Продовольственная инфляция в России уверенно опережает общий рост стоимости товаров. Как обещают производители круп, в ноябре на 10–20% могут подорожать гречка, овсянка и хлопья, что связано с ростом стоимости сырья и упаковки, а также с неурожаем в Алтайском крае. Сложилась парадоксальная ситуация, когда цены растут как при хорошем, так и плохом (как в нынешнем году) урожае, сообщает ИА PrimaMedia.
В сентябре нынешнего года инфляция в стране выросла до 7,4% в годовом измерении. Главным образом, общую стоимость жизни толкают вверх продукты. За год картофель подорожал на 59%, морковь — на 48%, сахар — на 45%, яйца — на 32%, гречка — на 34%, подсолнечное масло — на 27%. Едва ли не ежедневно работники магазинов меняют ценники на самые необходимые продукты питания, включая хлеб.
Одной из причин федеральные чиновники называют запредельно высокие мировые цены на исходное сырье (такое, как зерно, сахар, какао-бобы), кроме того, выросшие на фоне пандемии издержки на логистику и транспорт.
Наиболее уязвимая группа — недорогое продовольствие, пользующееся повышенным спросом у слоев населения с небольшими доходами.
Существенно подорожали хлебобулочные изделия, подсолнечное масло, и, особенно, овощи, что почти необъяснимо осенью, когда собирается урожай.
Всех удивляют темпы, которыми растут продовольственные цены. Обычно в сентябре аграрии собирают урожай, прилавки заполнены доступными отечественными овощами и фруктами, тогда и общая инфляция замедляется. Но в нынешнем году существенно дорожает как продовольствие в целом, так и овощи. Производители ссылаются на аномальные холода, в том числе на юге России, откуда идут основные поставки помидоров и огурцов.
По мнению доктора экономических наук, профессора Александра Латкина, есть как фундаментальные причины подорожания, некраткосрочного порядка, так и те, которые принес нынешний год.
"Конечно, свои коррективы внесла пандемия и чрезвычайно плохая погода, — говорит ученый. — Она была действительно плохой и на юге России, допустим, в Краснодарском крае. Град, дожди, подтопления, много урожая погибло".
Фундаментальные причины, в общем, также известны, считает Александр Латкин. Во-первых, "вымирают" мелкие сельхозтоваропроизводители, фермеры из глубинки. Отсутствуют кадры — на месте "выбывших" китайцев сейчас некому работать. Так что урожай своевременно не сеется, не убирается, не перерабатывается. Второй вопрос — организационный, сбор урожая не структурирован. Кроме того, мелкий аграрный производитель постепенно уступает позиции крупным.
"Господдержка сельского хозяйства идет в основном крупным предприятиям и не столь эффективна, — считает Александр Латкин. — По совокупности данных обстоятельств я не ожидаю снижения цен, а только повышения, причем, существенно большего, чем уровень инфляции. Другая беда заключается в том, что само правительство искусственно разгоняет рост цен, "печатный станок" казначейства усиленно работает. Денежная поддержка населения и бизнеса в период эпидемии коронавируса должна быть чем-то обеспечена".
Неблагоприятные условия для производителей натолкнулись, со своей стороны, на соответствующую политику торговых сетей, которые продолжают взвинчивать стоимость продуктовой корзины. Как отмечает директор ООО "Урожай" Юрий Рыбак, в ситуации, когда розничные сети будут делать большую наценку, ссылаясь на высокие цены производителей, стоимость картофеля запросто взлетит и до 100 рублей за килограмм. В то время, как оправданная цена местной качественной картошки в магазине — 40-45 рублей, остальное же — на совести продавца, который извлекает сверхприбыли.
"Сложилась ситуация, когда цены на продукты не опускаются ни при каких обстоятельствах, — констатирует создатель научной школы экономической географии на Дальнем Востоке, академик РАН Петр Бакланов. — Хороший урожай внутри страны или плохой, завозное продовольствие или местного производства — цены в лучшем случае держатся на уровне, в худшем — растут. Что же подешевело во время сбора урожая — 2021? Немного меньше стоимость картофеля, пожалуй, и все. Вижу две причины. Во-первых, 80-90% продуктов реализуется через торговые сети, которые, по сути, монополисты, ориентированные, к тому же, на импортную продукцию. Во-вторых, на мой взгляд, у предпринимательского сообщества сложилась психологическая установка — не снижать цены ни при каких обстоятельствах. Что с точки зрения экономики вполне оправданно — продукты сравнительно долго не хранятся, значит, реализация продовольственных товаров даже по завышенному ценнику происходит успешно".