Конфликт бизнес-сообщества Биробиджана и "Водоканала" можно снять повышением норм ПДК

Директор МУП Михаил Чавкин признал, что повысить нормы возможно волевым решением, но это может привести к технологическим сбоям в системе канализации

Конфликт предпринимателей города с руководством "Водоканала", в который был вынужден вмешаться мэр Биробиджана Андрей Пархоменко, можно погасить и уладить, если увеличить для бизнес-сообщества нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в канализационных стоках. Этот вопрос находится в компетенции МУП "Водоканал", признал его директор Михаил Чавкин. Однако он настаивает, что такая мера может обернуться серьезными технологическими сбоями в канализационных стоках, идущих от предприятий Биробиджана. Очистные сооружения не выдержат нагрузки. Михаил Чавкин рассказал в интервью корр. ИА EAOmedia о том, как контролируется выполнение действующих требований, и к чему приведет их невыполнение.

- В понедельник состоялась встреча в мэрии Биробиджана, на которой, помимо градоначальника, присутствовали Вы и представители возмущенного бизнес-сообщества. Мэр заявил, что примет решение до конца месяца. То есть, тут два варианта: оставить нормы ПДК как есть или увеличить их, чтобы снять недовольство десятков предпринимателей...

- Может быть и третий вариант - забрать у "Водоканала" полномочия по установлению этих норм и передать их (полномочия) мэрии Биробиджана.

- В нашей предварительной беседе Вы говорили, что существуют федеральные нормативы и управление Росприроднадзора по ЕАО контролирует "Водоканал".

- Оно является администратором платы за загрязнение окружающей среды.

- Я Вас тогда спросил о том, проводят ли они анализы. Вы ответили, что они получают от "Водоканала" показатели и на их основании выносят некое решение, правильно?

- Не совсем. Мы проводим ежедневный контроль сброса сточных вод, то есть, их качества: какая очистка происходит, в каких нормативах мы сбрасываем эти сточные воды. В лаборатории все это фиксируется в журналах. Однако плату мы вносим не оттого, что наша лаборатория делает какие-то анализы. Плата уже установлена. Проект НДС (нормативы допустимых сбросов), согласованный с пятью или шестью организациями…

- То есть, вы автоматически платите в любом случае?

- Да.

- А если есть превышение норматива допустимых сбросов?

- Проект НДС подтверждался ежегодными анализами нашей лаборатории, и, в принципе, у нас все держится в этих пределах. Превышения как такового нет.

- Каким образом  Росприроднадзор ведет контроль? Они делают выводы, но размер платы определяется по вашим показаниям?

- Это не так. Росприроднадзор заключил договора с лабораториями, которые находятся на территории ЕАО. По графику, утвержденному ими, они по согласованию (только) с Росприроднадзором приезжают, отбирают пробы.

- Я говорю про независимую экспертизу.

- Вот, это и есть филиал независимой хабаровской лаборатории в ЕАО.

- То есть, специалисты из Хабаровска могут внезапно приехать и проверить, есть превышение норматива допустимых сбросов или нет?

- Абсолютно верно. К тому же, мы ежемесячно отчитываемся по нашим исследованиям. Инженер-химик заполняет отчеты, которые мы отправляем в Амурское бассейновое водное управление и Росприроднадзор, где потом анализируются наши данные и сопоставляются со сведениями, предоставленными независимой лабораторией.

- Как часто это происходит?

- По законодательству – один раз в квартал.

- Хочу привести в пример обычный счетчик на электроэнергию, который установлен у меня в квартире. Я точно знаю, что, например, в течение полугода контролер ко мне в дом не попадет, и я, контролируя сам себя, сообщаю определенные показания. Спустя несколько месяцев проверяющий приходит ко мне и видит, правдивую ли я давал информацию. Я все-таки прихожу к мысли, что "Водоканал" в данном случае – на самоконтроле.

- Есть программа "Производственный контроль".

- Хорошо, но при этом "Водоканал" контролирует себя сам, но контролирующий орган может проверить вас в любой момент, так?

- Да.

