Мошенники стали выманивать у россиян секретную платежную информацию, предлагая им получить повышенный кешбэк в 10% по банковским картам, узнали "Известия". О таком способе обмана осведомлены в ВТБ, Газпромбанке и Почта Банке, сообщили их представители. В ОНФ "За права заемщиков" подтвердили, что легенда с повышенным вознаграждением появилась относительно недавно, сообщает ИА ЕАОMedia.
В условиях, когда ставки по вкладам достигают 20%, граждане ожидают, что и программы лояльности должны быть более конкурентными, поэтому доверяют злоумышленникам. Однако кешбэк в 10% банки могут предлагать лишь на ограниченное число операций, подчеркнули эксперты.
Повышенная жадность
О звонке от имени сотрудника крупного российского банка, в ходе которого клиенту предложили кешбэк 10% на целый год, рассказал один из пользователей форума Banki.ru. По его словам, под таким предлогом собеседник пытался выманить кодовое слово, которое устанавливается при открытии карты. Затем с его помощью подтверждается личность владельца. При этом представитель банка уточнил, что номер телефона, с которого был совершен звонок, кредитной организации не принадлежит.
Легенда с повышенным кешбэком — это относительная новелла, заявила "Известиям" руководитель проекта Народного фронта "За права заемщиков" Евгения Лазарева. Она уточнила, что такие единичные жалобы стали появляться осенью 2021 года. Легенду только начинают "обкатывать": если ее успешность будет подтверждаться и люди станут передавать злоумышленникам платежные данные, то ее использование масштабируется, спрогнозировала эксперт.
— В этой конструкции злоумышленниками учитываются два фактора. Во-первых, люди всё меньше доверяют звонкам от "безопасников". Во-вторых, речь идет не о помощи, а о выгоде, что должно располагать потенциальную жертву, — отметила Евгения Лазарева.
По ее словам, несмотря на новую легенду, мошенники используют давно проверенную схему: под каким-либо предлогом выманивают платежные данные клиента. Это один из самых распространенных вариантов обмана, который приносит ежегодно миллиардные убытки экономике в целом, финансовому рынку и потребителям в частности, подчеркнула эксперт. Когда клиент передает злоумышленникам данные своих карт, счетов и документов, он в лучшем случае лишится своих денег. При наиболее трагичных вариантах, пользуясь данными потребителя, мошенники "вешают" на них огромные кредиты и растворяются, рассказала Евгения Лазарева.
Телефонное мошенничество остается основным каналом действий злоумышленников, заявили "Известиям" в ЦБ. В Банке России напомнили, что преступники могут звонить с подменных номеров. Они активно используют методы психологического воздействия, играя на сильных человеческих эмоциях и чувствах: страх, жадность, сочувствие, подчеркнули в регуляторе. Скрипты общения мошенников с будущими жертвами содержат убедительные ответы на стандартные вопросы и сомнения.
— Если вам звонят неизвестные и представляются, например, "сотрудником" финансовой организации, правоохранительных органов или представителем какого-то государственного органа, немедленно прервите разговор, под каким бы предлогом они ни звонили, — предупредили в ЦБ.