Начинаем рабочий день с полезной утренней подборки — гороскопа и погоды на 16 декабря
07:00
Столкнулся со снегоходом пассажирский поезд Москва – Владивосток в Хабаровском крае
15 декабря, 22:15
Сразу в нескольких престижных турнирах приняли участие спортсмены из ЕАО: обзор
15 декабря, 18:00
Эти лакомства в эпоху СССР хозяйки готовили каждый день: три рецепта вкусных десертов
15 декабря, 18:00
Врио главы ЕАО расширила категории участников грантового конкурса "Измени жизнь к лучшему"
15 декабря, 17:15
Топ-5 советов по уходу за окрашенными волосами — продлите стойкость
15 декабря, 17:00
Овнам — финансовый взлет, Близнецам — важные покупки: денежный гороскоп с 16 по 22 декабря
15 декабря, 16:00
Иномарка сгорела у магазина в ЕАО – водитель не заглушил авто и ушел за покупками (ВИДЕО)
15 декабря, 15:30
Это аптечное средство вернет пластику первозданный вид за минуту – желтизны как не бывало
15 декабря, 15:00
Мария Костюк: "Единая Россия" в ответственный момент смогла объединить всех неравнодушных граждан
15 декабря, 14:00
Какие опасности поджидают питомцев в Новый год – праздник может стать большой проблемой
15 декабря, 13:00
Морозно и без осадков: прогноз погоды на начало новой недели в ЕАО
15 декабря, 12:00
Гражданин СССР ответит на эти вопросы на раз-два, а вам это не составит труда? — ТЕСТ
15 декабря, 10:00
15 декабря в календаре: отмечаем День чая, родился создатель Эйфелевой башни
15 декабря, 09:00
15 декабря в ЕАО: еврейская община, первый социальный дом для престарелых граждан
15 декабря, 08:00

Счастливый человек Виктор Рябов

Заместитель генерального директора Кимкано-Сутарского ГОКа - о том, как выбрать профессию всей своей жизни
2 ноября 2023, 10:30 Общество Человек труда
Заместитель гендиректора КС ГОК по капитальному строительству, участник проекта "Человек труда" В.М. Рябов ИА EAOMedia
Заместитель гендиректора КС ГОК по капитальному строительству, участник проекта "Человек труда" В.М. Рябов
Фото: ИА EAOMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В Кимкано-Сутарском ГОКе всегда умели подбирать кадры, понимая, что от квалификации людей, начиная с рабочих и до высшего звена, напрямую зависит успешная работа столь сложного организма, как металлургическое предприятие. Которое, к тому же, просто обязано поддерживать образ лидера экономики ЕАО и места, где должны работать лучшие из лучших. Но даже на этом фоне заместитель генерального директора КС ГОК по капитальному строительству Виктор Рябов выглядит этакой глыбой — одним из тех людей, на плечах которых все эти годы держится предприятие.

Он чуть ли не с детства шел к любимой своей профессии, азы которой постигал еще будучи пацаном. Он бил крупнейшие тоннели на БАМе и Транссибе, строил мосты и дороги по всему Дальнему Востоку, а теперь записал в свой актив еще и горно-обогатительный комбинат — один из немногих в стране, построенный с нуля, на месте, где несколько лет назад не было ничего, кроме тайги.

Он так любит свою работу, что готов говорить о ней часами. И это интервью, которое мы публикуем в рамках общеобластного проекта "Человек труда", лишь небольшая часть долгой беседы с ним корреспондента ИА ЕАОMedia. Мы просто взяли из нее самое интересное.

Что для строителя каска, что для пилота штурвал

— Уже к десятому классу я точно знал, что буду или инженером-строителем или пилотом вертолета, — улыбается, вспоминая в разговоре бесшабашную свою юность, Виктор Михайлович, — Учитывая принципиальную разницу этих двух профессий, выбор между ними был делом непростым.

— Он кажется еще и несколько, скажем так, неожиданным. Где строитель и где летчик, пусть и винтокрылый?