- Это дает мне повод высказать предположение: контролируя себя самостоятельно, я могу написать все, что мне нужно. Вы сказали, что существуют федеральные нормативы для "Водоканала" по сбросу. Нормативы для абонентов, тех же предпринимателей, исключая население, устанавливает "Водоканал". Правительство области утверждает порядок взыскания платы…

- И формулу, по которой она рассчитывается. Правилами от 12 февраля 1999 года "О водоснабжении и канализации", утвержденными постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что эти нормативы могут утверждать органы местного самоуправления, или эти полномочия могут быть переданы организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

- Мы пришли к тому, что  нормативы для бизнес-сообщества на основании этих Правил, утвержденных на федеральном уровне, все-таки устанавливает "Водоканал". Или мэр. На данном этапе эти полномочия – у горводоканала, но мэрия в любой момент может их забрать себе. Чем руководствуется МУП, устанавливая нормативы ПДК для бизнес-сообщества?

- Опять же, этими Правилами. Они не дают расчета. Там говорится, что нормативы устанавливаются с учетом следующих условий: состояние очистных сооружений, как они выполняют свои функции. Имеют значение река, регион. Главное – учитывать нормативы, утвержденные для горводоканала Росприроднадзором.

Нынешние нормативы установлены, исходя из опыта. Коммунальное хозяйство существует у нас в городе уже 50 лет. В течение этого времени все эти параметры существовали. Вся беда в том, что жестких рамок и расчетов, доскональных указаний о  том, как нужно считать, нет. Федеральное законодательство отдало все это на откуп местным властям с учетом субъективных условий. Раньше муниципалитет устанавливал нормативы, теперь – горводоканал.

- И все-таки, если будет принято такое волевое решение, можно ведь нормативы и увеличить? Грубо говоря, тогда бизнес-сообществу разрешат сбрасывать в канализацию более грязную воду, чем сейчас. "Водоканал", являясь муниципальным унитарным предприятием, сделает это? Правильно?

- Так.

- Значит, все-таки можно увеличить?

- Увеличить можно все – глазами, руками, на бумаге и в цифрах. Повысить нормативы можно, но это приведет к технологическому сбою системы канализации и водоснабжения в городе. Чтобы этого избежать, установлены именно такие нормативы. Для стабильной работы. В Правилах это написано, и всех абонентов мы в договорах предупреждаем, что нельзя использовать систему канализации как мусоропровод. Однако жизнь показывает, что все равно нарушения есть.

- Предположим, что, несмотря на ваши предостережения, мэрия примет решение поднять нормативы и, опять же, позволит бизнес-сообществу отправлять в канализацию воду грязнее. Тогда и горводоканал будет сливать более грязную воду и, соответственно, будет вносить повышенную плату управлению Росприроднадзора?

– Однажды у нас уже дошло до того, что нас лишили права на сброс сточных вод в пределах установленных лимитов. В какой-то период мы платили по загрязняющим веществам не в пятикратном размере, а в 20-кратном, пока не добились возврата изъятого у нас разрешения.

- Бизнес-сообщество в случае повышения норм будет вносить меньшую плату по ПДК, чем сейчас?

- Да, но все равно у них будет превышение, поскольку они не занимаются системной очисткой сточных вод. В каком бы состоянии ни были очистные сооружения горводоканала, биологическая очистка у нас существует.

- "Водоканал" является муниципальным унитарным предприятием, работающим на хозрасчете. По итогам прошлого года оно по прибыльности было в минусе или в плюсе?

- Минус 38 млн. К концу 2013 года мы выйдем на минус 101 млн.

- Дальше-то что?

- Дальше – все. Арифметическая прогрессия продолжится. Тарифы на водоснабжение и водоотведение остаются экономически необоснованными.

Напомним, ранее ИА EAOmedia сообщало о том, что поводом для недавней встречи мэра с руководством "Водоканала" и представителями бизнес-сообщества послужила недавняя ситуация с "отключением" мебельного комбината "FOMA" от канализации, которого, как выяснилось позже, не было.

44375
Происшествия