Биробиджанская швейная фабрика
Фото: Областная библиотека

17 сентября в ЕАО: запуск, рассвет и упадок биробиджанской швейной фабрики

Календарь памятных дат

17 сентября 1932 года

Бюро Биробиджанского райкома ВКП(б) приняло решение о пуске биробиджанской государственной швейной фабрики. Это было первое государственное предприятие, созданное в городе. 

В деревянных приземистых цехах, построенных переселенцами на окраине города, стояло 40 машин, присланных "Дальшвейтрестом", и девять ручных, собранных по инициативе Л.А. Вергилеса. Фабрика изготовляла массовые швейные изделия: мужские пальто, плащи, костюмы, телогрейки, бельё и др. 

Хоть предприятие считалось преимущественно женским, здесь работало немало представителей сильного пола, например закройщики, которые выполняли заказы по самой последней моде.

Вошел в историю и один из первых руководителей фабрики Григорий Хейсон. Он возглавил ее в 1934 году. При нем увеличился ассортимент швейных изделий — стали шить школьную форму, шапки, рукавицы, ввели конвейерную систему, построили собственную электростанцию и новый фабричный корпус.

Фабрика расширялась, людей требовалось все больше. Дефицит кадров разрешался в основном за счет переселенцев.

В соответствии с приказом директора швейной фабрики от 31 января 1937 г. № 122, в связи с вводом в эксплуатацию нового здания швейной фабрики, произошло объединение старой и новой фабрик с сохранением прежнего названия — Биробиджанская государственная швейная фабрика.

В одном цехе-бараке стали шить так называемый ширпотреб — одежду массового пошива. Во втором стали выполнять индивидуальные заказы — почти как в ателье. Шили пальто и плащи, костюмы и телогрейки, мужское белье — и все это шло нарасхват, не залеживалось. Говорят, по тем временам фабрика выпускала достаточно модные изделия — это можно видеть на старых фотографиях. Заполучить фабричный костюм или плащ для биробиджанских мужчин было большой удачей.

Поначалу преобладал на фабрике мужской ассортимент, лишь после войны швейка стала активно одевать женщин.

В военные 40-е годы фабрике, как и другим предприятиям, пришлось забыть о пальто, плащах, костюмах. Отдельный цех был выделен для пошива парашютов — осваивали этот новый вид продукции без отрыва от производства. В другом цехе ремонтировали обмундирование, поступающее с фронта. И женщины плакали, находя на шинелях и гимнастерках следы от пуль или крови. Ведь у многих были на фронте мужья, братья, сыновья. И работать женам, матерям приходилось за двоих в буквальном смысле. На фабрике развернулось движение двухсотников, то есть тех, кто выполнял нормы на 200 процентов. Был даже снят фильм о двухсотнице Любови Колыхневич, которая в июле 1941 года перешла из швейного цеха в электроцех, где работал до войны муж.

В карманы отремонтированного и сшитого обмундирования швейницы часто вкладывали письма бойцам. И получали на них ответы. Иногда завязывалась настоящая переписка с признаниями в любви и обещаниями верности. Была отправлена не одна посылка на фронт с подарками.

1943 год стал переломным не только в исходе войны, но и в судьбе Биробиджанской швейной фабрики. Совет народных комиссаров обязал наркомат текстильной промышленности СССР и Главхлоппром построить на ее базе прядильно-ткацкий комбинат на 6 тысяч веретен и 200 станков. 

Война заставляла людей работать на пределе сил. Многие после двенадцатичасового дня оставались ночевать на фабрике, валясь от усталости. Счастьем считался талон на суп в фабричном буфете — это была своеобразная премия за перевыполнение плана.

В конце 40-х и начале 50-х фабрика не только вернулась к прежнему ассортименту, но и расширила его — помимо мужских пальто, полупальто и плащей стала выпускать шерстяные и хлопчатобумажные детские пальто и костюмчики, женские и детские платья…

В январе 1960 года директором объединенной текстильно-швейной фабрики стал Эдуард Векэссер, при котором были проведены большая реконструкция и техническое перевооружение. К тому времени на фабрике работало около 2,4 тысяч человек — это было самое крупное ведущее предприятие области. В каждой третьей биробиджанской семье кто-то да работал на швейке. В 1964 году фабрика взяла шефство над школой № 9, а потом ее выпускники стали пополнять рабочие ряды.

