Таежный фонд в ЕАО, считавшийся когда-то одним из самых здоровых в Приамурье, постепенно деградирует. Так, в 2016 году, а он был одним из самых благополучных в этом направлении, огнем пройдено более 4-х тысяч гектаров Гослесфонда. На этой площади собственно леса прогорело около 2-х тысяч гектаров. Общий объем ущерба от огненной стихии превысил 40 млн рублей, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Виктора Горелова в газете "Биробиджанская звезда".
"Наступивший год объявлен Годом экологии в России по указу Владимира Путина.
План работы на этот период был принят еще в сентябре минувшего года в ходе Второго Восточного экономического форума, состоявшегося во Владивостоке. На нем были приняты и утверждены правительством РФ основные направления природоохранной деятельности на текущий год. Капитальные вложения на эти мероприятия составят 194 млрд рублей.
"В России очень много экологических проблем, которые за год не решить, – сказал на форуме Сергей Иванов, специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, – поэтому некоторые мероприятия носят краткосрочный характер и завершатся в 2017 году, а другие – долгосрочный.
Приоритетным направлением в Год экологии станет работа по сохранению редких видов животных и растений. В этом плане уникальная природа Дальнего Востока занимает одно из первых мест в России – разнообразен животный мир, реликтовые растения.
Пятая часть территорий Приморья, в Якутии – третья, на Камчатке – 11%, в ЕАО почти 12% объявлены либо заповедными, либо особо охраняемыми", – подчеркнул Сергей Иванов.
– В России сейчас практически не ведется работа по восстановлению лесных массивов, зато бизнес в сфере лесной промышленности развит очень хорошо. Между тем леса нашей страны поддерживают экологическую обстановку всей планеты, являясь природной "губкой", оберегающей атмосферу от загрязнений, а территории – от наводнений.
"У нас в стране уничтожаются тысячи гектаров хорошего леса, особенно на Дальнем Востоке. Причины две – вырубка лесов и пожары. По незаконным вырубкам законодательство уже ужесточено, только надо эти законы соблюдать, – сказал Сергей Иванов.
Тема, которая обсуждалась на Восточном форуме, получила развитие на заседании Государственного Совета РФ, состоявшегося 27 декабря минувшего года. Наш регион представлял на нем Александр Левинталь. Комментируя итоги заседания Госсовета, он, в частности, сказал: "На Госсовете обсуждались вопросы энергосбережения, сохранения лесов, почв, водного пространства, уникальных природных объектов, редких видов животных и растений, биоразнообразия. Говорилось и об отношении к "братьям нашим меньшим", – диким и домашним животным, краснокнижным видам, а это уже вопросы воспитания в людях доброты и человечности, сохранения прежде всего души.
Это очень большая тема. В процесс решения этих вопросов надо максимально привлечь гражданское общество, население, волонтеров, некоммерческие организации. На вопросы экологии обращено внимание и бизнес-сообщества, наших предпринимателей, которые должны, с одной стороны, соблюдать природоохранное законодательство, с другой – внести свой вклад в решение обозначенных проблем", – отметил губернатор ЕАО.
Леса … без лесников
Экологические проблемы, которые обсуждались на сентябрьском форуме во Владивостоке и декабрьском заседании Госсовета в Москве, имеют прямое отношение и к территории нашей области. А наиболее острой можно считать, пожалуй, использование государственного лесного фонда.
На первый взгляд может показаться, что дела не так уж и плохи. По оценке регионального управления лесами, общий запас древесины в нем составляет не менее 170 млн кубометров. В то же время рубки деловой древесины не столь впечатляющи. К примеру, в 2016 году общий объем заготовок леса промышленным способом превысил немногим 200 тысяч кубометров. Казалось бы, этот скромный показатель, а в прошлые десятилетия он был примерно таким же, можно считать щадящим, который не наносит особого ущерба общим запасам древостоя. Между тем леса у нас из года в год хиреют. По словам одного из ветеранов областного управления лесами, отдавшего своей профессии несколько десятилетий, таежный фонд в ЕАО, считавшийся когда-то одним из самых здоровых в Приамурье, постепенно деградирует. Колоссальный ущерб лесам наносят природные пожары. Так, в 2016 году, а он был одним из самых благополучных в этом направлении, огнем пройдено более 4-х тысяч гектаров Гослесфонда. На этой площади собственно леса прогорело около 2-х тысяч гектаров. Общий объем ущерба от огненной стихии превысил 40 млн рублей. А ведь были пожары и более губительные.
В этой связи хочется привести объективную оценку состояния лесного хозяйства страны, и наша область здесь не исключение, бывшего егеря Красноярского края Сергея Блумберга. Вот его некоторые высказывания.
"Охранять наши лесные угодья некому – нет лесников. В советское время были структуры, которые несли ответственность за охрану лесов. А сейчас куча чиновников, и все они ни за что не отвечают. А лесников надо не просто в лес возвратить, а заставить их там работать. Каждый должен болеть за свой участок, в любое время проверить, что в лесу на вверенной ему территории творится".
