Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 63 дня

Е. Вепринский
Фото: Из архива Е. Вепринского

Е. Вепринский: Фотоискусство в ЕАО не исчезло, оно живет в людях

Один из самых известных фоторепортеров Дальнего Востока – о прошлом и будущем фотографии

Общество

1.04.2024

Хорошую фразу: "Фотография — это память о том, что было однажды, но никогда не будет снова" затерли в последнее время до дыр. Сегодня ведь чуть ли не каждый из нас — удачливый охотник за отличным кадром. Прогресс вооружил обычного человека не только смартфоном, но и поместил в каждое такое устройство вполне себе современный фотоаппарат. Но вот сделал ли он его фотографом, а тем более фоторепортером — большой вопрос. О том, чем все-таки профессиональный ловец кадров отличается от любителя, как выбирается эта профессия и за что ее можно любить, корреспондент ИА EAOMedia поговорил с одним из самых известных дальневосточных фоторепортеров, председателем общества фотографического искусства ЕАО, членом творческого Союза художников России, бывшим фотокорреспондентом "Биробиджанской звезды (12+) и ИТАР-ТАСС Ефимом Вепринским. Тем более, что повод для встречи оказался весомый — сегодня нашему собеседнику исполнилось 70 лет, из которых 57 (!) он не расстается с фотоаппаратом.

— Почти шестьдесят лет назад ты (мы много лет уже знаем друг друга, поэтому можем позволить разговаривать именно на ты) впервые взял в руки фотоаппарат и с тех пор с ним не расставался. То есть, с 13-ти лет?

— Был это 1967 год. В биробиджанском городском Доме пионеров, который находился через дорогу от нашей второй школы и который я посещал уже года три, открылся фотокружок под руководством очень талантливого и увлеченного человека — Ефима Давидовича Ротенштейна. Можно сказать, что он и привел меня в мир фотографии. Меня и еще пару десятков таких же биробиджанских пацанов, с которыми мы учились в одной школе, росли в одних дворах. Вот только далеко не все связали свою жизнь именно с фотографией.

Тогда же родители купили мне первый мой фотоаппарат — "Смена", с которого, по-моему, начинали чуть ли не все советские фотографы. Много он сделать, конечно, не позволял, но самое главное, был прост, надежен и очень подходил для таких, как мы мальчишек. Мне безумно нравилась фотография, киносъемка, которую также немного изучали. Я уже тогда знал, какую выберу профессию. И когда через два года в Биробиджанском культпросветучилище открыли отделение руководителей фото— и киностудии, мне не оставалось другого выбора, как поступить туда.

Три года учебы пролетели незаметно. Это было хорошее время, полное интересных событий, новых впечатлений, встреч с хорошими людьми. Очень благодарен моему преподавателю Геннадию Анатольевичу Паташову, все-таки, именно он привел меня в профессию. Кстати, благодаря ему, после окончания училища меня отправили по распределению в Хабаровск в краевой кинофотоклуб. Здесь я получил огромный опыт, работая вместе с известными дальневосточными операторами, фотографами, режиссерами. Потом была служба в армии.

— Помню ты рассказывал, что служить пришлось в обычной части, что, впрочем, не мешало и там заниматься кино— и фотосъемкой?

— В советской армии могли ценить подобные профессии (улыбается). Но я не рассказывал другую историю. Ты ведь помнишь Ефима Матвеевича Корсунского, который работал спецкорром "Биробиджанской звезды" (12+)? Он вел в газете тематическую страницу, посвященную армии, поэтому имел кое-какие связи в редакциях окружных военных газет, в том числе, в "Дальневосточном пограничнике" (12+). И попросил редактора посмотреть меня в качестве фотокорреспондента.

Перспективы открывались головокружительные: командировки по всему Дальнему Востоку, пограничные заставы, морские и речные корабли, воздушная техника. Словом, все то, о чем только может мечтать нормальный, не паркетный молодой журналист. В итоге службы в газете не случилось. Я не сторонник теорий заговора, но до сих пор уверен, что на решение редактора или кадровика повлияла пятая графа моего паспорта (опять улыбается). Очень уж напряженные отношения были тогда у СССР и Израиля.

