Минтранс России прогнозирует неисполнение в ЕАО поручения президента Владимира Путина об удвоении в 2013-2022 годах объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования по сравнению с предыдущим десятилетием. Средства дорожного фонда области позволяют вводить в эксплуатацию в год в среднем 9 км – 15% от плановых показателей, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.
Неутешительный прогноз главы Минтранса Максима Соколова прозвучал в ходе селекторного совещания по вопросам деятельности региональных и дорожных фондов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).
"Здесь идет речь о строительстве и реконструкции автодорог, то есть о капитальных вложениях. Даже если мы туда направим все средства дорожного фонда, то не обеспечим ввод 18-20 км в год в соответствии с поручениями президента. Сегодня мы вводим по 9 км. Дорожный фонд области составляет 490 млн рублей. Основной источник его наполнения - акцизы на топливо и транспортный налог.
Возможностей у областного бюджета по увеличению фонда незначительные. У области очень много обязательств, в первую очередь в социальной сфере. Могу только сказать, что все средства фонда направляются на осуществление дорожной деятельности.
Создание дорожных фондов позволило увеличить расходы на дорожную деятельность в области более более чем в два раза.
Во всех муниципальных образованиях созданы свои дорожные фонды, им отчисляется 10% от поступающих акцизов на топливо. Это сумма в пределах 41 млн рублей и делится на все поселения. Так что расходы невелики. На эти деньги невозможно провести реконструкцию автомобильных дорог, учитывая, что необходимо подготовить проектно-сметную документацию, пройти экспертизу. Главная задача для них - содержать свои дороги", - сказал начальник управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО Виктор Гашенёв.
Виктор Гашенёв, Фото с места события собственное. Автор фото: ИА ЕАОmedia
По словам главы Минтранса, региональные и муниципальные дорожные фонды созданы для обеспечения развития и приведения в нормативное состояние дорожной сети.
"Дорожные фонды также позволяют реализовывать лучшие передовые строительные управленческие технологии, к которым в полном объеме относится государственно-частные партнерство, - сказал Максим Соколов. - Именно дорожные фонды позволили структурировать проекты строительства дорожных объектов с участием инвесторов".
По мнению заместителя министра транспорта РФ Олега Белозёрова, создание системы дорожных фондов не является самоцелью. Кроме увеличения расходов на финансирование дорожного хозяйства, дорожные фонды должны обеспечить достижение определенных конкретных результатов: улучшение состояния имеющейся дорожной сети и дальнейшее ее развитие.
Как сообщил замминистра, в ДФО предусматривалось увеличение с 1,8 тысячи км в 2003-2012 годах до 4,4 тысячи км в 2013-2022 годах, то есть более чем в два раза. По словам Олега Белозёрова, ситуация, складывающаяся с выполнением поручения Президента РФ по удвоению объемов строительства и реконструкции автодорог, в округе неоднозначная. В 2013 году в ДФО введено в эксплуатацию 220 км автодорог, что ниже уровня 2012 года. На 2014-2016 годы по данным регионов, прогнозируется ввод соответственно 388, 190 и 220 километров. То есть в целом по округу, в 2014-2016 годах планируется снижение ежегодных темпов ввода, что не обеспечивает выполнение Поручения Президента РФ.
Так, в Еврейской автономной области при введенных в эксплуатацию в 2003-2012 годах 95 км и необходимых для удвоения ввода 190 км, на 2013-2016 годы запланирован ввод 29 км или 15%, в том числе на 2014-2016 годы – 4,3 км.
Одной из главных причин этого замминистра назвал необходимость сохранения существующей дорожной сети, соответствующее увеличение расходов региональных дорожных фондов на ремонт и содержание дорожной сети и их недостаток на строительство и реконструкцию. При этом Олег Белозёров призвал не забывать, что уровень финансового обеспечения отрасли удвоился. Он подчеркнул, что плотность дорожной сети на Дальнем Востоке значительно ниже, чем в Европейской части России и в Сибири, поэтому задача удвоения объемов ее строительства и реконструкции именно для Дальневосточного округа должна являться приоритетной.
По мнению специалистов Минтранса, у муниципальных образований имеются собственные источники наполнения муниципальных дорожных фондов. Одним из них может стать часть земельного налога. Этот налог был источником образования территориальных дорожных фондов первого поколения в 90-х годах. В настоящее время принято решение об увеличении ставок налога и их зависимости от стоимости земельных участков. При этом стоимость земли значительно возрастет при наличии автотранспортной связи. Поэтому было бы логичным направлять часть земельного налога на содержание, ремонт и развитие муниципальной дорожной сети.
Вопросы управления средствами фондов и проектами также вызывают тревогу специалистов министерства. В связи с недостатком в муниципальных образованиях необходимого количества квалифицированных специалистов и в целях недопущения "разбухания" управленческих структур, необходимо определить, по мнению Минтранса, что обязательными функциями муниципального образования должны являться, как правило, только функции по учету доходов и расходов муниципальных дорожных фондов, а также обеспечение содержания муниципальной дорожной сети. Вопросы ремонта, реконструкции и развития местных автодорог могут быть переданы на аутсорсинг органам управления дорожным хозяйством субъекта.
Ранее ИА ЕАОmedia сообщало, что инициативу депутатов парламента ЕАО о дорожных фондах обсудят в Совете Федерации.
Более половины дорожного полотна региональных автодорог ЕАО не соответствует нормативам.
Дорожная отрасль ЕАО получит более 440 млн рублей из областного бюджета в 2014 году. Основная задача строителей - увеличение протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям.