Национальный дух в портретах, пейзажах и даже орнаментах на рыбьей коже и бересте. Выставка художника из Комсомольска-на-Амуре Дениса Самара первые открылась в Биробиджане (0+). С помощью кисти автор знакомит поклонников живописи с природой и народами Дальнего Востока. "Наследие" — пятая персональная выставка автора, сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
Денис Самар — представитель древнего нанайского рода, является членом Союза художников России, членом Союза художников народного искусства, работает преподавателем в художественной школе г. Комсомольске-на-Амуре. Совмещает основную работу с творческой деятельностью. Учиться живописи начал с 8 лет, с тех пор кисть не выпускает из рук. Пишет картины постоянно, в том числе в путешествиях по городам и странам.
В композициях— собирательные образы, на портретах — реальные люди в нанайских этнических костюмах, каждый со своей историей. Среди героев полотен также супруга художника Наталья, сыновья Аким с Дмитрием и сам автор.
Прежде чем приступить к созданию картины, художник тщательно изучает историю нанайского народа, порой на это уходят годы. "Кэйнэ — большие поминки" — одно произведений, привлекающих внимание своей масштабностью. Над картиной Денис работал в сжатые сроки, три месяца. До этого годы собирал информацию.
Выставка Дениса Самара. Фото: ИА ЕАОMedia
"Место, где проводится обряд — древнее нанайское село Кондон, рядом с Комсомольском-на-Амуре, часто туда езжу к сестре. На картине изображен обряд, который проводился один раз в жизни в июне 1945 года, когда провожали в загробный мир невернувшихся с фронта воинов-нанайцев. Сжигаются вещи, чтобы в загробном мире у них все было, как в жизни", — рассказал Денис Самар.
Среди пейзажей и портретов выделяется уникальный нанайский орнамент, вырезанный на бересте и рыбьей коже. Это настоящая ювелирная работа, с особенным глубоким смыслом. Прежде чем приступить к художественному процессу, мастер обезжиривает рыбью кожу и дает ей высохнуть. Вырезать на таком материале тяжелее, чем на бересте, признается Денис Самар.
"В каждой работе заключен свой смысл, если описывать, то даже книги не хватит. Информацию собираю от старейшин. В орнаментах рыбы рисуются более упрощенно. Свой триптих "Рыбы Амура" я посвятил тому, что каждая рыба должна отличаться друг от друга. То есть изобразил характерные особенности сазана, осетра и кеты.
Выставка Дениса Самара. Фото: ИА ЕАОMedia
Это моя первая работа с пано на бересте, она же дипломная. Здесь запечатлел места древних обрядов", — рассказал Денис Самар.
По словам коллег, в мастерской художник работал при закрытых дверях, пока произведение не было завершено.
"Я не первый год знаю Дениса. Он очень разнообразный, многогранный художник. В таком обилии его национальные работы я вижу впервые. Они действительно заслуживают большого внимания, поскольку такого рода работы у нас бывают очень редко", — отметил заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России Валентин Коровин.
"Работы отличные, нравится их национальный характер, особенно орнаментальные мотивы. Шикарные работы. Вроде бы использованы темные краски, но за счет цветности, они как будто изнутри светятся. Понравилось, что люди как живые, живые лица, глаза", — поделилась впечатлениями преподаватель биробиджанской художественной школы Надежда Ивагина .
"Каждая новая выставка интересна по-своему. Эта тем, что она необычна для Биробиджана. Мы привыкли к пейзажным работам, а здесь национальные мотивы. Особенно впечатлил декор — резьба по бересте и рыбьей коже", — рассказал биробиджанский художник Владислав Цап.
"В каждом произведении художника — представителя древнего нанайского рода из села Кондон, чувствуется огромная любовь к своему народу, уважение к его истории, верованиям, традициям. Этническая составляющая проявляется в самом выборе сюжетов, в национальной, украшенной характерным орнаментом одежде героев картин, родовых символах, "зашифрованных" в декоративных панно. Рассказывать про выставку Дениса Самар можно долго. Но, по — моему, лучше прийти и посмотреть", — сообщили в областном музее современного искусства.
Посетить выставку в областном музее современного искусства можно будет до 23 июня. (0+)