Публицист Павел Толстогузов в рубрике ИА ЕАОMedia "Я так думаю" прокомментировал вызвавшее общественный резонанс заявление известного писателя и философа Александра Проханова о "еврейской декорации" в ЕАО и о том, что еврейской культурой "не пахнет в Биробиджане". По словам ученого из областной столицы, еврейская жизнь здесь соткана из тончайших, оттеночных запахов, и нужны настоящие ценители, чтобы к ним принюхаться. При этом Павел Николаевич добавил: "Декорация — это когда что-то на заднем плане и не настоящее. А мы вот они — все тут, и настоящие. Хотите — можете потрогать". Говоря о прохановском "Биробиджан не стал Иерусалимом", публицист заметил, что за годы существования город стал тем местом, где у русских и евреев сложились общие исторические воспоминания и общая жизнь, которая отличается ощутимым своеобразием. "Этого достаточно", — подчеркнул профессор.
"О пользе хорошего обоняния и слуха, или Дальневосточная геополитика в изложении Александра Андреевича Проханова
То, что пишет и говорит умнейший Александр Андреевич Проханов, всегда интересно, хотя может показаться, что временами он плохо слышит самого себя. Вот и в интервью ЕАОMedia это тоже чувствуется.
Он мистик возвышенного империализма, его стиль напоминает постоянно усиливающийся звук авиационной турбины, который может восхищать или пугать, но и в том, и в другом случае он рано или поздно закладывает уши, мешая не только слушателю, но и автору расслышать некоторые важные нюансы.
Начнем с еврейской темы. Точнее, с темы ЕАО. Еврейская автономная область в наши дни с легкой и слегка дрожащей руки российских медиа превратилась в чистый артефакт. В отживший свое политический симулякр. В "прекрасное безумие" (Егор Просвирнин).
Господа, побойтесь Бога. Здесь ведь люди живут. У них есть имена, общее прошлое и настоящее, дорогие им могилы.
Зачем цветочную пыльцу на вентилятор набрасывать?
Вы не оторвете оставшихся здесь евреев от этой земли. Те, кто оторвались — оторвались, хотя тоже не факт. Внешнее перемещение в пространстве не всегда соответствует ключевым параметрам внутренней оседлости. (Впрочем, я в этой теме не эксперт: давайте спросим у Леонида Школьника и Бориса Котлермана.)
Проханов отнюдь не фрик, он по-настоящему серьезен, но и он туда же: еврейской культурой не пахнет там, в Биробиджане (цитата).
Знаете что: запахи — дело тонкое. Пахнет, не пахнет… Кто-то любит и различает только резкое духовитое амбре, традиционно добытое то ли из желудка, то ли из прямой кишки кашалота, а для других ценен эксклюзивный оттенок тонкого запаха.
Варяжско-славянского племенного союза "русь" уже тысячу лет как нет на земле, а запах остался. И по имени этого запаха называют одну хорошо известную нам страну. Чем ЕАО-то хуже? Или слово "еврейская" поперек пищеварения встает? Так это другая проблема.
Для Проханова, как можно понять из интервью, современное еврейство это преимущественно Ротшильды и Цукерберги, а ведь это не так. Это еще люди до́ма и улицы. Обычные, нормальные, часто добрые люди. Мои земляки. Да, евреи. И что?
Они, к счастью, даже не знают точное ударение в слове "хуцпа". Хотя казалось бы.
Например, есть такое понятие "времена пророков". Значит ли это, что речь идет только о пророках? Отнюдь. Пророкам всегда будут нужны не-пророки, обычные люди, люди жизни, многочисленные Хаимы и Хавы, к которым можно было бы обращаться с пророчеством.
Ротшильды и Цукерберги люди очень толковые, но далеко не пророки, так что давайте не будем сводить евреев к этим узким специалистам изобретательности, пронырливости и удачи…
Есть, как известно со времен Шолом-Алейхема, еще и люди воздуха. Обалденное определение. Шолом-Алейхем имел в виду что-то свое, социальное, а мне видится в этом свое. Люди воздуха. Люди мечты и воображения. Вот это точно наши люди. А воздух дышит, где хочет.
Однажды мечта людей воздуха создала эту небольшую землю, которая сейчас ЕАО, и никто не имеет права говорить, что дело мечты было напрасным. Человек это и есть мечта о себе самом. Палеонтологический след мечты нужно беречь, его нужно чистить археологической кисточкой и любить, а не третировать, как пыльную музейную ненужность.
Роза Строкова, гениальный график, киргиз по национальности, однажды сделала лучшую на свете работу о биробиджанских стариках-евреях. Посмотрите на них. Там каждая скупая линия поет о главном. Это что? А вот это и есть люди воздуха. Нашего, биробиджанского воздуха. Я им дышу, я знаю, что это такое. И Роза им дышит, хотя уже лет десять живет в Краснодаре.
Еврейская жизнь Биробиджана соткана из тончайших, оттеночных запахов. Нужны настоящие ценители, чтобы принюхаться к ним. Иначе получится пресловутая ромашка: здесь пахнет — здесь не пахнет.
