Ежегодно в Ространснадзор поступает более 700 жалоб от пассажиров на перевозчиков. Например, на неправильно указанное время вылета самолета или ошибки в персональных данных, из-за чего люди не могут сесть в самолет. Никакой ответственности за это сейчас авиакомпании не несут, обратили внимание в Минтрансе. И подготовили изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят для перевозчика штрафы за ошибки в проездных документах. Какую информацию должны обязательно сообщать пассажиру, со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+) передает ИА ЕАОMedia.
Экипаж не так чтобы рад вас приветствовать
Семья из Воронежской области потребовала от "Аэрофлота" вернуть 255 тысяч за три билета, которыми не смогла воспользоваться, сообщили в апреле "Вести. Воронеж" (18+). По словам пассажиров, регистрация на рейс, которым они должны были лететь, закончилась на минуту раньше, чем было указано в посадочном талоне. В самолет трех воронежцев так и не взяли. Дело дошло до суда и закончилось решением в пользу "Аэрофлота". В компенсации несостоявшимся пассажирам отказали.
Бывает, что билет и посадочный талон оформлены правильно, но подкачали другие документы. Например, в мае жителя Ямало-Ненецкого автономного округа не посадили на самолет из-за того, что в паспорте его местом рождения значился Ямало-НеМецкий автономный округ. А москвичка Алена не смогла улететь в Турцию, так как в ее документах имя было написано не через "ё", а через "е". Эта же буква помешала улететь и Марии, которая в загранпаспорте значится как Деденева, а в системе миграционного учета — Деденёва.
"Передо мной в такую же ситуацию попала семья из пяти человек, троим аннулировали паспорта из-за ошибки в отчестве Семёнович", — рассказала Мария телеграм-каналу "Осторожно, Москва" (18+).
Через личный кабинет, чат-бот или кассу
Рейтинг типичных ошибок в билетах и подтверждающих их документах составили в Союзе потребителей России. "Чаще всего ошибки бывают в персональных данных: фамилия, имя, отчество или номер и серия паспорта. Есть и более серьезные ошибки, когда билет оформлен не на ту дату, не на тот рейс, а иногда и вообще не в тот город или не ту страну", — рассказал "Парламентской газете" сопредседатель организации Кирилл Янков.
По его словам, чаще всего пассажиров с ошибками в персональных данных все же пускают в самолет, но бывает, что компании отказывают им в перелете. Проще решить вопрос на внутрироссийских рейсах, сложнее — на международных.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо внимательно перечитать билет сразу после покупки, посоветовал эксперт. В нем должны быть указаны: дата вылета, номер рейса, аэропорт назначения, персональные данные — имя и фамилия. "Причем отчество на билетах сегодня можно не печатать, но многие об этом не знают", — сказал Янков.
"Также нужно проверить серию и номер паспорта, а желательно дату рождения, последняя не принципиальна для оформления билета, но нужна для оформления скидок и льгот", — добавил эксперт.
Ошибку можно исправить через личный кабинет пассажира, правда, такая функция есть не у всех авиакомпаний. Второй вариант — обратиться в службу сервиса аэропорта или воспользоваться формой обратной электронной связи. Третий — приехать непосредственно на аэровокзал и обратиться в кассу продажи билетов.
Исправить ошибку можно и непосредственно перед вылетом, если неточность обнаружена уже в аэропорту. Правда, в компаниях есть ограничения, за сколько часов это можно сделать. К тому же эта услуга, как правило, платная. При этом устранение трех и более ошибок некоторые перевозчики считают полным переоформлением билета.
Переделывать билет придется и в случае неправильной даты вылета или места назначения.
Штрафы до 100 тысяч и приостановка работы
Ежегодно в только в центральное отделение Ространснадзора поступает более 700 жалоб от пассажиров на перевозчиков. Учитывая, что представительства ведомства есть во всех федеральных округах, пострадавших еще больше.
По информации Минтранса, количество подобных жалоб растет год от года. При этом авиакомпании не несут никакой ответственности за ошибки в билетах, обратили внимание в ведомстве, где подготовили изменения в КоАП.
Соответствующий законопроект вводит ответственность за:
- неразмещение перевозчиком информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной системе,
- размещение перевозчиком информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной системе, не соответствующей установленным требованиям к такой системе.
Штрафы за это могут составить 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и 50-100 тысяч рублей для юридических. А за повторное нарушение деятельность организации могут приостановить на 90 суток.
Такие нормы планируют вести с 1 марта 2025 года. Распространяться они будут только на нарушения, допущенные при оформлении билетов в отечественной автоматизированной информационной системе оформления авиаперевозок АИС ОВП.
"Период охлаждения" как альтернатива
С таким подходом не согласен Кирилл Янков. "Минтранс борется не с тем и не так", — заявил он "Парламентской газете".
"В билетах действительно часто бывают ошибки. Но, как правило, это ошибки самих пассажиров или ошибки агентов, которые тоже не совсем прозрачно работают", — пояснил эксперт. Поэтому каждый такой случай требует проверки, которая и установит, кто именно виноват.
Чтобы ошибки не приводили к отмене полета, было бы логичнее ввести при покупке билетов так называемый "период охлаждения", полагает Янков: "Такое понятие, например, уже есть в законе о страховом деле, когда в течение 14 дней страхователь может отказаться от покупки полиса без всяких санкций. Бывает, что пассажир покупает билет непосредственно в день вылета, поэтому необходимо привязать "период охлаждения" к глубине продажи билета".
Для предупреждения санкционных рисков
Кирилл Янков также оценил работу новой отечественной автоматизированной информационной системы оформления авиаперевозок, которую создали из-за санкционных рисков. Ведь в марте 2022 года две крупнейшие системы бронирования и продаж авиабилетов — американская Sabre и испанская Amadeus — расторгли дистрибьюторские отношения с "Аэрофлотом".
В целом АИС ОВП справляется с возложенными на нее обязанностями, отметил эксперт, но пока она не имеет отдельных функций. "Например, раньше, если человек в течение суток летел туда-назад, его в аэропорту отправления сразу могли зарегистрировать на рейс туда и выдать посадочный талон на рейс обратно, теперь такой функции нет", — указал Янков.