— А это уже отдельная история, которую с удовольствием расскажу. И станет понятно, как случайность может влиять на человеческие судьбы… В далеком 1968 году я, благодаря тому, что отец одного моего школьного товарища работал изыскателем в местах, где в будущем появилась Байкало-Амурская магистраль, попал туда на производственную практику. Тогда школьники проходили ее в обязательном порядке и не только в учебных классах. Можно было вот так, как мы с другом, отработать, что называется, в поле. К месту прохождения практики, в места недоступные и очень отдаленные добирались мы, в том числе, и вертолетом: вместе с работниками изыскательской партии и разным имуществом. Вертолетик был небольшой — работяга Ми-2 — а то, как пилот управлялся с ним над тайгой, и сами ощущения от полета, не могли не впечатлять. В итоге, мысль о том, что после школы нужно идти сдавать экзамены в вертолетное училище, засела в моей голове крепко. Тем более, здоровье позволяло.

А потом была работа в тайге в составе изыскательской партии, которая прокладывала предстоящий маршрут магистрали, снимала все необходимые отметки, искала места для строительства мостов и пр. Романтики было — хоть отбавляй. По условиям практики мы должны были находиться здесь месяц, но процесс оказался настолько увлекательным, что решили с другом остаться и в итоге провели с изыскателями больше двух месяцев. И эта работа казалась мне уже не менее интересной и полезной, чем работа за вертолетным штурвалом. Было в ней все, что нужно романтичному подростку из Сибири: тайга, горы и реки, надежные товарищи, самолеты, вертолеты, вездеходы и даже олени. 

И когда после школы друг попросил меня вместе с ним подать документы на факультет строительства мостов и тоннелей Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, я призадумался.

"Витя, не переживай, просто помоги мне. Вдвоем легче будет сдать экзамены. А там если что, и в вертолетчики не поздно перейти", — говорил мне друг. До экзаменов в вертолетное училище было еще полтора месяца, и я подумал: "Почему бы и нет". В итоге, набрав чуть ли не максимальный балл, при конкурсе пять человек на место, мы с другом увидели свои фамилии в приказе о зачислении в институт. "Это судьба", — подумал я тогда и пошел за профессией инженера-строителя.

— И ни разу об этом не пожалели? Вон сколько романтики у вертолетчиков.

— Ни разу, можете поверить. Порой провожаю, конечно, вертолеты взглядом, но понимаю, что выбор, сделанный много лет назад, благодаря случаю и другу детства, был единственно правильным. Уж очень много интересного произошло в жизни, много чего останется и после меня.

1 / 3

Тоннель длинной в 23 года

— Ваши коллеги, когда рассказывали нам о вас, с особой гордостью отмечали: "Виктор Михайлович еще БАМ строил". Значит, посчастливилось вернуться на маршруты, что прошли в составе той изыскательской партии? 

— Действительно, когда в 1968 году мы ставили в тайге вешки, предварительно обозначившие маршрут прокладки БАМа, и подписывали их химическим карандашом, я не мог и предположить, что вернусь сюда, но уже строить саму магистраль. Хотя втайне, наверное, надеялся на это. Конечно, именно там, где прошла моя производственная практика, я не работал. Это был бурятский участок дороги. А вот на других участках поработать пришлось. И много.

В 1974 году, когда я получил вузовский диплом, БАМ объявили всесоюзной комсомольской стройкой, а также главной стройкой страны. Сюда направились тысячи молодых рабочих и специалистов. Люди ехали и за романтикой и, конечно, за очень хорошими по тем временам деньгами. Например, отработав какое-то время на строительстве магистрали, можно было накопить денег, получить целевой чек на дефицитный тогда легковой автомобиль и реализовать его в любой точке страны. Это, кстати, было одним из мощных стимулов для привлечения сюда молодежи. Я, конечно же, рвался на БАМ: не за деньгами (тогда о них думал немного), а именно из-за того, что работа здесь виделась мне логичным развитием событий моей жизни. 

Но, "благодаря" обязательному для того времени целевому распределению выпускников всех без исключения вузов, поехал я не на БАМ, а в Приморский край, в поселок Фокино, где попал на возведение объекта, принадлежавшего министерству обороны. Не буду вдаваться в подробности, но это была по-настоящему уникальная стройка, предназначенная для нужд военного флота и почти не имевшая аналогов в мире. Здесь у меня было все, что нужно молодому специалисту — высокая зарплата с добавкой за секретность, перспективы служебного роста и, конечно, сам этот — очень амбициозный проект. Но все три года, которые провел в Приморье, отрабатывая обязательное послевузовское распределение, я грезил о БАМе: тянуло меня туда с неимоверной просто силой. В результате, через три года после окончания института я устроился в "БАМтонельстрой" — одно из крупнейших профильных предприятий страны. Существует оно, кстати, и успешно работает до сих пор. Например, его специалисты строили перед зимней олимпиадой автомобильную трассу из Сочи в Красную поляну.

