Бизнес. 4 апреля, 09:05
Без щебня не обходится ни одна новостройка на Дальнем Востоке. Фото: ИА PrimaMedia

Щебень – это серьезно: что общего между Москвой белокаменной и дорогами в Якутии

Кто, как и где производит на Дальнем Востоке старейший и важнейший строительный материал

4 апреля, EAOMedia. Экономика Дальнего Востока находится на подъеме, и одним из показателей подъема является оживление строительной индустрии региона. По данным Минвостокразвития индекс строительства на Дальнем Востоке в 2017 году прибавил 17 пунктов. Как сказал полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, Дальневосточный регион ожидает второй этап развития, предусматривающий строительство и новых предприятий, и новых населенных пунктов. Интенсивное строительство ожидается и в рамках программы Дальневосточного гектара. А никакое строительство без строительных материалов, конечно же, невозможно. Как обстоят дела с основными строительными материалами на Дальнем Востоке, как их производят и как применяют, эти вопросы ИА PrimaMedia решил изучить в серии материалов, подготовленных с помощью компании "Востокцемент". Начали мы с "хлеба строительства" — цемента. Теперь речь пойдет о щебне.

Не все то щебень, что на дороге лежит

Для многих из нас щебень – это мелкие камни, попадающиеся нам на дороге. Обязательно серого цвета. В большом количестве их можно увидеть на строящейся автомагистрали (на этот щебень, по нашему разумению, потом положат асфальт) или на стройплощадке возле возводимого здания (тут мы, если не являемся профессиональными строителями, немного теряемся в догадках, для чего конкретно нужен щебень).

В принципе, в мире достаточно много интересных, нужных и важных вещей, которые мы мало замечаем, совершенно не задумываясь о том, что именно этим вещам мы обязаны тем, что живем в полноценно комфортных условиях. Именно к такой категории с полным правом можно отнести щебень. Ведь кроме профессиональных строителей мало кто знает, что щебень лежит в основе многих знаменитых строений.

Возьмем, например, известняковый щебень. Именно из известняка были сложены египетские пирамиды и Великая Китайская стена. Именно щебень известняковый, технические характеристики которого были известны еще незапамятные времена, послужил основанием строительства изначальной Москвы. Именно из-за его цвета столицу России до сих пор называют белокаменной.

Москва и сейчас по праву может зваться белокаменной

Москва и сейчас по праву может зваться белокаменной. Фото: ИА PrimaMedia

А гранитный щебень наравне с гравием и песком (в зависимости от того, какой карьер разрабатывался поблизости) становился основным материалом для строительства древнеримских дорог (тех самых, что, согласно поговорке, всегда ведут в Рим). Кстати, многими из этих дорог в Италии пользуются до сих пор.

На самом деле щебень – это важный строительный продут, именно "продукт", поскольку его не просто добывают, а делают согласно различным производственным требованиям, ГОСТам и т.д. Причем не всякая горная порода способна породить по-настоящему качественный щебень. То есть от самой горной породы и зависит качество и технические характеристики щебня – морозостойкость, плотность и т.д.

Щебень, характеристики, схема

Щебень, характеристики, схема. Фото: ИА PrimaMedia

Щебень бывает разный

Итак, что такое щебень? Согласно классическому определению, щебень – это сыпучий материал с зернами свыше 5 мм, получаемый в результате измельчения и последующего просеивания горных пород по размерам зерен на фракции.

Основными характеристиками щебня являются:

  • плотность (средняя плотность щебня составляет 1,4-3 г/см3);
  • марка прочности на сжатие (определяется пределом прочности исходной горной породы при сжатии и дробимостью щебня);
  • лещадность (характеристика, которая определяет степень плоскости щебня). В строительном материале нормируют содержание зерен игловатой, пластинчатой формы. В зависимости от этого выделяют пять групп щебня. Наилучшим щебнем принято считать материал кубовидной формы, так как он дает самую плотную утрамбовку;
  • фракция (сортировка строительного материала по размерам, в мм). Размер фракции определяет дальнейшее использование щебня в строительстве;
  • морозостойкость (определяется количеством выдерживаемых циклов замораживания и оттаивания). Маркируется литерой F и числом, которое указывает на количество циклов заморозки и оттаивания. На устройстве дорожного полотна используют обычно щебень F50, в бетонах домостроения щебень F150, а в гидротехнических и дорожных бетонах щебень F300.
  • Радиоактивность щебня (естественный радиоактивный фон строительного материала). Щебень 1-го класса применяют для выполнения любых работ, 2-го класса – во время строительства дорожного полотна.

В зависимости от горной породы, из чего произведен щебень, выделяют различные виды щебня — гранитный, гравийный, известняковый, вторичный, из валунов и др.

Так делают щебень

Так делают щебень. Фото: предоставлено Востокцементом

Гранитный щебень – нерудный строительный материал, который получают при дроблении твердой горной породы, путем рассева на фракции. Область применения щебня обширна: используется в создании железобетонных конструкций и сооружений, в гидротехническом строительстве, а также при устройстве и ремонте автомобильных дорог и во многих других строительных работах. Наиболее востребованным на рынке считается щебень фракции 5-20 мм, применяющийся в производстве бетона и асфальта.

