В 1930-е годы реализовывалось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О работе по ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения". Функцию ликбеза выполняли избы-читальни, клубы и другие политпросветучреждения. Избы-читальни организовывали проведение политдней, читку газет, художественной и политической литературы.
В протоколе президиума Михайло-Семеновского райисполкома от 15 августа 1929 г. имеются сведения:
"Слушали информацию о передаче Надеждинского церковного здания в ведение с/совета.
Постановили: принимая во внимание то, что здания культа составляют собственность государства и могут быть переданы исключительно для культурных нужд села, акт о передаче церковного здания и инвентаря Надеждинскому сельсовету утвердить. Одновременно предложить с/совету приступить к переоборудованию здания под избу-читальню"
Коллективное чтение материалов о Сталинской Конституции в обеденный перерыв на полях. 1937 г.. Фото: Фонд Этнографического музея
Газета "Биробиджанер штерн" за 15 августа 2018 года писала:
Статья Юлии Новиковой "Крути педали" о первом в нашем регионе официальном сообществе сторонников велоспорта — клуб "79 REGION", которое на тот момент отметило свой первый юбилей.
В статье председатель велоклуба "79 region" Наталья Смирнова рассказывает с чего все началось. "Приютило" велоклуб областное отделение ДОСААФ.
Сейчас в велоклубе официально числятся более сорока человек от 18 лет и старше. Однако есть немало горожан, которые просто время от времени присоединяются к совместным "покатушкам". Велосипед, отмечает руководитель клуба, становится в Биробиджане все более популярным видом транспорта.
В силу местных климатических условий "79 region" открывает сезон весной, закрывает — осенью. Пик активности приходится, конечно же, на лето. Участники устраивают совместные велопоходы, встречи, выступают на велопробегах и соревнованиях и просто вместе катаются по городу и за его пределами, знакомятся и общаются.
Статья Ирины Шолман "От казачьих станиц" посвящена юбилейным датам сел Доброе и Квашино.
Хотя одно из них находится в Октябрьском районе, а другое — в Ленинском, в биографиях этих сел много общего. Оба основаны в 1858 году забайкальскими казаками-переселенцами, вошедшими в состав Амурского казачьего пешего батальона, оба пережили два рождения — из-за постоянных наводнений станицы были перенесены спустя десять лет из поймы Амура на возвышенные места.
Оба очень сильно пострадали в годы коллективизации и политических репрессий. В обоих селах было много трудовых династий и передовиков производства. Можно сказать, что это были настоящие села-труженики. А теперь они стали селами-ветеранами — не только по своему возрасту, но и по возрасту жителей.
Считается, что название станице Доброй дал сам граф Николай Муравьев-Амурский, а станица Квашнинская была названа в честь одного из первопроходцев, пришедших на Амур в 17 веке, Ивана Квашнина.
Статья Геннадия Иделевича "Родители нашей истории" — это воспоминания сына Геннадия Наумовича о своем отце Науме Хацкелевиче Иделевиче, одном из тех, кто с первой группой переселенцев из Саратова и других городов Центральной России в мае 1928 года прибыл на полустанок Тихонькая.
"Жизнь открывала перед ним новые возможности. Запасся провиантом на длинную дорогу, купил охотничье ружье и болотные сапоги. Отец рассказывал, что ехали в поезде около месяца — дорога в неизвестную жизнь была тяжелая и утомительная. Приехавшими были в основном ребята молодые, лишь некоторые — семейные, оставившие детей на родителей", — пишет сын переселенца.
Земля между Бирой и Биджаном встретила приезжих проливными дождями — постоянная грязь, жизнь в палатках, нерегулярные приемы пищи. А еще — гнус! "Знаете, что это такое? Это когда кровососущие насекомые налетали тучей и мешали не только работать, но и дышать, набиваясь в рот, нос, глаза. Местные охотники делали для молодежи маски с сеткой для глаз и рта. А днем донимали пауты и слепни. "150 удовольствий!" — как любил повторять отец".
"Трудились люди изумительно, с огромным энтузиазмом! Быть может, истосковались по работе после месяца в дороге? Или были вдохновлены строить Еврейскую область?" — удивляется Геннадий Наумович.
После майских ливней наступило жаркое и влажное дальневосточное лето. Переселенцы отогревались, отмывались, приводили в порядок одежду и обувь. При участии старожилов построили срубы нескольких домов. А вскоре все праздновали окончание постройки первого барака. "Молодые люди, победившие трудности и невзгоды, радовались как дети — они выдержали первый экзамен на прочность!", — так рассказывал Наум Иделевич своему сыну.
В первых бараках разместили медпункт, столовую и красный уголок. Через несколько дней КомЗЕТ прислал опытную медсестру с кое-каким оборудованием. Жизнь понемногу налаживалась.
"Деньги за работу сначала не получали, рабочий день от светла до темна, зачастую без выходных, без всяких жизненных благ! Для многих это был непривычный тяжелый труд — даже молодым было нелегко", — не устает поражаться героизму переселенцев потомок одного из них…