1 ноября 2000 года
Открылся первый на Дальнем Востоке еврейский общинный центр, в котором расположились библиотека, компьютерный класс, благотворительная служба Хэсэд, религиозная община "Фрейд". За многие десятилетия существования области в ней впервые создан подлинный центр сохранения духовного наследия, истории и традиции еврейского народа, развития еврейской культуры и образования на Дальнем Востоке.
В 2004 году была построена синагога "Бейт Менахем", которую торжественно открыл главный раввин России Берл Лазар. В этом же здании расположились шаббатный зал, Детско-юношеский центр еврейской культуры и Музей иудаики.
При религиозной общине действует Биробиджанский еврейский народный университет — единственный в своем роде на Дальнем Востоке. Основу учебного курса составляет изучение иврита, истории, классических еврейских текстов.
Общинная деятельность включает в себя и творческие коллективы. Это молодежный клуб "Хаверим", женский клуб, клуб бывших малолетних узников гетто и концлагерей, культурно-просветительское общество "Эйникайт". Члены клубов проводят познавательные мероприятия, вместе встречают шабаты и еврейские праздники.
В память о террористическом акте, произошедшем в Индии в 2008 году, по инициативе раввина ЕАО Мордехая Шейнера, возле синагоги был возведен скромный памятник. Он состоит из трех подсвечников с электрическими свечами. Две больших свечи символизируют взрослых, а маленькая — не родившегося ребенка.
Совместно с правительством ЕАО община является организатором проводимых в области международных фестивалей еврейской культуры и искусства (0+).
Во дворе общинного центра установлен памятник жертвам Холокоста, возле которого традиционно проходят мемориальные митинги (0+).
Биробиджанская еврейская религиозная община "Фрейд" по согласованию с раввином ЕАО Эли Риссом и главой Биробиджанской епархии епископом Биробиджанским и Кульдурским владыкой Ефремом решила установить рядом с общинным центром на видном месте камень с начертанными на нем десятью заповедями. По словам авторов из общины "Фрейд", второго такого памятника на Дальнем Востоке нет.
При общине действует клуб "Мишпоха" еврейской национально-культурной автономии "Биробиджан", которую возглавляет Наум Ливант. Так же при общине "Фрейд" функционирует Детско-юношеский центр еврейской культуры (0+), который посещают дети разных национальностей, с удовольствием изучают там еврейскую культуру, историю народа, идиш, разучивают еврейские танцы.
"Фрейд" оказывает помощь в разработке методических материалов по популяризации еврейского литературного наследия. В 2016 году при поддержке общины "Фрейд" было издано учебное пособие "Краткий курс идиш для начинающих" (0+). Пособие пользуется популярностью не только в Биробиджане, но и в Санкт-Петербурге, Москве, даже в Израиле.
В общине "Фрейд" довольно большая библиотека, где собрано около шести тысяч книг. Она каждый год пополняется. Там представлено и довольно редкое собрание книг на идише. Есть много красочных изданий для детей на еврейскую тематику.
Еврейские праздники, организуемые общиной "Фрейд", привлекают все больше внимания. На них собираются сотни горожан.
В 2017 году началось строительство первой в истории ЕАО миквы. В 2018 году году миква получила сертификат кошерности. Это документ, который подтверждает, что она построена с соблюдением всех правил и подходит для исполнения заповеди.
В 2019 году в Биробиджане открылся первый в России Еврейский молодежный центр и единственный на Дальнем Востоке кошерный ресторан.
Община объединяет еврейские организации на территории области, развивает историю и культуру еврейского народа, сотрудничает с различными организациями в сфере экономики, образования, культуры, религии, поддерживает связи с зарубежными еврейскими общинами, международными еврейскими организациями.
Сегодня общинный центр "Фрейд" по праву является "визитной карточной" Биробиджана и ЕАО, сюда заглядывает каждый турист и гость, желающий познакомиться с еврейской культурой и историей области.
1 ноября 2001 года
День в истории ЕАО. Фото: Областная библиотека
В газете "Биробиджанская звезда" (12+), была опубликована статья Анатолия Козака "Искатели счастья, или воспоминания очевидца". "Картина снималась в Приамурской полосе — в казачьей станице Радде, Бирофельде, Амурзете и в окрестностях Биробиджана".
Анатолий вспоминает, как ребенком он летом 1936 года бежал в толпе фанатов по оживленной одесской улице Дерибасовской в самом центре, догоняя столичного актера Бий-Бродского, сыгравшего одну из главных ролей в фильме.
"… Они преследовали его уже довольно долгое время и вопили во все горло: "Шле-ма! Шле-ма!".
"Это была прелестная веселая комедия (12+), сыгранная великолепными актерами и нафаршированная остроумными репликами, каламбурами, а также богато "сдобренная" чудесными песнями несравненного Исаака Дунаевского. Но вот что едва ли не в первую очередь принесло фильму, как принято говорить, огромный успех, так это то, что картина была еврейской — от первого до последнего кадра, и в ней фигурировали самые что ни на есть типичные персонажи популярных еврейских анекдотов и местечковых легенд".
Поскольку сегодня осталось совсем не много тех, кому удалось когда-то посмотреть фильм, автор статьи знакомит читателя с сюжетом:
"Еврейская семья не найдя счастья за океаном, куда когда-то пришлось бежать от российских погромов, приезжает в Биробиджан: может, здесь их ожидает удача?.. В еврейском колхозе гостей встречают приветливо, и они включаются в созидательную трудовую жизнь.
Увы, в семье не без урода. Зять старой Двойры, скверный, жалкий человечек Пиня мечтает разбогатеть. Трудиться он не желает. Пока члены его семьи Роза, Бася и Лева сеют, косят и молотят, Пиня бродит по окрестным сопкам в поисках золотого песка... И он его находит! С горстью желтых крупинок негодяй хочет перейти границу и стать "королем подтяжек" — открыть свою фабричонку. Но коварные, планы тунеядца срывают бдительные колхозники и пограничники. Да и желтый песок оказывается вовсе не золотом. Паршивая овца — жадный, мечтающий о собственном производстве Пиня посрамлен и изгнан из трудовой еврейской семьи.
Параллельно развиваются лирические линии сюжета: дочь Двойры Роза влюбляется в русского рыбака Корнея и дело завершается свадьбой, а жена проклятого Пини испытывает серьезную симпатию к председателю колхоза "Ройте-Фельд" большевику Натану.
… Конечно же, сегодня такой сюжет кажется наивным. Но в 30-е годы лента о приключениях евреев в Биробиджане воспринималась на полном серьезе. И это был настоящий бестселлер".
"Популярность "Искателей счастья" (12+) в свое время была настолько велика, что ленту снова тиражировали в 1960-м, но ни Пиня, ни старая Двойра в то время у советских зрителей симпатии уже не вызывали: наступили другие времена.
Так завершилась история единственного советского кинофильма, где на удивление открыто и, я бы сказал, слишком откровенно решались чисто еврейские проблемы" — такими воспоминаниями из детства, впечатлениями о легендарной кинокартине делится в своей статье Анатолий Козак.