— Тем не менее, через какое-то время ты все же стал газетным фоторепортером. И отдал этой работе значительную часть своей жизни  

— Да. После армии вернулся в Биробиджан. Преподавал в культпросветучилище, вел любительскую киностудию на швейной фабрике. В то время во мне боролись два начала: фото— и киноискусства. И все же больше склонялся к фотографии, начинал то с нее. Поэтому в 1979 году пришел в редакцию "Биробиджанской звезды" с вопросом: "А не нужен ли вам фотокорреспондент?" Редактором был тогда ныне Почетный гражданин ЕАО Валерий Ильич Панман — человек добрый и хороший, но не настолько, чтобы взять кого-то с улицы без проверки его талантов. Поэтому передал он меня все тому же Ефиму Матвеевичу Корсунскому, с просьбой дать несколько поручений и посмотреть, чего я стою. Отмечу, что оба меня знали, в том числе, и то, что я уже много лет снимаю, участвую в различных выставках и прочее.

1 / 4

— Очевидно считали, что работа исключительно для души и работа для наполнения газетной полосы — совершенно разная?

— Именно так и было. Началась не просто новая работа, а новая жизнь. Хорошо помню первую свою командировку в район за снимками для редакционного отдела сельского хозяйства. "Автобусом в Амурзет не поедем, долго. Махнем самолетом", — сказал опытный мой коллега, и уже через пару часов (это вместе с дорогой в аэропорт под Желтым Яром) мы были на месте. Колесили по полям — шла посевная. Работали на животноводческих фермах.

После этого взял себе за привычку перед поездкой на ферму заезжать, например, в местный детский сад за чистым белым халатом. Иначе сделать нужный, подходящий для газетной полосы снимок доярки получалось очень редко. Люди ведь не на выставке достижений сельского хозяйства работали. А газете требовались снимки в большинстве своем именно выставочные. Поэтому в чистом виде репортажной съемки было не так много, как хотелось. Но все равно это была живая и очень интересная работа. Единственное, что мы не любили — это всяческие конференции, съезды и прочие собрания. Места для творчества они оставляли мало.

— А что, в таком случае, было самым интересным в работе газетного фотокоррра?

— Ты знаешь, все было интересно. Даже нелюбимые конференции и партийные съезды приносили пользу: это и опыт, и знакомства с новыми людьми. Я вообще сам по себе любопытен, что всегда помогало в работе. Кстати, из нелюбопытного по природе своей человека журналист получается так себе. Не та эта профессия, чтобы безучастно смотреть на происходящее вокруг тебя. Надо постоянно чем-то интересоваться, влезать в детали, учиться.

Да и время было, скажу тебе, интересное. Перелом эпох. Уже в 1987 году мы с товарищами, такими же фотокоррами-газетчиками организовали первый в ЕАО фотоклуб "Блик". Мой приятель, фотокорреспондент газеты "Биробиджанер Штерн" (12+) Виктор Пуртов много тогда сделал для этого. Он и возглавил поначалу клуб, но потом передал председательство мне. Без всякого пафоса скажу, что с образованием клуба в сфере фотоискусстве ЕАО началась новая эпоха. Мы проводили выставки, выезжали со своими работами в соседние регионы, привозили оттуда выставки наших коллег. В области тогда работала целая группа талантливых фотографов. Преимущественно, газетчики. Поэтому работали не в архив, не для узкого круга, как многие сегодня, а на большую аудиторию.

И неудивительно, что на одной из первых зональных фотовыставок Сибири и Дальнего Востока, которая прошла в 1990 году во Владивостоке, три представителя клуба "Блик", и я в том числе, стали ее лауреатами. В этом же году в Курске уже на республиканской выставке мы опять вошли в число победителей.

Как говорится, на волне этих успехов и на голом энтузиазме провели вскоре две большие фотовыставки в Хабаровске и Владивостоке. Более ста работ смогли тогда представить. Экспозиции пользовались спросом, о нас заговорили.

- И тут, как часто приходится утверждать, вспоминая те годы, пришли лихие времена.

— Страна, в которой мы родились, выросли и состоялись, как профессионалы, вдруг перестала существовать. То, что пришло ей на смену, и то, что происходило вокруг, не всем понравилось. Вдруг оказалось, что чуть ли не всем составом члены клуба "Блик" уехали за рубеж: в Канаду, Германию, Израиль. Те, кто остался, налаживали новую жизнь. Многие, с большим трудом. И почти восемь лет фотоискусством в области никто не занимался.

Я, отработав 14 лет в газете, ушел бизнес. Сначала даже получалось. Но всегда хотелось вернуться к чистому творчеству. Интересный случай расскажу. Как раз в это время в городе встретились тогдашняя моя супруга и бессменный фотокорр "Биробиджанской звезды" (12+), Почетный гражданин ЕАО Михаил Архипович Шестопалов. "Вот посмотришь, Ефим обязательно бросит свой бизнес и опять возьмется за фотоаппарат", — сказал тогда Архипыч. Так в итоге и случилось.

В самом конце 90-х годов по инициативе тогдашнего заведующего отдела культуры мэрии Биробиджана Валерия Гершковича мы начали готовить фотовыставку к 65-летию областного центра. Но это был уже не "Блик". Это были в основном новые люди — тринадцать авторов, в том числе, молодых. Набрали тогда почти 90 отличных работ и в 2002 году выставка состоялась. Тогда же приняли решение организовать областное общество фотоискусства, которое существует до сих пор — уже 22 года.

1 / 13

— Ты правильно подметил, что поменялись не только времена, но и люди. Профессиональных фоторепортеров в области осталось раз-два и обчелся. Пальцев одной руки будет много, чтобы их посчитать. То есть, тебе пришлось работать с фотографами другой, скажем так, школы. Это было трудно?

— С творческими людьми всегда сложно (смеется). Ну а если серьезно, то мы ведь говорим о фотоискусстве. А оно далеко не ограничивается репортажной съемкой. Уверяю тебя, сегодня в области достаточно много талантливых фотографов, которые ни одного дня не работали в СМИ. Не буду называть фамилий, лучше посмотри их работы — я тебе покажу специально.

Именно эти люди составили основу общества фотоискусства. И мы многого тогда добились. За первые десять лет работы организовали около пятидесяти фотовыставок, причем, не только в Биробиджане. Принимали участие международных выставках: вывозили свои работы в Китай, Израиль и Германию, брали различные награды, в том числе, очень престижные. Например, в 2017 году я стал победителем конкурса "Лучшие фотографии России" (0+). В 2023 году несколько наших ребят стали лауреатами Всероссийского конкурса "Россия — отчий дом" (0+).  Я не хвастаюсь, а лишь говорю о том, что фотоискусство в ЕАО никуда не делось, оно по-прежнему живет в работах десятков людей.

— А нет у тебя ощущения того, что смартфоны стремительно меняют ситуацию в этой области? Сейчас, чуть ли не каждый из нас ощущает себя охотником за хорошим кадром. Не нужен качественный фотоаппарат, дорогой объектив, не нужна вдумчивость и знание законов съемки. Не похоронят ли современные гаджеты фотоискусство в том виде, в котором оно существовало все эти годы?

— Больших опасений на этот счет у меня точно нет. Если говорить образно, то съемка на смартфоны — это попкультура, а на качественную камеру подготовленным, творческим и талантливым человеком — это культура элитарная. Обе культуры, как мы знаем, могут прекрасно существовать параллельно друг другу, а иногда даже пересекаться. Проводятся ведь масштабные международные конкурсы фотоснимков, сделанных именно на смартфоны. И там представлены работы высочайшего качества.

Просто работа с профессиональной камерой, объективами, на основе определенных знаний — это уже другой, более высокий уровень фотоискусства, на который человек переходит осознано, когда понимает, что смартфон уже не дает того, что ему нужно. Поэтому, как фотография не похоронила в свое время живопись, так и смартфон не несет угрозы фотоискусству.

— Что ж, спасибо за беседу, творческих тебе успехов и с юбилеем!

1 / 8