Освоение Дальнего Востока началось еще в XVII веке с походов землепроходцев Василия Пояркова, Ивана Москвитина, Ерофея Хабарова, Онуфрия Степанова, не только открывших для России приамурские земли, но и сумевшие убедить местное население признать власть России, регулярно платить ей налоги.
Однако пребывание на Амуре было прервано в середине XVII века военными действиями армии Цинской империи. Нерчинский договор, по которому Россия уступила Китаю левобережье Приамурья, надолго парализовал выход к морю по реке Амур. Но в сознании русских людей Амур никогда не был "чужой" землей. Усилия и жертвы первых первопроходцев не оказались напрасными. Они стали прологом последующего восстановления и закрепления Российским государством своих территориально-политических позиций в регионе.
Одним из первых поселений на территории будущей Еврейской области стало село Благословенное, которое начало свое летоисчисление с 1871 г. Появилось оно в результате первой значительной попытки российских властей переселить корейских иммигрантов подальше от русско-корейской границы и р. Туманная, в том числе и по причине нехватки земли для всех в узкой прибрежной полосе южного Приморья.
В архивных документах говорится, что Благословенное — село Амурской области, расположенное в долине левого берега реки Самара, в трёх верстах от её устья и 547 верстах ниже Благовещенска. Основателями его были 103 корейских семьи (431 человека), переселившихся из Южно-Уссурийского края.
Свое название село получило от самих корейцев после принятия ими "благословения" — крещения по поводу перехода в православную веру. Да, корейцы добровольно сменили вероисповедание с буддизма на православие, которое импонировало им своим человеколюбием, красивыми церковными службами, свободой отправления обрядов, простым и доступным обращением верующих со священнослужителями.
Кстати, среди корейцев жила легенда о том, что место для строительства села было выбрано по указанию небес. Когда искали место, раздался удар молнии, от которого загорелся лес. На выгоревшем месте и было решено ставить первые дома. Но, конечно, правда это или нет — уже никто не скажет.
С самого своего основания Благословенное резко отличалось от окружающих русских сел. Оно было сплошь корейское и окрашено в свой корейский колорит. Из русских в этом селе жил только надсмотрщик телеграфа.
Корейское жилище — фанза — отражало все бытовые особенности этого народа. Построенные из глины, фанзы покрывали циновками из рисовой соломы, пол внутри был устлан такими же циновками, мебель отсутствовала. Печь устраивалась ниже пола, а высокая деревянная труба помещалась вне жилища. Такой быт для корейского населения был привычным и удобным.
Тематическое фото. Корейский дом. Фото: Из открытых источников
Главными занятиями жителей села были земледелие и скотоводство. Благословенное отличалось образцовой обработкой земли. Трудолюбие корейцев определенно давало хорошие плоды — пашня возделывалась гораздо интенсивнее, чем у казаков.
Корейцы в поле. Фото: Наследие ЕАО
Среди распространенных сельскохозяйственных культур были рис, просо, овес, гречиха, конопля, бобы, табак и картофель. Из огородных овощей разводили огурцы, арбузы, красный перец, тыкву, капусту и лук. Все сельскохозяйственные работы в то время производились на быках и лошадях.
Бывшая рисовая плантация. Благословенное. 1927 г.. Фото: Госархив ЕАО
По данным Госархива ЕАО в 1886-1913 годах в Благословенном была церковь, построенная в честь святого князя Александра Невского.
В мае 1872 года в Благословенном была открыта первая церковно-приходская школа для корейских детей, в которой помимо корейского языка изучали и русскую азбуку. В 1909 году в церковно-приходской школе обучалось 109 корейских мальчиков. Преподавал здесь безвозмездно местный священник и специально нанятый учитель.
Уже в 1907 году на средства жителей села была построена Министерская школа, которая содержалась за счет Министерства народного просвещения — сельское общество оплачивало лишь жилье для учителя и отопление. Через два года в школе обучалось 40 корейских девочек.
