Тихомиров Анатолий Федорович
Председатель
Спасибо за вопросы. Они требуют основательного ответа, поэтому я подробно остановлюсь на каждом из них.
В плане работы на этот год в число социально значимых вошли законопроекты, направленные на поддержку культуры и искусства, развитие здравоохранения, улучшение транспортного сообщения, учреждение звания «Ветеран труда ЕАО» и другие.
В конце прошлого года в первом чтении были приняты три закона, регулирующих сферу культуры. Первый – «О культуре и искусстве в ЕАО» - предусматривает следующие виды поддержки: реализация целевых программ, финансирование театральных постановок, концертов, фестивалей, выставок гастролей и т.п., учреждение и присуждение грантов и премий. Вторые два законопроекта разработаны в развитие первого: «О Почетном звании ЕАО «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества ЕАО» и «О государственных грантах ЕАО в сфере культуры и искусства». Предлагается присваивать звание заслуженного творческим коллективам, которые постоянно действуют на территории области не менее 10 лет, имеют высокий художественный уровень репертуара и исполнительского мастерства, регулярно осуществляют концертную, выставочную и др. подобную деятельность. Коллектив, которому будет присуждено это почетное звание, получит единовременную выплату.
Что касается грантов, то предлагается учредить три вида: для реализации проектов, связанных с музыкальным, театральным, изобразительным, хореографическим искусством, кинематографией, фотоискусством и литературой; для реализации проектов по сохранению, созданию и распространению культурных ценностей в сфере музейного и библиотечного дела; для реализации проектов, связанных с самодеятельным художественным творчеством. Размеры грантов от 150 000 до 50 000 рублей.
19 января состоялся круглый стол с культработниками-практиками и управленцами в этой сфере. По этим законопроектам был высказан ряд предложений. Поэтому мы будем их дорабатывать. Кроме того, по результатам этой встречи было решено дополнить пакет еще двумя законами – о музеях на территории области и библиотечном деле. Закон о музеях призван определить различные виды их поддержки со стороны власти, ввести запрет на перевод музейных экспозиций в здания, не отвечающие требованиям безопасности хранения экспонатов, а также создать каталог музейных ценностей ЕАО. Кроме того, законом будут предусмотрены меры социальной поддержки музейных работников.
«Библиотечный» закон будет регулировать отношения, связанные с организацией библиотечного дела, комплектованием и обеспечением сохранности библиотечных фондов. За счет средств области на электронных носителях будут создаваться страховые фонды книжных памятников.
Что касается здравоохранения, то на днях у меня состоялась аналогичная встреча с преподавателями и старшекурсниками Биробиджанского медицинского колледжа. Разговор шел о кадровом обеспечении сельских фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Было названо много системных проблем в этой сфере, студенты откровенно говорили о том, почему не хотят оставаться в профессии. Для депутатов эта проблема не нова. На встрече только были сконцентрированы все предложения, которые делались ранее. Многие из них лягут в основу будущего закона о мерах по привлечению медицинских работников среднего звена в сельскую местность. Также будут приняты законы о повышении нормативов финансирования удаленных от областного центра медицинских учреждений, что позволит улучшить их материально-техническое состояние.
Не секрет, что и в Биробиджане, и в районах есть автобусные маршруты, которые нерентабельны. Индивидуальные предприниматели не хотят их брать из-за убыточности. Между тем люди живут везде, и им необходимо добираться в другие районы города, соседние населенные пункты, приезжать из сел в областной центр, поэтому мы решили рассмотреть вопрос о дотировании таких маршрутов. Работа над этим законопроектом уже ведется.
Еще один закон, который может у нас появиться – «О звании «Ветеран труда ЕАО», – считаю очень важным. У нас много людей, которые по несколько десятков лет отработали в области, но лишены возможности получать льготы. Это несправедливо. Сейчас мы изучаем вопрос, какие категории жителей ЕАО могут быть отнесены к ветеранам труда, на какие льготы и в каком объеме они смогут рассчитывать, сколько бюджетных средств на это потребуется, потому что мы не можем принимать популистских законов, которые не будут обеспечены финансово.
Бюджет этого года дефицитный, сложный, но в нем заложены расходы на все принятые обязательства, и мы их обязательно выполним. Над бюджетом области следующего года мы начнем работать уже во второй половине текущего года. И, конечно же, все законы, которые мы примем, будут подкреплены финансово. Ни одно обязательство, взятое нами, не останется невыполненным из-за отсутствия средств в областной казне.
Теперь о расходах на чиновников. Сегодня расходы на аппарат управления ЕАО в своей доле на порядок ниже, чем в других регионах страны. По этому показателю мы занимаем одно из последних мест в России. Поэтому оплата труда государственных гражданских и муниципальных служащих такова, что не привлекает молодежь. В течение последних пяти лет зарплаты госслужащих правительства области, аппарата губернатора и Законодательного Собрания ЕАО не индексировались. Это в то время, когда повышение зарплат работников бюджетной сферы проводилось ежегодно, а то и два раза в год. Поэтому не нужно считать, что государственные служащие имеют сегодня большие доходы. Это не так.
Например, уровень зарплаты депутатов, работающих на постоянной основе, характеризует тот факт, что представители оппозиционных партий, во время выборов критиковавшие нас за высокие зарплаты, с приходом на работу в областной парламент в большинстве своем отказались от перехода в Собрание для работы на постоянной основе. Одна из причин в том, что их доходы оказались выше, чем зарплата депутата.