14 сентября 2002 года
В Биробиджане появился памятник Дружбы, который установили на одноименной площади. Она находится между улицами Ленина и Шолом-Алейхема неподалеку от краеведческого музея. Памятник символизирует давнюю дружбу, уважение и сотрудничество Еврейской автономной области и Китайской Народной Республики, а также теплые отношения Биробиджана и его города-побратима в Китае — Хэгана. Монумент был спроектирован и сооружен с помощью скульпторов и дизайнеров из Китая, материалы также были использованы китайские.
Площадь Дружбы. Фото: Областная библиотека
Памятник представляет собой высокий каменный монумент в виде двух протянутых вверх рук, которые держат в ладонях позолоченный металлический шар. Шар обвивают траектории ракет, украшенные золотыми звездами. Помимо взаимного уважения, дружбы и прочных связей, монумент содержит и важный посыл мирового значения о том, что наша планета хрупка и ее необходимо беречь совместными силами. Кроме памятника, до реконструкции 2017 года площадь украшали четыре скульптурные композиции, изображающие животных: панд, белого медведя, пингвинов и тюленей, которые также символизировали, необходимость бороться с экологическими проблемами сообща. Китайские друзья в придачу замостили всю площадь брусчаткой (это была первая брусчатка в нашем городе).
Площадь Дружбы. Фото: Областная библиотека
В 2017 году центральный элемент — композицию из рук и шара — покрасили. Вместо старых лавочек и урн появились новые аналоги, в том числе ранее не использовавшиеся в Биробиджане. С площади Дружбы исчезли фигурки животных, вместо них появились стильные вазоны. Обновлено и уличное освещение.
14 сентября 1897 года
Первый секретарь обкома ВКП(б) ЕАО Мордух Тевелевич (Матвей Павлович) Хавкин родился 14 сентября 1897 г. в городе Рогачев Могилевской губернии в еврейской мещанской семье.
Мордух Тевелевич (Матвей Павлович) Хавкин. Фото: Областная библиотека
В 1934 году направлен ЦК партии на Дальний Восток. Сначала его назначили секретарем оргбюро, а с 1935 года — первым секретарем обкома ВКП(б) ЕАО и одновременно первым секретарем Биробиджанского горкома ВКП(б).
В 1936 г. накануне празднования 18-й годовщины Октября, Матвей Павлович Хавкин написал брошюру, в которой сделал анализ развития культуры в Еврейской автономной области. В ней, в частности писалось: "В Еврейской области еврейский язык охватывает все — область государственного, хозяйственного и культурного строительства. Еврейский язык поднимается здесь на новую и высшую ступень…" И далее, в своей книге Хавкин приводит примеры развития еврейской культуры в области.
Травля его началась после того, как 23 октября 1936 года корреспондент хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" (12+) С. М. Кремер направил вновь назначенному наркому внутренних дел Н. И. Ежову донос, в котором сообщил, что Хавкин в декабре 1923 года, в бытность его первым секретарем Гомельского горкома РКП(б), критиковал Сталина, встав в ходе проходившей тогда партийной дискуссии на сторону Л. Д. Троцкого и Е. А. Преображенского. 6 апреля 1937 года собрание Биробиджанского районного партактива обвинило Хавкина в сокрытии прошлых "троцкистских колебаний".
В мае 1937 года Хавкина освободили от должности, и он уехал в Москву. Там он работал заведующим мастерской № 8 "Швейремонтодежда" Ростокинской швейной артели, а проживал в дачном поселке "Новь" Кунцевского района Московской области на станции Раздоры.
16 января 1938 года Хавкина арестовали, и в марте 1938 доставили в Хабаровск. Три года шло следствие по его делу. В итоге в основу обвинения Хавкина было положено три основных пункта:
— находясь на курсах слушателей уездных партработников при ЦК ВКП(б) в 1923 году он примкнул к троцкистской оппозиции и, в годы острейшей борьбы с троцкизмом, выступал на собраниях против ВКП(б) в защиту платформы врага народа Троцкого. Свою принадлежность к троцкистской оппозиции до 1935 года скрывал от партии;
— сумев войти в доверие партии, в 1934-1937 гг., работая в должности первого секретаря обкома ВКП(б) ЕАО и являясь членом правотроцкистской к/р организации, проводил вредительскую работу в области строительства, промышленности и сельского хозяйства;
— насаждал в областных и районных парторганизациях антипартийные методы — подхалимство, очковтирательство, зажим самокритики, что создавало возможность широко проводить вредительскую работу в области.
28 — 30 января 1941 года Военный Трибунал Дальневосточного фронта приговорил Хавкина М.П. по совокупности обвинения по статьям 58-1а-7-8-11 УК РСФСР по ст. 58-7 УК РСФСР к 15 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет, без конфискации имущества.
Наказание отбывал в отдельном лагерном пункте "Комендантский" Чаун-Чукотского отделения СВИТЛ НКВД СССР в п. Певек, где был бригадиром-заведующим портновской мастерской ОЛП.
2 июня 1950 года досрочно освобожден из ИТЛ и до декабря 1953 работал заведующим портновской мастерской — старшим мастером-закройщиком Административно-хозяйственного отдела УМГБ СССР на Дальнем Севере.
В 1954 — 1956 годах находился в административной ссылке на поселении в г. Кокчетаве Казахской ССР, работал старшим мастером-закройщиком швейного цеха Кокчетавского горпромкомбината.
Реабилитирован 11 января 1956 года определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления. Из ссылки был освобожден 01 февраля 1956 УМВД Кокчетавской области. 17 марта 1956 года восстановлен в партии. С мая 1956 на пенсии в Москве, персональный пенсионер союзного значения.
Умер в Москве в декабре 1980 года.