Начинал я свою карьеру на БАМе с должности мастера на подземных работах. И как уже повелось с Приморья, вновь посчастливилось попасть на уникальный объект — Северомуйский тоннель, который был и до сих пор остается самым длинным тоннелем на постсоветском пространстве. Его длина составляет более 15 километров. Здесь я прошел путь от мастера до начальника тоннельного отряда.

Свой пятикилометровый участок мы прошли в итоге за пять лет: по километру в год. Потом строили Байкальский тоннель и последний тоннель БАМа — Кодарский. Очень хорошо помню горный хребет Кодара, с его самой высокой точкой в три тысячи метров. Это был сложный объект, хотя простых в нашей работе и не бывает.

А потом пришел день, когда на БАМе закончилась для нас работа и пришлось выбирать новое место "дислокации". Там, кстати, множество было вариантов, в том числе, и строительство метро в Новосибирске, Москве или Ленинграде. Хорошо помню день, когда стоял в одном из министерских кабинетов и смотрел на карту СССР, где были отмечены две самые "горячие" точки будущих строительств — в Хакассии на одной из ГРЭС и в Амурской области. Я сделал свой выбор. В итоге мой отряд, сохранивший почти половину своего БАМовского состава, перебросили на Транссиб, где мы строили рядом с уже действующими Тарманчуканский и Рачинский тоннели, расширяя возможности главной магистрали страны, увеличивая ее пропускную способность. В итоге же вышло, что 23 года моей жизни оказались связаны со строительством тоннелей, в том числе, на БАМе. Юношеские мои ожидания и планы были выполнены, что называется, с лихвой.

1 / 2

14 лет, пролетевших, как один день

— Рискну предположить, что многое в вашей жизни, как и у тысяч людей, работавших в производственной сфере, изменилось в 90-е годы? Как говорится, не до тоннелей было в стране, строившей не дороги, а новую экономическую модель.

— Да уж, время было настолько лихое, что без определенного рода эмоций его и не вспомнишь. Что там говорить, если был период, когда даже нормальные денежные отношения между предприятиями и целыми отраслями практически перестали существовать: их заменил бартер. Но так не могло быть вечно, и ситуация начала меняться в лучшую сторону.

В начале 2000-х годов мне предложили перейти на работу в частную компанию, которая носит сегодня название "Петропавловск-Черная металлургия". Мне с коллегами предстояло строить горно-обогатительный комбинат рядом с БАМовской станцией Олёкма. Это было очень интересно, я согласился и вновь вернулся на БАМ, замкнув таким образом часть своего жизненного круга, связанного с магистралью. 

Однако к тому времени я уже жил в Хабаровске, и было не очень удобно совмещать работу и семейную жизнь. Когда стало известно, что "Петропавловск" приступает к строительству Кимкано-Сутарского ГОКа в Еврейской автономной области, начал изучать возможность перевестись сюда. Сразу не получилось, поэтому пришлось немного поработать на другом объекте. Это была железная дорога из Приморского края в Северную Корею — тоже очень интересный и по своему уникальный проект. Но возведение горно-обогатительного комбината, причем, с пустого места, с полным комплексом необходимых для работы объектов — железнодорожной станцией, месторождением, обогатительной фабрикой, дорогами, объектами энергетики, обводным каналом, бытовыми помещениями и пр, выглядело крайне привлекательным. Я знал, что могу максимально использовать здесь свой опыт. Поэтому, когда поступило предложение перебраться на КС ГОК, долго не думал. И вот уже 14 лет работаю здесь. Пролетели они, правда, как один день.

— Наверное, это очень интересно: прийти в чистое поле и выстроить на нем предприятие, которое в итоге стало флагманом экономики региона? Ведь, это по сути, маленький город, выросший за несколько лет там, где не было ничего, кроме скал и деревьев.

