Пандемия COVID-19 стала настоящим вызовом для бизнеса в России и других странах. Пройти испытание коронавирусом пришлось и одному из старейших предприятий легкой промышленности ДВ — биробиджанской трикотажной фабрике "Виктория", основанной еще в далеком 1967 году. Как пережили столь непростой период, удалось ли одержать викторию над глобальной напастью и каковы основные планы на 2021 год, в интервью ИА ЕАОMedia рассказал управляющий группой компаний "Виктория" Максим Сатункин.
Максим Сатункин. Фото: ИА ЕАОMedia
— Максим Сергеевич, каким выдался для фабрики "коронавирусный" 2020 год?
— В целом он был хоть и неожиданный, но достаточно интересный. Начало года — затишье, напряжение, ожидание чего-то ужасного. Мы тоже ждали серьезных трудностей, даже планировали сокращение персонала, поскольку не понимали, чем будем выплачивать зарплату. Продажи остановились, на грани "заморозки" было производство, не работали наши магазины.
Но буквально с апреля все в корне поменялось. Началось все с возросшей потребности на многоразовые защитные маски, которые мы продавали буквально с колес. С месяц мы занимались исключительно масками, затем потихоньку пошли заказы от наших основных заказчиков.
Закрытие границ с Китаем активизировало наших крупных покупателей — федеральные сетевые розничные компании, развернуло их в сторону российского производителя, они существенно увеличили объемы своих заказов.
— Удалось ли выполнить планы по производству на фоне пандемии, сохранили ли штат, зарплату?
— Если за 2019 год объем производства составил 486 тысяч изделий, то в 2020-ом он существенно вырос — до 715 тысяч штук. Сама фабрика ни на день не останавливалась. В тот момент, когда должны были вступить в силу ограничения, мы как раз начали шить многоразовые защитные маски. Для нас производство этой продукции было незапланированным, это не наш профиль. Но заказы по всем остальным направлениям остановились, клиенты стали спрашивать именно защитные маски.
По объемам небольшой спад наблюдался в начале года, но с апреля загруженность производства была полной, иногда приходилось работать сверхурочно. Персонал в сравнении с прошлым годом мы сохранили на уровне 80%, причем численность производственного персонала не уменьшилась. Сейчас на фабрике работает около 80 человек. Что касается зарплаты, небольшое снижение было только в одном месяце, затем она за счет увеличения объемов производства существенно увеличилась, с обязательствами по своевременной выплате зарплаты фабрика справилась самостоятельно. Розничной сети очень помогли дотации, которые производились из бюджета в рамках господдержки в условиях пандемии.
— Слово "удаленка" с приходом коронавируса основательно вошло в наш лексикон. Пришлось ли на "Виктории" кого-то переводить на такой формат работы?
— С работой "по удаленке" мы получили интересный опыт. Менеджеры отдела продаж, некоторые из руководителей переходили на такую форму. И сейчас есть сотрудники, в том числе из других городов, которые остаются на "удаленке". Причем, даже искать новых специалистов мы начали вне зависимости от места их проживания, поскольку бывает очень сложно найти персонал здесь, в Биробиджане.
Раньше мы мыслили только в рамках нашего города, но сейчас видим, что есть много специальностей, где возможна дистанционная работа, и она не менее эффективна, чем в стенах фабрики. Это интернет-торговля, маркетинг, дизайн. Выбор услуг действительно широкий, и нам это понравилось.
— Как сейчас обстоят дела с потребительским спросом на вашу продукцию?
— Потребительский спрос на данный момент выровнялся. Наши покупатели, как и раньше, ценят нашу продукцию. Производство полностью загружено, по некоторым профессиям мы испытываем дефицит.
Хочу отметить, что представлены мы во всем дальневосточном регионе. Помимо ЕАО, мы работаем на Сахалине, Камчатке, в Якутии, Приморье, Магадане, Забайкалье, Бурятии, Хабаровском крае, Амурской области. Свои фирменные магазины имеем только в Биробиджане и Хабаровске. В остальных регионах ведем торговлю с мелкооптовыми клиентами и крупными розничными сетевыми компаниями, представленными брендами "Самбери", "Амбар", "Матрешка" и т.п.
К сожалению, не получается работать по госзаказам. Мы не можем в рамках тендера дать такую цену, которую предлагают наши конкуренты из центра России. Причина — в производственных издержках, связанных с удаленностью предприятия от рынков сырья и ценой энергоносителей, поскольку стоимость электрической и тепловой энергии на Дальнем Востоке вносит существенный вклад в ценообразование.
— Какие первоочередные задачи руководство "Виктории" сейчас ставит перед собой и коллективом фабрики?
— Период работы в пандемию позволил выявить наши слабые места. В частности, мы увидели некую инертность предприятия при необходимости оперативно отреагировать на возникающий спрос. Поэтому первоочередная задача, которая уже поставлена на этот год — повышение эффективности бизнес-процессов на предприятии, как в производстве, так и в коммерции. Предстоит полный мониторинг и аудит всех ключевых процессов на предприятии, их отработка, планируем и модернизацию оборудования.
— Каковы, на Ваш взгляд, основные точки роста для фабрики?
— На этот год у нас запланирована закупка нового оборудования, которое позволит повысить качество изделий и производительность труда. Также есть необходимость в увеличении объемов производства, так как в итоге это сказывается на конечной стоимости продукции. Кроме того, часть торговли переместилась в электронное пространство, и мы планируем провести работу по улучшению конверсионности нашего интернет-магазина. В прошлом году мы открыли розничный интернет-магазин. Заказов через него было много, однако мы понимаем, что и здесь есть слабые места.
Отдельно хочу выразить благодарность нашему персоналу за работу в период пандемии коронавируса. Многие сотрудники — это люди в возрасте. Они имели право уйти на самоизоляцию, открыв больничные листы. Однако большинство осталось в строю, что нас очень обрадовало и позволило продолжить работу.
Еще один интересный момент — в этот непростой период мы увидели готовность бизнеса кооперироваться. Там, где нам не хватало сил для обеспечения необходимых объемов, мы сотрудничали с другими производителями.
Например, у нас был запрос на пошив защитной одежды для врачей. И чтобы его исполнить, необходимо было кооперироваться с другими швейными производствами в нашем городе, и люди откликнулись, показали готовность к сотрудничеству. Также в этом году мы получили хороший опыт сотрудничества с УФСИН и Биробиджанской обувной фабрикой "Росток". Все это вселяет оптимизм.
— Максим Сергеевич, спасибо за Ваши ответы и удачи в делах.
Справка: Фабрика "Виктория" основана в начале января 1967 года и поначалу называлось Биробиджанской чулочно-трикотажной фабрикой. На Дальнем Востоке и в Сибири тогда это было единственное предприятие по производству чулочно-носочных изделий. Сегодня фабрика выпускает около 300 моделей чулочно-носочных изделий, свыше 700 моделей бельевого и верхнего трикотажа для всех возрастных групп из различных видов сырья в разнообразной гамме расцветок. Продукция создаётся по российским стандартам, проходит обязательную сертификацию.