Все сказанное сибиряком – печальный итог нескольких непродуманных реформ в лесном хозяйстве страны. В результате вместо шести бывших крупных лесхозов автономии с общим штатом сотрудников более чем в 400 человек на их месте образовано несколько маломощных лесничеств и лесхозов со штатом вдвое меньше. Одна из главных задач новых образований – заработать хоть какие-то средства на собственное содержание.
В нашей газете не раз поднималась тема заготовок древесины на участках, уже неоднократно пройденных рубками в разные годы. Увы, по-прежнему процветает заготовка тонкомерной деловой древесины. Даже будучи неспециалистом лесного хозяйства, нетрудно понять, какой ущерб наносится лесному комплексу, когда под пилы ложатся березы, осины, ели с так называемой условно допустимой толщиной ствола. А ведь по-хорошему этим деревьям расти да расти хотя бы еще лет 20, когда одно взрослое полноценное дерево даст пиломатериала столько же, сколько дает три-четыре тонкомера. Заготовители вынуждены работать с таким материалом из-за отсутствия дорог на более полноценные участки тайги. На возведение дорог у них нет средств, вот и изводится лес-недомерок.
В лесной отрасли автономии указанные проблемы, конечно же, не единичны. К примеру, из года в год становится все больше лесных участков, на которых усыхают на корню крупные массивы ельников. Причина этому так до конца и не выяснена. И если усыхание будет продолжаться, то наша тайга может оказаться без темно-хвойных пород.
Хотя незаконные рубки древесины в гослесфонде ЕАО не являются такими масштабными, как в соседних регионах, но ущерб от этого не такой уж безобидный. Если в Гослесфонде хоть какая-то охрана древостоя имеется, то на землях сельских и поселковых администраций муниципальных районов леса вообще не охраняются и не защищаются от пожаров и нелегальных рубок. Повсюду процветают незаконные вырубки на печное топливо.
Крайне неудовлетворительно организовано в области побочное лесопользование, которое может принести тем же лесхозам ощутимые доходы. Эти и другие проблемы будут по возможности освещаться на страницах нашей газеты в Год экологии и особо охраняемых территорий.
Под защитой и охраной
Вероятно, все обратили внимание, что в объявленном президентом Году экологии выделено словосочетание "особо охраняемые природные территории (ООПТ)". Это следует понимать как усиленную государственную заботу о заповедниках, памятниках природы, заказниках, национальных парках…
К примеру, один из ведущих российских экологов академик Яблоков считает, что в любом регионе страны необходимо отвести под неприкосновенные природные комплексы не менее 25% территории областей, краев. Это даст возможность в нынешних условиях разрушительного воздействия на живую природу сохранить для будущих поколений особо ценный генетический фонд лесных, степных, водных и других объектов. Это было понято, кстати, еще век назад, когда в январе 1917 года в России был образован первый государственный природный заповедник "Баргузинский" в Забайкалье, существующий и поныне. В связи с этим и объявлен 2017 год Годом защиты природы.
Первые ООПТ на территории автономии были созданы более полувека назад – в 1963 году. Тогда решением исполкома Хабаровского края, в состав которого входила ЕАО, были образованы заказники "Ульдуры", "Чурки", "Шухи-Поктой". Сеть ООПТ продолжала расширяться, и на территории области позже появились заказники "Бастак", "Журавлиный", "Дичун", "Забеловский", а также 17 памятников природы, которые также находятся под защитой экологического законодательства.
А 20 лет назад, 28 января 1997 года, постановлением Федерального правительства был создан первый в ЕАО государственный природный заповедник "Бастак" в урочищах, принадлежавших до этого одноименному заказнику. Три года назад еще один заказник "Забеловский" стал кластерным участком заповедника "Бастак" со статусом полной неприкосновенности. Таким образом, общая площадь всех ООПТ автономии занимает сейчас почти 425 тысяч гектаров, или 11,7% территории области.
Как видим, для того, чтобы взять под особую охрану не менее 25% площади нашего региона, как на это указывают ведущие экологи России, нам еще далековато. Однако есть надежда, что сеть особо охраняемых природных территорий у нас будет расширяться. В стадии завершения находится подготовка научно-технической документации по созданию первого в ЕАО национального парка "Помпеевский" площадью более 50-ти тысяч гектаров на стыке границ Октябрьского и Облученского районов.
Пожалуй, лишь за исключением заповедника "Бастак" другие природные ООПТ так надежно не защищены от негативного воздействия на их среду. В границах некоторых заказников ведутся сельскохозяйственные работы; периодически в их урочища вторгаются браконьеры; далеко не всегда оправданно проводятся в них так называемые санитарные рубки, в том числе некоторых пород деревьев, плоды которых являются кормом для многих диких животных. Заповедник, большинство заказников практически каждый год страдают от природных пожаров. Эти и другие проблемы ООПТ должны быть в центре внимания всех экологических и природоохранных организаций в Год экологии", — говорится в статье.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Почти 50 млн рублей выделено ЕАО на защиту лесного фонда от природных пожаров
В лес — по паспорту: выкупать угодья и выставлять блок-посты могут разрешить арендаторам
Муниципальные леса тают, а жители ЕАО не стесняются покупать дрова у черных лесорубов