки, занятые под промышленное и сельскохозяйственное производство, предоставит серьезные преференции инвесторам, в том числе зарубежным, желающим вложить средства в разработку и освоение полезных ископаемых, построит единую дальневосточную энергосеть с тарифами на электроэнергию, значительно сниженными как для населения, так и для предприятий, займется строительством транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, таких, как у наших китайских соседей за Амуром, речных и морских портов, воздушного сообщения, внесет изменения в Трудовой кодекс, который даст больше прав предпринимателям, поднимет пенсии на 30 процентов, как компенсацию за на­ши дальневосточные издержки, то люди сами поедут на восток. Эти меры создадут предпо­сылки и для привлечения инвестиций на Дальний Восток.

Надо серьезно менять стратегию государства в развитии экономики и социальной политики на Дальнем Востоке, что позволит привлечь инвестиции, открыть новые современные производственные кластеры по освоению огромных богатств этой территории. А это – новые рабочие места, улучшение демографической обстановки в регионе, где уже сейчас не хватает квалифицированных спе­циалистов. Нам очень нужна рабочая сила, в том числе из Китая, без этого невозможно будет осваивать инвестиции, добиваться роста объемов строительства,  промышленного производства. Вместе с тем новые законы в миграционной политике ставят крест на привлечении иностранцев –строителей: каменщиков, штукатуров, плиточников, а также сельскохозяйственных рабочих, работников  других профессий. Без помощи государства дальневосточным регионам этих проблем не решить. 

Еврейская автономная область существует сегодня не только на карте Российской Федерации. О нашей области известно давно и далеко за ее пределами. Что бы ни говори­ли, ни решали и ни писали на эту тему, область с ее уди­вительной историей вошла в летопись страны и мира как территория, где был реализован один из самых смелых проектов пос­ле Октябрьской революции 1917 года, давший евреям землю и право на создание собственной государственности. Да, это особая территория, но мы не изолированы от окружающего  мира. У нас просто другой социальный микроклимат, в котором нет национальной дискриминации. Здесь, как в старом еврейском местечке, все друг друга знают в лицо.

Ломать легче, чем строить. Хирургу, взявшему в руки нож, надо семь раз отмерить, прежде чем начать резать по живому организму. Наша страна – это и есть живой орга­низм, где сегодня между субъектами Федерации уже усто­ялись экономические связи, социальные, культурные вза­имоотношения, сформировалась и определилась структу­ра производства на местном уровне и в региональном мас­штабе.

Изменить территориальное деление – это все равно, что взять нож и приступить к открытой операции без наркоза. Каждое движение в ходе и после такой "опера­ции" будет очень болезненно.

Сомневаемся, что Е.М. Примаков задумывался об этом, когда сделал заявление о "политическом анахронизме" нашей области. Здесь он никогда не был, и вряд ли знает истинную историю создания и сегодняшний день Еврейской автономной области. Первый председатель облисполкома ЕАО Иосиф Либерберг, член-корреспондент Академии Наук, еще в 1935 году по поводу одного сценария фильма о Биробиджане, подготовленного человеком, который никогда в нем не был, заявил, что этот сценарий  "… белиберда, не стоящая никакого внимания".

Сегодня заявление уважаемого академика, по твердому мнению генерального секретаря Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) профессора Михаила Членова, уже само по себе представляет собой "политический анахронизм".  Трудно представить, что Евгений Максимович и те, кто за этим стоит, не понимают, что это будет направлено на разрушение Еврейской автономной области и еврейской общественной жизни в России. Трудно представить, как это будет воспринято в мире.

По поводу 1% евреев, на что ссылается в качестве аргумента Примаков, приведу фразу из письма бывших руководителей области Б. Л. Корсунского и М. М. Кауфмана, адресованного В.И. Ишаеву, руководившему в те же годы Хабаровским краем: "… Трудно сегодня установить истинное число евреев, проживающих на территории области, учитывая долголетние процессы ассимиляции и смешанных браков… Можем Вам сообщить, что по данным областного военного комиссариата евреев – призывников на 1 января 1998 года значится 7,5 тысяч человек. Мы думаем, что Вы в состоянии определить примерное количество евреев, проживающих в области…и не делать акцент на 2%".

Эта цитата – из личного письма, написанного В.И. Ишаеву, нигде ранее не публиковавшегося. Кстати, оно изобилует весьма интересными фактами и примерами так называемого "равноправного положения области в составе Хабаровского края", в нем четко расставлены политические и экономические акценты,  говорящие не в пользу такого объединения.    

Еврейская область – это наш бренд, который стоит мно­гого. О нас знают и помнят за рубежом как об уголке, где был искусственно создан еврейский район. Но уже прошло больше 80-ти лет, а интерес к нам не пропадает. Все это нисколько не умаляет значимости тех, кто остался в Биробиджане. Особенно если вспомнить наш подход к это­му вопросу, когда спрашивают: а сколько евреев живет в Би­робиджане? На это есть только один ответ: как у нас обыч­но говорят, "сколько бы их ни уехало, все равно остается больше, чем было".

Поймут ли нас потомки, если вдруг, объединившись с другой территорий, наша область с ее исторической памятью и традициями, хорошими экономическими перспективами растворится в другом субъекте федерации? Кто ответит за такое политическое решение, если и спросить будет не с кого. Области, полагаем, от этой реорганизации ничего "не отломится", а деревням и поселкам нашим и подавно. Кому нужна окраина? Где потом найти тех "умудренных деятелей, академиков", которые агитируют и ратуют за мифические преимущества объединения? За­будьте о том, что было, а что будет с нами – только одному Б-гу известно. В главе первой книги Екклесиаста (КОГЕЛЕТ) сказано: "Нет памяти о прежних (поколениях), и о последующих, ко­торые будут, не останется о них памяти у тех, что будут еще позже". Не одно тысячелетие прошло с тех давних пор, а эти простые истины в словах Когелета (Соломона), сына Да­вида, царя в Иерусалиме, напоминают нам о том, чем все за­кончится.

Биробиджан – это наша страна, – так называли эту землю переселенцы, это наша Родина.

Для нас, родившихся на этой земле, где похоронены родные, это не только географическое понятие, это наша духовная жизнь, переданная нам родителя­ми для того, чтобы мы могли сохранить, приумножить и пере­дать все в надежные крепкие руки детям и внукам, это судьбы людей, историческая память и сегодняшний день" - говорится в статье.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Известные эксперты ДВ не видят целесообразности объединения ЕАО с другими регионами

Категорически против лишения ЕАО статуса субъекта РФ высказались ветераны ВОВ и старожилы

Отпор Примакову с его идеей упразднить ЕАО дала еврейская общественность Биробиджана

Евгению Примакову стоит заниматься своими делами, а не "уничтожать" ЕАО – Валерий Гуревич

Одобряют ли жители ЕАО идею Примакова лишить область статуса субъекта, выясняет ЕАОmedia

Идея Евгения Примакова лишить ЕАО статуса субъекта РФ "взорвала" местные интернет-форумы

Нецелесообразным назвал предложение о лишении ЕАО статуса субъекта РФ Вадим Войтенков

Евгений Примаков не сказал ничего нового о судьбе ЕАО – представители бизнес-сообщества