Павел Толстогузов: Еврейская жизнь Биробиджана соткана из тончайших, оттеночных запахов. Фото: Розы Строковой
Еще одна ожидаемая прохановская формула: ЕАО это "русская земля с некоторой декорацией еврейства". Вроде бы спорить не с чем, кто только об этом не твердил. И все же, если выключить на минуту могучую турбину обобщений, мы признáем правоту другого смысла, исторически более оправданного: это земля, своеобразие которой возникло из дальневосточного русско-еврейского симбиоза. Причем количество участников с каждой стороны симбиоза не имеет значения. Избегу сравнений.
Это ведь и в самом деле необычная вещь: удавшихся и неудавшихся русско-еврейских симбиозов в XIX—XX веках было много и разных, но только один из них состоялся здесь, на краю света, в заповедной глубине легендарной Тартарии, в светлом междуречье Биры и Биджана. Тем и гордимся.
И потом: декорация — это когда что-то на заднем плане и не настоящее. А мы вот они — все тут, и настоящие. Хотите — можете потрогать. Трогайте, не стесняйтесь.
Поэтому здешние евреи и русские предпочитают тонкое, но хорошо понятное для них определение: мы — биробиджанцы. Имеющий нос да унюхает.
Исторические воспоминания Проханова иногда грешат обычной неточностью. Он говорит: "Биробиджан, конечно же, не стал Иерусалимом". А что, кто-то собирался сделать его таким? Уж не Сталин ли, прожженный прагматик политического действия? Думаю, что претензии изначально были гораздо рациональнее.
Нужен был демонстрационный пример решения советской властью одного из самых наболевших национальных вопросов, вот и все. Пример новой успешной социальной инженерии, доступной только замечательным конструкторам страны Советов. Ну и сочувствие мирового еврейства со счетов тоже не сбрасывалось, поскольку у этого сочувствия было осязаемое измерение…
(Говорят, что вначале планировали Крым. Хорошо, что не запланировали, иначе список Холокоста стал бы больше ровно на количество биробиджанских евреев. И многие из моих знакомых просто не стали бы ими, а это обидно. Лично мне обидно.)
Конечно, у самих евреев-переселенцев, жестко испытанных тысячелетиями адресных гонений и собственных идиосинкразий, могли возникнуть всякие-разные возвышенные иллюзии. Например, о новом Ханаане. Метафора, конечно. Им простительно. Но при чем здесь Сталин и его цели?
Вне прямой зависимости от целей, которые ставили перед собой советские социальные инженеры, Биробиджан стал тем местом, где у русских и евреев сложились общие исторические воспоминания и общая жизнь. В этой жизни было много всякого, но она была и есть. И она отличается ощутимым своеобразием. Этого достаточно.
Пользуясь словарем самого Проханова, можно было бы сказать, что долгая совместная жизнь это "мощная практика". И хватит об этом.
…А вот там, где речь заходит о Дальнем Востоке, т.е. о большой и критически важной для России геополитической реальности, Александр Андреевич гораздо более точен.
Как любой талантливый поэт-геополитик Проханов хорошо чувствует блеф. И боится его, потому что по-настоящему, свирепо любит Россию во всем ее разнообразии. (Не изменяйте себе, Александр Андреевич, походя отказывая нам, русско-еврейским жителям ЕАО, в праве на существование. Мы ведь тоже важная часть этого разнообразия.)
А сейчас Дальний Восток — это пространство именно что безнаказанного политического блефа. А чего? Избирателей мало, а пространства много. Рисуй что хочешь.
Сверху нам постоянно говорят о больших перспективах дальневосточной земли. Разрабатываются и принимаются сексапильные федеральные программы развития региона. Но никто ведь не собирается серьезно вкладываться в эти перспективы! Они остаются на уровне пиар-акций вроде упомянутого Прохановым дальневосточного гектара — "как бы не оказался блефом".
Почему бы ему не оказаться, Александр Андреевич? Окажется. Ничего сложного в административном смысле. Посмотрите вот здесь. Колесо от Феррари, ага. И не такое оказывалось. Роскошный часослов майских указов тому свидетельством. Грядущие молодежные фестивали опять же. Образ будущего из дорогого папье-маше. Много, много есть прекрасных форм!
…Проханов, если по-настоящему разобраться в его словах о "туманных океанах", прав в основном: Дальний Восток, как и во времена Невельского, продолжает оставаться громадным геополитическим наброском, восточным черновиком России. Туманным океаном.
Да, этот набросок дорог для нас и даже священен. Но не пора ли переходить к нормальному контуру и хорошо различимому тексту?
Здесь ведь люди живут", — пишет публицист Павел Толстогузов.
Напомним, о прошлом и будущем Биробиджана, духовном и стратегическом значении Дальнего Востока информагентство поговорило с Александром Прохановым, русским философом, писателем, председателем "Изборского клуба". Александр Андреевич поделился "мрачной гипотезой" относительно исхода русского населения с дальних рубежей страны. Отдельной темой беседы стали образ еврейского государства в ЕАО, взаимодействие России и Якутии, проект "дальневосточный гектар", место Дальнего Востока в концепции национальной идеи, проблема регионального сепаратизма, развитие Курильских островов.