К концу 60-х на фабрике ликвидировали прядильно-ткацкое производство. Оборудование — ткацкие и прядильные станки — было перевезено в Благовещенск, туда же, на профильную ткацкую фабрику, уехали многие работницы — прядильщицы и ткачихи.

В 70-е годы на фабрике узнали, что такое специализация. Никакой самодеятельности, никакого индпошива — только "массовка" по строго утвержденному ассортименту. Хабаровской швейке вменили пошив летней одежды, биробиджанской — пальто зимние и демисезонные для женщин и девочек, в том числе из искусственного меха. Модели, правда, разрешалось разрабатывать самим. И фабричные модельеры старались — к концу 70-х с конвейера сходило около ста моделей пальто.

В 1972 году было построено четырехэтажное здание инженерно-технического корпуса из бетона и стекла, ставшее лицом фабрики. Долгое время на его крыше красовался лозунг: "Владыкой мира будет труд", который убрали в 90-е годы.

 Стоит сказать и о том, что фабрика за многие годы обросла не только производством — у швейки имелись собственные детские сады и ясли, клуб, где сейчас находится театр "Кудесник", несколько общежитий и жилых домов. Рабочим помогали строить собственное жилье — так появился поселок Швейный. Для многих фабрика стала по настоящему вторым домом. Даже уйдя на пенсию, швейники находили возможность собираться, общаться. Вспоминали не только как работали, но и как дружно проводили праздники, как гремела на всю область фабричная агитбригада "Иголочка" и как ездили по районам, чтобы открыть там филиалы и обучить сельских женщин швейному делу.

А спрос на продукцию швейки между тем падал. Модели-то были, может, и хорошие, но шили пальто из однообразных, мрачных тканей. Биробиджанцы старшего поколения еще не забыли плотные ряды пальто местного пошива в магазинах города. Часто их покупали лишь для того, чтобы использовать дефицитный мех песца и норки.

Более пятидесяти работников фабрики стали орденоносцами, а Хая Карасик — Героем Социалистического Труда. Свыше четырехсот человек получили за свой труд медали. Не скупилась Родина на награды простым рабочим!

Биробиджанская швейная фабрика

Биробиджанская швейная фабрика. Фото: Областная библиотека

70-е и 80-е годы стали революционными в перевооружении производства — были установлены две импортные линии для обработки тканей, внедрено три комплексно-механизированных цеха — потока. Появились пространственные конвейеры для подачи кроя в пошивочные цеха и готовой продукции из цехов на склад. Одним словом, фабрика стала по-настоящему комплексно-механизированным предприятием. За пять лет — с 1975 по 1980 года — производительность труда на швейке выросла почти в полтора раза! Но уже к середине 80-х много продукции лежало на складах, она стала хуже продаваться.

До перестройки Биробиджанская швейная фабрика была одной из крупнейших на Дальнем Востоке, здесь работало до 2 тысяч человек. После того, как на смену государственному распределению сырья и сбыта пришёл рынок с его самоопределением, началось сокращение производства и персонала.

Короткое второе дыхание швейка получила в начале 90-х, став открытым акционерным обществом с многообещающим названием "Надежда". Фабрика буквально стала законодателем мод в Биробиджане — был открыт собственный фирменный магазин на улице Пушкина, где можно было купить эксклюзивную модель. С регулярностью проводились выставки-распродажи (0+) новых образцов. Модельный цех швейки во главе с Маргаритой Сентябревой стал настоящим законодателем мод в Биробиджане.

Именно тогда биробиджанки оделись в удобные синтепоновые пальто. Здесь стали шить синтепоновые одеяла, детские курточки. С появлением более дешевых китайских товаров спрос на свое, родное, стал падать, фабрике пришлось резко сократить производство. Но и это не спасло. "Надежда" была объявлена банкротом.

В июле 1999 г. на базе производственных мощностей "Надежды" создано ОАО "Элегант" по производству швейных изделий верхней одежды, "Элегант" — именно эту вывеску мы видим на фасаде швейки. "Элегант" — это по сути, расширенное ателье, а не фабрика. Ее административное здание занимали в основном арендаторы. 

Но во второй половине 2003 г. начался развал предприятия. И уже спустя несколько лет Биробиджанская швейная фабрика прекратила своё существование.

В настоящее время все цеха разломаны, не сохранилось и фабричного музея, где были собраны уникальные экспонаты. Осталось лишь здание администрации, к которому в 2020 г. прокуратура потребовала ограничить доступ посторонних после серии репортажей в интернете. 

Но фабрика осталась в истории области, города.

229199
Это интересно