Законодательную базу для работы общественных контролеров в ЕАО призван заложить соответствующий законопроект, обсуждаемый в настоящий момент в областном парламенте. Своевременность и эффект от принятия документа оценили представители региональной Общественной палаты и отделения Российской ассоциации общественного контроля, сообщает ИА ЕАОMedia.
Разработчики законопроекта предлагают (и это норма федерального законодательства) предоставить право осуществления такого контроля трем субъектам: Общественной палате ЕАО, общественным палатам (советам) муниципалитетов, а также общественным советам при Законодательном Собрании и органах исполнительной власти. Также предлагается порядок работы общественных контролеров и механизм взаимодействия с органами власти.
По мнению члена Общественной палаты ЕАО Павла Толстогузова, ожидать прорывного эффекта от законопроекта не стоит.
Руководитель региональной Палаты Наталья Матиенко посчитала разработку подобного законопроекта весьма своевременной.
политолог, председатель Общественной палаты ЕАО
Автор фото: из архива РИА ЕАОmedia
Законопроект очень своевременный. Соответствующий федеральный закон принят уже более года назад, но есть ряд моментов, которые требуют конкретизации в региональном законодательстве.
Общественная палата сама выступила инициатором разработки такого законопроекта. Есть необходимость в расширении полномочий региональной Палаты в части осуществления общественного контроля. У нас имеется свой локальный документ – Положение об общественном контроле, который мы приняли в июне 2015 года. Но есть потребность в документе, который бы определял правила игры для всех участников этой деятельности. И в этой связи, появление регионального закона очень ценно.
Есть еще один момент. Федеральный закон говорит, что к субъектам общественного контроля относятся и общественные советы при органах госвласти и органах местного самоуправления. А для этих институтов механизм осуществления контроля не прописан.
По мнению руководителя регионального отделения Российской ассоциации общественного контроля Константина Земляникина, законопроект требует широкого обсуждения.
руководитель регионального отделения Российской ассоциации общественного контроля, политолог
Автор фото: Из личного архива
Сложилась такая практика, что пока чиновника не ткнут в норму закона, внятного ответа или реакции от него не дождешься. Так, к сожалению, складывается практика.
То, что появится региональный закон об общественном контроле, несомненно, можно расценивать как движение по развитию институтов гражданского общества.
Соответствующий федеральный закон стал результатом компромисса между общественниками и чиновниками. К моменту своего принятия он был настолько выхолощен поднаторевшими в коридорной борьбе аппаратчиками, что оставил немало вопросов к своему содержанию.
Теперь эта борьба спустилась на региональный уровень. Как мне представляется, здесь у общественных организаций больше возможностей повлиять на принятие действительно рабочего закона. Все же здесь на местах и общественные организации, и органы власти больше настроены на партнерскую работу.
Такой законопроект обязательно должен пройти оценку регулирующего воздействия общественными организациями.
Существует другой момент. На сегодня не сложилась практика общественного контроля в области. Те акции, что проводятся различными организациями, единичны и несистемны. Общественные советы при органах власти пока выступают в роли декора, за ними чиновники, как за дымовой завесой, спрятались от реального диалога с общественностью.
Надеюсь, что с принятием законопроекта об общественном контроле появится и вменяемый механизм его реализации.
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Общественный контроль в ЕАО получит законодательную поддержку
профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема, публицист
Автор фото: из личного архива
Региональные законы будут, разумеется, бета-версиями федерального закона, поэтому имеет смысл говорить о нем самом. Причем говорить, по возможности минуя "цели и задачи" (они и так ясны ― гражданскому обществу в России давно пора выходить из пеленок) и вышелушивая рациональное зерно. В этом зерне принципиальным моментом являются реальные полномочия "общественных инспекторов". Два наблюдения. В статье 2 закона говорится: "Не допускается принятие нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля". Ожидается фраза: в действующие правовые акты вносятся нормы, способствующие эффективному осуществлению общественного контроля. Этой фразы или чего-то подобного в законе нет. Это значит, что в реальной деятельности сплошь и рядом будут возникать конфликты на почве неполной легитимности: деятельность объектов проверки регулируется законодательством, не предусматривающим никакого общественного контроля. Что дальше? Затяжные суды в лучшем случае. В конце концов, общественная инициатива просто устанет. Статья 10 о правах субъектов общественного контроля, в сущности, говорит о праве контролеров громко жаловаться в разные инстанции и обращаться в суд. И все. Маловато будет. Совсем не лишним было бы предусмотреть осуществление обязательной оперативной проверки со стороны существующих контрольно-надзорных органов разного уровня по материалам общественного контроля, а также, скажем, обязательное опубликование этих материалов в СМИ (в тексте ФЗ в отношении надзорных органов и СМИ сейчас превалирует уклончивая модальность: "по запросам", "при необходимости", "может проводиться" и т.п.). Реальная практика общественного контроля, конечно, выявит все эти правовые "косяки" и, в частности, подвешенность полномочий очень быстро. Другой вопрос: что за этим последует. Не хотелось бы, чтобы пар в очередной раз в фирменном российском стиле ушел в гудок. Деятельность общественных советов, например, пока что не выходит за рамки декоративного присутствия при органах власти.