27 сентября 1935 год
Именно в этот день в 1935 году областная газета "Биробиджанская звезда" (12+) впервые сообщила, что Ленинградская фабрика "Белгоскино" приступила к съемке полнометражного художественного фильма о Биробиджане, получившего позднее название "Искатели счастья"(12+) и вошедшего в золотой фонд отечественного кино.
Напомним, что эту очень колоритную, интересную картину снимал режиссер Владимир Корш-Саблин по сценарию советских драматургов Иогана Зельцера и Григория Кобеца.
Кадр из фильма "искатели счастья" 1936 г.. Фото: Областная библиотека
"Главная тема фильма — перевоспитание еврейской местечковой семьи из "людей воздуха" в сознательных и активных строителей социалистической Еврейской области, — писала "Биробиджанская звезда", — Вся съемочная работа разбита на две группы. Основная группа проводит игровые съемки в Ленинграде. Вторая группа... с июля проводит свои работы по съемке натуры и транспарантных кадров на территории нашей области.
Эта экспедиция побывала во многих районах области, снимая строительные объекты, колхозы, совхозы, прииски. Всего заснято 2,5 тысячи метров негатива.
Наряду с этим экспедиция снимает короткометражный фильм-очерк о Биробиджане.
По плану Белгоскино в декабре 1935 года должен быть готов фильм-очерк, а в апреле 1936 года будет выпущена картина".
День в истории ЕАО. Фото: Областная библиотека
В этом же номере газеты рассказывается о творческом вечере (6+) писателя Давида Бергельсона, который не без оснований считался тогда крупнейшим прозаиком, пишущим на идише. Событие явно не рядовое для Еврейской области. Именно поэтому, пишет корреспондент издания, "на вечере председатель Облисполкома товарищ Либерберг в своем выступлении подчеркнул огромное значение для области приезда Бергельсона в Биробиджан".
Также газета сообщает, что Давид Бергельсон прочел несколько отрывков из своих произведений — романа "У Днепра" (18+) и из книги "Биробиджанцы" (18+).
А завершая вечер, писатель сказал: "Если партия скажет мне, чтобы я остался в Биробиджане — я останусь!".
Но, по всей видимости, партия такой приказ не отдала. Бергельсон отбыл в столицу, работал там до 1949 года, после чего был арестован, и в 1952 году — расстрелян по известному делу Еврейского антифашистского комитета.
Уссурийская железная дорога. Фото: Наследие ЕАО
Кроме того, газета публикует статью "Железо Кимкана", в которой рассказывает о растущих потребностях отечественной промышленности в железе и о развитии на Дальнем Востоке собственной металлургической базы. В том числе, о месторождениях Малого Хингана, находящихся на территории ЕАО. В частности, речь идет именно о Кимканском месторождении.
"…Здесь насчитывают 400 млн тонн геологических запасов руды. Сейчас разведки Кимкана... законсервированы. Работы нынешнего года оборваны и поэтому получены только частичные данные.
Двенадцатью буровыми скважинами и несколькими шурфами выявлены запасы в размере 16 миллионов тонн руды.
Пласты выходят прямо на дневную поверхность, они лишь местами скрыты тонким почвенным покровом и круто под углом 70-80 градусов уходят в глубину.
Кроме работ на центральном участке во всем районе Кимкана производились магнитометрические съемки (изучение районов магнитных аномалий), рекогносцировочный осмотр местности и местами простые горные выработки (канавы и рассеки)", — пишет "Биробиджанка" и завершает материал характерным для того вывода времени выводом, — "Наш почетный долг перед страной — выпестовать Кимканский... гигант, поставить его на ноги, а дальше уже это мощное индустриальное детище нашей молодой области будет растить и укреплять саму область, и поднимет ее до уровня передовых индустриальных районов нашей великой родины".
Однако "выпестовать детище" советской власти так и не пришлось. По разным причинам, в том числе и потому, что страна в первую очередь осваивала другие, куда более богатые и перспективные месторождения, например, в Казахстане. А завершались все работы и строился на Кимканском месторождении в ЕАО железорудный комбинат уже после распада СССР, в новой России и исключительно на частные средства. Одно при этом лишь было неизменным — разговоры о том, что " это мощное индустриальное детище нашей области будет растить и укреплять саму область".