Картина Народного художника СССР Льва Котлярова "На новой земле"
Фото: Из фондов областного музея современного искусства

Апрель в истории ЕАО: прибытие первых еврейских переселенцев

Почему краеведы сомневаются в правильности выбора одной из важнейших дат, связанных с историей появления и развития нашей области

Информационное агентство EAOMedia и общественная организация "Наследие Еврейской автономной области" начинают реализацию совместного культурно-исторического проекта. В его рамках краеведы и журналисты будут готовить материалы, рассказывающие о наиболее интересных событиях, которые произошли в ЕАО в том или ином месяце. В этих публикациях мы постараемся охватить все исторические периоды, начиная с момента начала освоения территории нынешней области в середине 19-го века и до наших дней. Значительное внимание будет уделено времени создания ЕАО, как первого в современной мировой истории государственного образования евреев, дальнейшему ее развитию, в том числе, современному. Первая публикация посвящена одному из важнейших событий — прибытию сюда в апреле 1928 года первых еврейских переселенцев.

Закон принят. И точка

В 2013 году региональный парламент принял закон "О памятных датах в Еврейской автономной области". Документ включил в себя девять различных дат, связанных с историей появления и развития региона. Не так уж и много, учитывая довольно богатую на различные события историю нашей малой Родины. Поэтому, каждая из них — действительно знаковая — и с полным на то правом разместилась в тексте закона. В том числе, 28 апреля 1928 года — далекий уже день, когда, как считается, на железнодорожную станцию Тихонькая Амурской железной дороги прибыл эшелон, в числе пассажиров которого была первая группа  еврейских переселенцев. 

Приняв документ, депутаты отдали должное сотням тех колоритных, полных новых надежд и по хорошему авантюрных людей, которые сорвались с насиженных мест и поехали строить на Дальнем Востоке свой Иерусалим. Так с чего же началось еврейское переселение, почему евреи поехали на окраину страны, где они никогда раньше почти не проживали, и верно ли парламент региона выбрал памятную дату?

Ведь историки и краеведы до сих пор не пришли к однозначному мнению о том, какой день считать днем прибытия на станцию Тихонькая первого эшелона с переселенцами. Об этом и поговорим в нашей публикации.

Вспомним, как все начиналось

Оценив сложившуюся после Гражданской войны и периода НЭПа ситуацию, вполне отдавая себе отчет о бедственном пока еще положении евреев в Советском Союзе, руководство страны начало широкомасштабные мероприятия по решению еврейского вопроса. В первую очередь они заключались в желании дать евреям свою территорию (которой они, в отличии от других национальных меньшинств империи, никогда не имели) и возможность сохранить свою, как в дальнейшем ее называли, "национальную по форме и социалистическую по содержанию" культуру, а также свой язык. Ведь именно земля и язык составляли основу советской национальной политики. Поэтому советское руководство приняло поистине революционное решение: "посадить евреев на землю". В аграрном труде, наряду с просвещением, оно, кстати, как и различные еврейские партии и движения — от сионистов до социалистов различного толка — видело панацею от всех национальных бед. Именно с этого времени земледелие становится центральным пунктом государственной идейно-политической программы на "еврейской улице".

 Попыток создания еврейских земледельческих поселений было несколько, в том числе, на территориях, которые выглядели привлекательной дальневосточных: в Крыму, Белоруссии и на Украине. Но эти проекты по различным причинам, в том числе, политическим и национальным начали буксовать еще до того, как их запустили в дело. Когда стало окончательно понятно, что из-за почти полного исчерпания в западных районах страны земельных фондов, а самое главное, из-за возможности возникновения в них этнических конфликтов, Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ) организовал несколько экспедиций на новые территории, прежде всего, свободные от претензий со стороны местного населения, чтобы не возбуждать на них негативного отношения к еврейским переселенцам.

В связи с этим Дальний Восток выглядел крайне перспективно, и вскоре советское правительство определило Бирско-Биджанский переселенческий район в качестве одной из территорий, пригодных для массового переселения евреев. 

Как отметил в своей книге "Тайная политика Сталина" (16+) советский и российский историк, доктор наук, исследователь национальных отношений в Советском Союзе Геннадий Костырченко, "решение еврейского вопроса именно на базе этой территории представлялось руководству СССР оптимальным во всех отношениях. Во-первых, данный вариант давал реальную возможность евреям с чистого листа заняться на необжитой, но собственной земле национально-государственным обустройством и превратиться в перспективе в полноценную социалистическую нацию. Во-вторых, радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными вследствие свертывания НЭПа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников, которые к тому же теперь могли быть использованы в решении важнейших экономических и военно-стратегических задач на отдаленной и неосвоенной территории, богатой залежами графита, золота, марганцевой и железной руд". 