Еще через год в с. Благословенном впервые открылась корейская школа. Учителем в школе стал выходец из Кореи Ли Кван Нера. Он был образованным человеком и преподавал в школе безвозмездно. Сама школа не имела определенного помещения, а перемещалась каждые два месяца из фанзы в фанзу родителей детей, которые в ней обучались и на средства которых она содержалась. Ученики изучали корейскую, китайскую письменность, арифметику и географию Востока.
По переписи 1910 года во всех трех школах села обучалось 138 человек.
Дети. Фото: Наследие ЕАО
Уже через 20 лет, в 1910 году в Благословенном было 1848 жителей, примерно 150 учащихся, 265 домов, 509 десятин земли, создано 264 хозяйства, 47 из них занимались промыслом, остальные земледелием.
В годы массовой коллективизации трудящиеся корейских хозяйств в подавляющем большинстве объединились в колхозы. Десятки корейцев пошли в город на работу на предприятия, учиться в ВУЗы, техникумы. Корейское хозяйство стало активнее приобщаться к так называемой европейской культуре.
Через два десятилетия после основания с. Благословенное стало не только одним из самых крупных поселений, но и одним из самых экономически благополучных.
К 1937 году в с. Благословенном насчитывалось более 500 дворов. Родной речью оставался корейский язык, в брак вступали только с соотечественниками, а сельское хозяйство вели в соответствии с корейскими традициями.
В истории села Благословенное 1937 год стал самым черным. Все корейское население было депортировано из села в далекий Казахстан.
26 сентября 1937 года Бюро Далькрайкома ВКП(б) приняло постановление "О выселении корейского населения из Смидовичского района и города Комсомольска-на-Амуре".
Руководить депортацией корейцев было поручено уполномоченному крайкома ВКП(Б) Тонкачеву, уполномоченному крайисполкома Минскому (председатель Смидовичского райисполкома), уполномоченному УНКВД по ДВК Борзову (начальник РО НКВД).
Из книги Давида Вайсермана "Биробиджан: мечты и трагедии" (18+):
"В этот день, в 4 часа утра, в села Благословенное и Екатерино-Никольское Сталинского района подъехали несколько десятков машин с работниками НКВД, и в течение четырех-пяти часов люди, оставившие почти все нажитое и, самое главное, землю, на которой трудились более 70 лет они и их предки, были отправлены в областной центр. Здесь их ждали 60 вагонов для того, чтобы их отправить в южные районы страны.
Для многих из них, бывших наших земляков, этот путь стал последним в их жизни. Невозможно передать то горе, ту трагедию, которая постигла корейское население. Им даже не дали 24-х часов для того, чтобы подготовиться к отправке.
В чем же оказался виноватым целый народ? Фальсификация дел на корейцев — мужчин, обвинения в шпионаже в пользу иностранных разведок начались задолго до 1937 года. Еще в конце 1930 года только в одном селе Благословенном, где проживали только корейцы, были расстреляны 13 человек, которые попали в так называемый список "кулаков первой категории". Среди них: М.И. Пак, Т. Д. Югай, И.И. Хван, А. Г. Хван. И другие. Еще 27 человек попали во вторую категорию кулаков, были выселены из села и отправлены в сибирские лагеря".
В 2019 году в селе обсуждали установку памятника основателям села — православным корейцам. Местом для его установки была определена территория, где ранее находился храм святого благоверного князя Александра Невского.
Тогда обсуждались вопросы привлечения средств единомышленников, а также поиск подрядчика для установки памятника. Колокол и купол было решено приобретать в центральной части России, сам памятник изготавливать непосредственно в Еврейской автономной области. Проект памятника разработан архитектором Кимом Николаем Николаевичем. Но к сожалению, идея не была воплощена в жизнь.
По данным Всероссийской переписи 2010 года, в селе Благословенное проживало 869 человек. Свежих данных о населении Благословенного в настоящее время нет, но, насколько стало известно редакции ИА EAOMedia из достоверных источников, потомков корейских эмигрантов в селе нет.