После организованного информагентством круглого стола "Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО" ряд экспертов-музыкантов выступили со своим ведением о том, как выйти из кризиса в этой сфере. Директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева считает, что "в течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой". Известный биробиджанский пианист Александр Петрук выступил со своеобразным манифестом, в котором поведал о своем видении развития инструментального искусства. По его мнению, в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности. Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры звучат и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которое она дала корр. ИА EAOMedia после круглого стола.
Марина Петрук. Фото: Департамент пресс-службы губернатора ЕАО
— Необходимость назрела остро. По словам Ильи Николаевича Дербилова — дирижёра Санкт-Петербургской академической капеллы — "пациент скорее жив, чем мёртв". Так он высказался о развитии профессионального музыкального искусства в области. И ещё сделайте поправку на интеллигентность и воспитанность профессионального человека. Поймите, если бы мы говорили о маленьком провинциальном городке в ряду таких же, в отличие от больших городов какой-либо области или края России, где есть филармонии, симфонические и камерные оркестры, ансамбли, органные залы, джазовые клубы и т.д., то возможно, этот разговор и был бы в кризисное время излишним. Но мы— то с вами говорим о самостоятельном субъекте Российской Федерации, на территории которого и так действует всего два профессиональных учреждения культуры и искусства: филармония и театр кукол "Кудесник". Если учесть, что театр кукол работает для детей, получается, что для населения нашей области работает ОДНО профессиональное учреждение искусства.
Давайте заглянем в соседний Хабаровск, так же как и Биробиджан, столицу субъекта РФ: музыкальный театр, театр драмы, ТЮЗ с прекрасными "взрослыми" постановками, филармония с полным набором (симфонический оркестр, камерный ансамбль, ансамбль "Дальний Восток", фортепианное трио, пианист, органист, ансамбль народных инструментов, вокалисты (академические, разумеется), театр "Триада", великолепная современная концертная площадка ГДК, где проводятся балеты, спектакли, концерты и другие учреждения и организации. Это всё для жителей города и края.
Участники круглого стола — вопросов пока больше, чем ответов. Фото: Леонид Якимов
Если мыслить масштабно, по государственному, то называется это не просто культура или профессиональное искусство, это называется сохранением культурного кода народа, нации. Слава богу, что в нашей области, благодаря таланту и энтузиазму отдельных людей, существует народное и самодеятельное творчество, которое тоже способно цементировать общество. Это спасает. Так нужен был этот круглый стол или нет?
— Действительно ли в ЕАО существует "перекос в сторону развития самодеятельного творчества населения в ущерб профессиональному музыкальному искусству"?
— Давайте посмотрим — в филармонии, единственном учреждении ЕАО, которое должно осуществлять свою деятельность в области профессионального музыкального искусства, нет ни одного профессионального коллектива. Если вам говорят, что там есть, к примеру, джаз-квартет либо вокально-инструментальное трио, усомнитесь, так как базовым инструментом для данных коллективов является рояль.
А пианиста впервые за много лет в филармонии нет. То же самое касается и солистов, без пианиста не может существовать ни дуэт с флейтой, ни с саксофоном, ни со скрипкой.
Коллективов же народных, самодеятельных, детских в ЕАО много, десятки и очень приличного уровня. Так есть перекос или нет?
— Отсутствие в областной филармонии пианиста о чем свидетельствует?
— В Биробиджане есть четыре прекрасных пианиста с высшим профессиональным образованием. Почему они не работают в филармонии, могу только догадываться, видимо в храме искусства не знают, что с ними делать…
От филармонии были Денис Шмыров, Ирина Хозяйская, Влада Логунова. Фото: Леонид Якимов
— Какие препятствия Вы видите в развитии профессионального музыкального искусства в области?
— Первое и главное препятствие – непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев.
Основной целью должно быть не проведение мероприятий, "галочки" и увеличение количества концертов в отчётах.
Главное – показать человеку красоту, гармонию этого мира, дать возможность почувствовать, что есть прекрасный мир добра, любви, сострадания, единения. Заразить его стремлением быть лучше, чище, возвышенней. Настоящее искусство способно на это. В это свято верили Скрябин, Рубинштейн, Шуман….
Второе препятствие – отсутствие чёткого и ясного понимания, "как должно быть". Третье – вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации.
— Есть ли концепция развития профессионального музыкального искусства в ЕАО? Есть ли в ней необходимость? В состоянии ли областное управление культуры самостоятельно подготовить такую концепцию?
— Думаю, нет. Если бы было в состоянии, то уже сделало бы.
— Создание экспертного совета из профессиональных музыкантов — не главный ли итог этого круглого стола? Что должно стать результатом работы этого экспертного совета? Кто туда должен войти? Можете назвать фамилии?
— На заседании круглого стола я уже приводила пример: состав координационного совета при министерстве культуры РФ состоит в подавляющем большинстве из профессиональных людей во всех планах, начиная от образования заканчивая созданием либо участием в различных профессиональных творческих коллективах и всевозможными званиями (разумеется, за творческие заслуги).
Есть о чем призадуматься власти. Фото: Леонид Якимов
Экспертный совет это, конечно, хорошо, но это опять тактика полумер, ничего кардинально существенного он не сделает. Самое главное, на мой взгляд, что может действительно изменить ситуацию и направить отрасль культуры в нужное русло, это кадровые решения. Нужна сильная, профессиональная команда.
Рояль в Биробиджанской филармонии есть, а пианистов нет. Фото: Антон Балашов
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Биробиджанский пианист: Мое место в профессиональной музыкальной жизни столицы ЕАО – гетто
Профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции – эксперты