Кроме того, увеличение за счет евреев численности малозаселенного и расположенного по соседству с Китаем края повысило бы надежность охраны государственной границы, предупредило бы эксплуатацию природных богатств и заселение со стороны китайцев. Именно на этот фактор указывал в своем докладе на одном из заседаний КомЗЕТа заместитель его председателя Абрам Мережин, вернувшийся накануне в Москву из поездки в Бирско-Биджанский район. Он обращал внимание на то, что, благодаря присутствию евреев, мягко говоря, не симпатизировавших бывшим белогвардейцам (многие из которых осели на приграничных территориях соседнего Китая), можно значительно усилить надежность амурских границ. Также дальневосточный проект, в отличие от крымского, не стимулировал бы рост антисемитизма. А наоборот, благодаря перемещению евреев из густонаселенной части страны, с ее исторически сложившимися очагами юдофобии, в почти безлюдный край, можно было ожидать сокращения масштабов этой хронической болезни общества.

1 / 5

К заселению — пригоден

Летом 1927 года Бирско-Биджанский район посетила экспедиция в составе ученых-аграриев, а также представителей КомЗЕТа. Общее научное руководство экспедицией осуществлял профессор Василий Вильямс — известный ученый-почвовед, профессор, академик АН СССР, убежденный сторонник "колонизации Дальнего Востока" путем переселения туда жителей европейской части России. В свое время, еще до революции, он лично участвовал в исследовании колонизационных возможностей Дальнего Востока.  А возглавил экспедицию профессор Воронежского сельскохозяйственного института и старший агроном КомЗЕТа, будущий Почетный гражданин ЕАО Борис Брук.

Экспедиция установила, что исследованная ею территория Бирско-Биджанского района, размер которой, кстати, превосходил Нидерланды и Бельгию вместе взятые, пригодна для землепользования и отвечает предъявленным требованиям для организации на ней территориального образования евреев. В отчете по итогам экспедиции отмечалось, что "район представляет много преимуществ, к которым относятся естественное плодородие почв, связь с Тихоокеанским рынком при помощи железнодорожной магистрали и реки Амур, и значительная колонизационная емкость". Также делался вывод, что "несмотря на трудности, с которыми связано освоение Бирско-Биджанского района, он является наиболее благоприятным для осуществления планомерного переселения"

Но при этом экспедиция отмечала, что район сложен для освоения, поэтому требуются время и огромные средства. Доклад хоть и был выдержан в строго деловых тонах, однако, за видимой его строгостью чувствовалась тревога за будущую колонизацию. Тем не менее, ученые дали подробные рекомендации по очередности и последовательности заселения, оборудованию дорожной сети, подготовки жилья для переселенцев и др.

В итоге, учитывая соображения экономической и политической целесообразности, руководство страны постановлением Президиума ЦИК СССР от 28 марта 1928 г. удовлетворило ходатайство КомЗЕТа о закреплении за ним свободных земель Дальневосточного края "для нужд сплошного заселения трудящимися евреями". Так было официально санкционировано начало массового переселения еврейского населения на приамурские земли. КомЗЕТ получил "в свое распоряжение" около 40 тыс. кв. км.

Первая организационная группа КомЗЕТа: заведующий снабжением Локшин, агроном Финкельштейн и ответственный секретарь Белкомзета Бейнфест приехали в Хабаровск 17 марта 1928 года. Здесь им предстояло заняться подготовкой к приему переселенцев. Для этого было заказано 350 лошадей, плуги, телеги и прочий сельхозинвентарь. А 17 апреля 1928 года, менее чем через три недели после принятия постановления ЦИК СССР, без предварительной подготовки, на необходимость которой настойчиво указывала экспедиция Бориса Брука, на станцию Тихонькую, получив небольшие карманные деньги и право на свободный проезд, через Москву проследовали первые десять переселенцев из Смоленска. Через два дня — 19 апреля 1928 г. — заместитель председателя Центрального правления ОЗЕТа, член оперативной тройки по Бирско-Биджанскому району Исаак Рашкес совместно с Абрамом Мережиным и Борисом Бруком выехали сюда для оперативного решения организационных вопросов переселения. 

А 21 апреля строить социалистический Биробиджан отправилась группа переселенцев из Белоруссии в количестве 149 человек, к которой в столице примкнуло 12 москвичей. И через десять дней, не останавливаясь на Тихонькой, они прибыли в Хабаровск. Именно столько времени в те годы шли пассажирские поезда по маршруту "Хабаровск-Москва". Переселенческие же составы шли намного медленнее, до 30 суток, делая многочисленные продолжительные остановки (мыли в бане народ, митинговали и т.п.). 

