В 2019 году вступил в силу закон, согласно которому регионы могут самостоятельно разрабатывать программы добровольного страхования жилья от чрезвычайных ситуаций. Но ни один регион этого не сделал. Депутаты предложили обязать их создать такие программы, чтобы разделить расходы на выплату компенсаций пострадавшим от наводнений и пожаров между федеральным центром, субъектами Федерации и страховыми компаниями. Такой законопроект поддержали на заседании Комитета Госдумы по финрынку 22 мая, со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+) передает ИА ЕАОMedia.
Программы страхования станут обязательными
С 2020 по 2022 год из федерального бюджета на компенсации людям, потерявшим жилье в результате чрезвычайных ситуаций, выделили 25,5 миллиарда рублей. Также средства направляли из региональных бюджетов. Если бы регионы вовремя разработали программы добровольного страхования, часть расходов легла бы на страховые компании.
Но сейчас создание таких программ является добровольным для субъектов Федерации. По словам соавтора законопроекта, главы Комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, до сих пор нигде нет указанных страховых механизмов. "К сожалению, ни один регион в силу добровольности нормы и в силу того, что, видимо, считали, что у них чрезвычайных ситуаций не возникнет, не создавали эти программы", — отметил депутат. Чтобы исправить ситуацию, парламентарии предложили внести изменения в законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ".
Согласно этим изменениям, регионы обяжут разрабатывать программы добровольного страхования жилья. "Их наличие позволит систематизировать решение проблем, финансовых вопросов, и граждане будут знать, из каких источников они получат компенсации в случае ЧС", — подчеркнул Анатолий Аксаков. По его словам, страховые компании заинтересованы в том, чтобы включиться в этот процесс.
Кто возместит ущерб
Инициатором добровольного страхования могут быть как граждане, так и организации. Страховые суммы определяют в соглашении страховщика и страхователя. А спектр рисков, предусмотренных таким договором, может быть значительно шире, чем при обязательном страховании.
Какими будут условия региональных программ страхования жилья, определят сами регионы. "Я надеюсь, что и страховые компании включатся в эту работу, чтобы просчитать все риски и определить, какие взносы должны осуществлять граждане", — ранее сказал Аксаков.
Возмещать ущерб людям, жилье которых пострадало от ЧС, планируют из трех источников: федерального и регионального бюджетов и средств страховых организаций. После вступления в силу новых норм регионы должны будут зафиксировать в бюджете лимит на выплату компенсаций. Также нужно будет определить федеральную составляющую. Включение страховщиков в процесс выплаты компенсаций позволит существенно сэкономить бюджетные средства.
Как пояснил "Парламентской газете" соавтор проекта, глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов, сейчас суммы, которые выделяют из бюджета при наводнениях, пожарах и других ЧС, недостаточны для восстановления или строительства нового жилья. "Законопроект позволит снять финансовую нагрузку с бюджетов, переложить часть ее на страховые компании и обеспечить полноценную компенсацию", — сказал депутат.
Этой весной во многих регионах России объявили режим ЧС из-за паводков. От затопления пострадали почти 190 населенных пунктов. Больше всего пострадала Оренбургская область. По данным МЧС на 20 мая, в десяти регионах больше 1,7 тысячи домов остаются подтопленными.