После Нового года в России вступает в силу обновленный техрегламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", по которому пройти "растаможку" и получить ПТС смогут только те ввозимые из-за границы автомобили, в которых установлена российская система экстренного реагирования при ДТП "ЭРА-ГЛОНАСС". В связи с этим в автомобильном сообществе кипят споры, что будет с подержанными иномарками после 1 января — им вовсе закроют въезд или же есть другие варианты? Осложняет ситуацию то, что ни у таможни, ни у сертификационных лабораторий, также выдающих СБКТС, нет точного руководства, как быть с "безглонассными" авто. Опрошенные РИА PrimaMedia эксперты отмечают, что эта неопределенность может затянуться до конца января 2017 года, и советуют подождать с покупкой б/у-машин в других странах, сообщает ИА ЕАОMedia.
Государственная система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" представляет собой автомобильный терминал, с которого в диспетчерский пункт системы "112" либо автоматически, либо при нажатии кнопки SOS в случае ДТП поступает информация о транспортном средстве (вплоть до координат). Если данные системы подтверждаются, то к месту аварии будут направлены службы экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, скорая помощь).
Принцип работы системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Фото: взято с nis-glonass.ru
Разработчики системы — федеральный оператор НИС "ГЛОНАСС" — считают, что ее использование сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, а это позволит спасать от гибели более 4 тысяч человек каждый год.
Проблема
Идея оборудовать все автомобили в России "тревожной кнопкой" в виде законопроекта появилась еще в 2011 году, одновременно с началом технического проектирования системы. Запуск в масштабах промышленной эксплуатации произошел в декабре 2013 года, с тех пор систему активно тестируют на различных моделях авто.
С 1 января 2016 года пункт 5 Приложения №4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в котором прописано обязательное наличие в машине "устройства вызова экстренных оперативных служб", вступил в силу относительно транспортных средств, которые используют для коммерческой перевозки пассажиров, перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов. Это требование также предъявляется к тягачам, используемым для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы.
На мировом рынке у системы "ЭРА-ГЛОНАСС" аналогов пока что нет.
С 1 января 2017 года этот пункт станет актуален для всех остальных машины — как новых, так и старых. Если официальные представители мировых автобрендов вышли из положения, договорившись об установке системы на новые кары, то перед приобретающими подержанный транспорт за рубежом физическими и юридическими лицами встала проблема — как получить обновленное свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), без которого ни один автовладелец РФ не сможет "растаможить" свою четырехколесную заморскую покупку. Не будет получено СБКТС, не будет и выдачи паспорта транспортного средства (ПТС).
Справка: Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — документ, который выдают на подержанные транспортные средства, ввозимые из-за границы в результате таможенного оформления. Для новых машин гарантом их исправности служит одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое также является основанием для выдачи ПТС органами ГИБДД и таможни производителю/продавцу ранее не эксплуатировавшихся ТС.
Варианты
Поскольку столь важный пункт техрегламента состоит всего из нескольких абзацев и не рассматривает частные случаи, автомобилисты выдвигают гипотезы в духе "как это будет". Склонные понимать закон буквально считают, что с 1 января 2017 года для подержанных "безглонассных" машин из-за границы падет железный занавес, и таможня просто не будет их пропускать на территорию РФ.
Другие считают, что авто без устройства вызова экстренных оперативных служб все же будут пропускать в РФ, но нерастаможенными: терминал "ЭРА-ГЛОНАСС" можно будет установить уже на месте и затем получить свидетельство в сертификационной лаборатории.
Хотя второй вариант не исключен, генеральный директор "Сумотори-Авто" Виталий Веркеенко советует приморцам не спешить с покупкой подержанных машин в других странах.
— С новыми автомобилями проще — дистрибьюторы прошли необходимые сертификационные процедуры на все модели, ввозимые или производимые в России. Машины либо имеют установленные и отвечающие техрегламенту системы с завода, либо получили ОТТС до 1 января 2017 года. Во втором случае автомобили могут быть необорудованными "ЭРА-ГЛОНАСС" до окончания срока действия ОТТС, но с последующим выполнением требований техрегламента.
С бывшими в употреблении автомобилями дела обстоят сложнее. Сертифицировать их законно даже при установленной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" (на пароходе, на пирсе в таможне, на японской разборке, где куплен автомобиль и так далее) невозможно, потому что требуется сертификация с краштестом.
— Но поскольку требования техрегламента идентичны требованиям по Евро (выхлопным газам), вероятно частным лицам можно будет купить заветную бумажку СБКТС у многочисленных "сертификационных органов", которую таможня примет, — продолжает Веркеено. — На мой взгляд, возможны сценарии, подобные происходившим ранее с изъятием ПТС у конструкторов и авто, ввезенным по таким же липовым справкам соответствия ЕВРО, — считает автоэксперт.
Справка: Перед установкой на транспортные средства "ЭРА-ГЛОНАСС" проходит испытания, чтобы получить сертификат. Так, терминал должен сработать при фронтальном и боковом ударах и после переворота, что может установить только краш-тест. К слову, для краш-теста завод-производитель предоставляет два абсолютно новых автомобиля и оплачивает услуги испытателей. С 2017 года для краш-теста будут использовать по три авто.
По словам Виталия Веркеенко, правительство РФ приняло определенный вектор развития автомобильной промышленности и выполнения обязательств, в том числе, перед крупными производителями, которые выполнили инвестпрограмму и платят налоги.
— Я бы рекомендовал не придумывать себе сложностей с незаконным ввозом или приобретения подержанных авто после 1 января, чтобы потом не пришлось героически решать проблемы, жертвуя здоровьем и деньгами, — подытоживает он.
Неопределенность
Поскольку выдачей СБКТС занимается не только таможня, как было сказано выше, корреспондент РИА PrimaMedia обратился в Российскую лабораторию сертификации, находящуюся в Москве, и спросил, есть ли у них указания, как сертифицировать автомобили с самостоятельно установленной системой "ЭРА-ГЛОНАСС".
— О том, как будет проходить растаможивание зарубежных автомобилей без системы "ЭРА-ГЛОНАСС", не знает никто. В том числе, таможня. Мы не знаем, как выдавать обновленные СБКТС, распоряжений правительства на этот счет до сих пор нет. Единственное, что можно сказать с уверенностью, такая неопределенность продлится до конца января 2017 года, — заявил представитель организации.
Владивостокская таможня на момент выхода публикации ответ на официальный запрос по теме не дала.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Роскошь, а не средство передвижения: антирейтинг роста цен на авто в России возглавила ЕАО
Новыми ценниками может встретить авторынок в начале нового года жителей ЕАО