— Так уж получилось в жизни, что почти все объекты, которые мне пришлось строить, возводились с нуля. Это действительно интересно, пусть и не так комфортно, как прийти на все готовое. А горно-обогатительный комбинат является еще и сложно устроенным предприятием, с развитой инфраструктурой, с очень разными, но тесно связанными в производственном процессе службами: здесь и энергетики, и геологи, и железнодорожники, и экологи, и автотранспортники, и обогатители, и многие, многие другие.

Поэтому подобного рода объекты, безусловно, являются предметом гордости специалистов, которые смогли довести их от закладки первого камня до пуска. И я, конечно же, горжусь своей работой, своим предприятием, а главное — людьми, которые построили Кимкано-Сутарский ГОК и работают здесь сегодня. Это по-настоящему коллективная заслуга, общая для множества людей, начиная от инвесторов и владельцев, до рядовых работников. Результат этой общей работы — современное, передовое, большое предприятие, обеспечивающее жителей области интересной работой, достойной заработной платой, наполняющее за счет налоговых отчислений бюджет региона.

— Но ведь строительство, а вернее развитие КС ГОК нельзя считать завершенным. Пока идет разработка Кимканского месторождения, предприятие готовится осваивать и второе — Сутарское.

— Освоение Сутарского месторождения железа позволит обеспечить комбинат работой на долгие, долгие годы. Поэтому, чем быстрее мы запустим его, тем лучше. Планируем — на будущий год. Мы многое уже сделали. Например, провели к месту добычи дорогу и линию энергопередачи. Учитывая, что часть месторождения находится под руслом реки Сутара, построили большой обводный канал. Хотя, правильнее назвать это сооружение не каналом, а новым руслом реки, которое мы построили по всем современным нормам, чтобы ни в коем случае не нарушить экологическое равновесие. Это большая и тоже интересная работа. Так что к имеющемуся опыту строительства тоннелей и мостов, я приобрел еще и опыт возведения таких вот объектов.

Также нам предстоит завершить строительство подстанции на месторождении, установить дробильный комплекс, наладить первичное обогащение руды, возвести эстакаду через федеральную трассу. Словом, интересных и трудных задач у нас впереди еще много.

— Виктор Михайлович, предлагаю уйти от производственной темы и вернуться к тому, с чего начинали наш разговор: к обычной жизни. Скажите, вы счастливый человек?

— Да, я счастливый человек. В моей жизни есть все, что для этого нужно. У меня есть любимая работа, которая не принесла мне разочарования. Оглядываясь назад, я вижу результаты своего труда, понимаю, что был полезен своей стране и людям, которые в ней живут. Работа по сей день доставляет мне удовольствие, меня окружают хорошие люди, у которых мне всегда есть чему поучиться, несмотря на, казалось бы, большой профессиональный и житейский опыт. Я работаю на современном, динамично развивающемся предприятии. Чего еще можно желать?

У меня прекрасная семья: супруга, дочь, сын и внуки. Я всегда мог опереться на них, и сейчас с удовольствием провожу время с родными. Хотя и быстро начинаю скучать по работе, когда на несколько дней приезжаю домой в Хабаровск.

— А дети, случаем, не пошли по вашим стопам?

— Сын тоже инженер-строитель. Сейчас находится в Крыму, где прокладывает современную автомобильную трассу из Севастополя в Евпаторию. Дочь, получив не инженерное образование, тем не менее, несколько лет отработала в тоннельном отряде, но после рождения детей перешла на муниципальную службу: там немного спокойней.

— Что бы вы могли сказать молодым людям, которые стоят сегодня перед выбором профессии. Например, почему сегодня стоит предпочесть белому воротничку хорошую инженерную или рабочую специальность? 

— Нет хороших или плохих профессий. Все важны. Но про профессию инженера-строителя я могу точно сказать, что она не позволит вам скучать. Ни один из моих объектов не был похож на другой. Каждый из них ставил перед нами новые вызовы и задачи, часто заставлял искать совершенно новые подходы и решения.

Результаты нашей работы не прячутся в столах, портфелях и бумагах, а стоят у всех виду и многие годы служат людям: в качестве жилья, дорог, больниц, предприятий, школ и много другого. Трудно найти более полезную и столь интересную работу. Вам всегда будет чем гордиться, и вы никогда не останетесь без дела

.

1 / 3


 


 

17176
11
36