1 / 5

Три источника и три даты

Так когда же эшелон с первыми переселенцами прибыл на Тихонькую? Во множестве различных публикаций об истории ЕАО днем прибытия первых переселенцев-евреев на станцию Тихонькая неизменно называется 28 апреля 1928 года. Эта дата отражена и в областном законе, о котором мы говорили выше. Правда, при этом нигде не указывается источник таких утверждений. Однако несколько документальных свидетельств, которым в той или иной степени можно доверять, все же существует! Среди них, как считает местный краевед Владимир Журавлев, ставшие доступными журналы "Трибуна" (органа ОЗЕТа) за 1920-30-е годы, другие архивные источники. В частности, он обращает внимание, что в № 8 журнала за 1928 год под рубрикой "Переселение в Биро-Биджан" публикуется сообщение, что 17 апреля 1928 г. через Москву проехала в Биро-Биджан первая группа из Смоленска в количестве десяти человек. В тот же день в Казани торжественно, с митингом проводили шесть первых еврейских переселенцев из Татарии.

Следя за развитием событий, в следующем своем номере "Трибуна" пишет, что 25 апреля 1928 г. в Иркутск прибыла первая группа еврейских переселенцев из Смоленска, Ленинграда и Казани. В Иркутске они пробыли полтора суток и почтовым поездом убыли на станцию Тихонькая. Это — документальные факты из официального печатного органа ОЗЕТа, внимательно отслеживавшего столь важное политическое и историческое событие с помощью своих корреспондентов на всем пути следования переселенцев. И если предположить, что в то время поезда от Иркутска находились в пути до Тихонькой двое или двое с половиной суток, то сюда они должны были прибыть как раз 28-29 апреля 1928 года. Но ведь состав вполне мог и задержаться в пути. И тогда дата прибытия первых переселенцев на Тихонькую вполне может смещаться и на май. Огоньку в споры местных историков и краеведов поддает все тот же журнал "Трибуна". Как утверждается в одной из его публикаций, в апреле 1928 года непосредственно для освещения прибытия первых групп переселенцев на станцию Тихонькая был командирован специальный корреспондент "Комсомольской правды" и минской газеты "Октябрь" С. Езерский. Он лично встречал переселенцев из Смоленска, Казани и Ленинграда, а его очерк об этом событии под названием "30 дней в Биро-Биджане" был опубликован в августовском номере "Трибуны". Вот выдержка из него:

"Знаменитой и исторической датой надо считать день 2 мая — день прибытия первой партии переселенцев. День, когда на далекую и неизведанную землю после долгого 30-дневного пути вступили 20 человек из Смоленска, Казани, Ленинграда. 20 человек уже были началом действительности… Я встречал их. Они сошли с поезда, преисполненные горячим нетерпением…".

Однако уже через три месяца в № 19 от 1 ноября 1928 г. та же "Трибуна" публикует "Письма переселенцев из Биро-Биджана", где председатель и секретарь товарищества "Ново-Казань" из Худзиновки (т.е. из Валдгейма — автор) Фишер и Шальнер в обращении в Татарский ОЗЕТ сообщают: "Товарищи Озетовцы! Уж скоро четыре месяца, как мы из Казани, и что же мы успели в этот период? Мы приехали в Тихонькую 29-го апреля с. г. Прошел целый месяц, пока мы приступили к работе, так как нам еще не был отведен участок…"

Но и это еще не все. Спустя пять лет появляется третья дата прибытия первых переселенцев на Тихонькую! В 1934 году Борис Кобленц в своей брошюре "Валдгейм" пишет, что первые пять человек во главе с Лейбой Гефеном прибыли на Тихонькую 28 апреля 1928 г. (при этом в брошюре говорится, что семьи этой группы переселенцев остались в Витебске и Смоленске). В 1936 году "Трибуна" будет неоднократно писать о "знатном человеке области" Лейбе Гефене, как о самом первом переселенце, а сам Гефен будет рассказывать о том, что на Дальний Восток он прибыл из Казани.

1 / 4

Несмотря на разницу в датах и некоторых деталях, в этих трех публикациях прослеживаются существенные общие моменты, позволяющие сделать вывод о том, что речь в них ведется об одной и той же группе первых переселенцев из Смоленска, Ленинграда и Казани. Например, везде говорится, что сначала группа направилась в Бирофельд, а потом возвратилась в Валдгейм. И описание пути от Тихонькой до Бирофельда очень схожее: переправа через Биру, ливни и дожди, плохая дорога, ночевки в тайге, последняя остановка в пяти километрах перед Бирофельдом и т.п.

Таким образом, сегодня мы имеем "три источника и три составных части", каждый из которых является документальным фактом разной степени достоверности для определения точной даты прибытия первых переселенцев в Биро-Биджан. Конечно, имея столь важный документ, как письмо Фишера и Шальнера, можно согласиться с тем, чтобы днем приезда первых переселенцев-евреев на территорию области считать 28-29 апреля 1928 года. Но до тех пор, пока не опровергнуты столь конкретные и недвусмысленные утверждения журналиста Езерского относительно 2 мая 1928 года, сомнения на этот счет все же будут оставаться. 

В.С. Гуревич, 

председатель общественной организации "Наследие Еврейской автономной области", руководитель научно-просветительского центра ИКАРП ДВО РАН

223723
Это интересно