Щебень из гравия – материал, который производится в результате просеивания и дробления гравия. Гравийный щебень применяется в качестве заполнителя для железобетонных конструкций и изделий, активно используется в гражданском строительстве, при устройстве снований и покрытий пешеходных дорог и площадок.

Известняковый щебень – продукт переработки осадочной горной породы, а именно известняка. Этот строительный материал состоит в основном из карбоната кальция (СаСО3) и имеет самую низкую цену. Известняковый щебень применяется в производстве цемента, в полиграфической и стекольной промышленности, для изготовления железобетонных конструкций, а также при строительстве дорог.

Вторичный щебень – материал, который получают в результате переработки строительного мусора – кирпича, бетона и асфальта. Производится по той же технологии, что и другие виды щебня. Главное преимущество вторичного щебня – низкая стоимость. По основным характеристикам (морозостойкости, прочности) он уступает натуральным видам щебня.

Щебень для Дальнего Востока

В крупнейший в регионе холдинг "Востокцемент" входит четыре предприятия по добыче и переработки нерудных материалов: "Владивостокский бутощебеночный завод" во Владивостоке (основа добываемого щебня – андезитовая порода), "Дробильно-сортировочный завод" в Артеме Приморского края (основа щебня – андезит и дацит), дробильно-сортировочный комплекс на базе "Теплоозерского цементного завода" в Еврейской автономной области (основа щебня – известняк), дробильно-сортировочный комплекс в республике Саха (Якутия) на базе "Якутцемента" (основа щебня – известняк).

Суммарная мощность двух заводов в Приморском крае (ВБЩЗ и ДСЗ) более 1,5 млн тонн высококачественного щебня в год. Заводы почти полностью обеспечивают потребность в щебне во Владивостоке и на треть в Приморском крае. Крупнейшими потребителями продукции заводов являются строители и производители бетона и ЖБИ Владивостока и Артема. Щебеночная продукция предприятий известна далеко за пределами Приморского края, поставки ведутся по всей территории Дальневосточного федерального округа, вплоть до Чукотского АО.

1 / 5

В структуру "Теплоозерского цементного завода" в Еврейской автономной области дробильно-сортировочный комплекс вошел в феврале 2009 года. Сейчас в составе данного подразделения работают отделение помола и две дробильно-сортировочных линии. Здесь производится различная продукция, востребованная строителями: щебень для строительных работ, щебеночно-песчаные смеси, известняковая крупка для подкормки сельскохозяйственной птицы, щебень декоративный (мраморная крошка).

1 / 4

Новый для предприятия дробильно-сортировочный комплекс для производства разных фракций щебня установили на "Якутцементе" в Республике Саха (Якутия) в 2013 году. ДСК перебазировали с приморского "Дробильно-сортировочного завода", и уже в 2014 году "Якутцементу" удалось произвести более 700 тысяч тонн щебня.

Все заводы группы компаний производят щебень различных фракций, щебеночно-песчаные смеси (ЩПС), скальный грунт, пески из отсевов дробления – вся продукция соответствует необходимым ГОСТам. "Дробильно-сортировочный завод" и "Теплоозерский цементный завод" освоили также производство щебня для балластного слоя железных дорог – путевого щебня.

1 / 4

Как производят щебень

Чтобы увидеть процесс производства щебня, отправимся на "Дробильно-сортировочный завод" в город Артем Приморского края.

Процесс производства можно разделить на два основных стратегических этапа:

1. Добыча строительного камня для производства щебеночной продукции.

2. Переработка строительного камня с целью производства щебеночной продукции.

Бурение породы

Бурение породы. Фото: предоставлено Востокцементом

Производственный цикл по добыче строительного камня включает в себя следующие этапы:

  • Производство вскрышных работ с целью отделения и удаления (вывозки) пустых, выветрелых, осадочных и других слабых некондиционных пород из массива горной породы. На этом этапе задействованы бульдозеры, экскаваторы, автосамосвалы, в необходимых случаях производятся буровзрывные работы (зачистка блока, бурение скважин, зарядка блока, взрывание).
  • Далее производится подготовка блока минерального сырья (горной породы) к производству буровзрывных работ (зачистка, бурение). Непосредственно сами взрывные работы по отделению от массива подготовительного блока и его разрыхлению.
  • Далее готовится взорванный блок к выемке минерального сырья (подготовка автодороги для работы самосвалов по вывозке, подготовка забоев для работы экскаватора, подвод трассы электропитания экскаватора и освещения и прочие работы).
  • Следующий шаг – селективная выемка минерального сырья из забоя экскаватором с отсортировкой глины, негабаритных кусков камня свыше 700 мм, и прочих различимых некондиционных включений, в пределах технологических возможностей применяемого для выемки и отгрузки механизма. Погрузка в автотранспортное средство экскаватором.
  • Выборочная сортировка и складирование на специально отведенной площадке негабаритных кусков камня (размером в поперечнике от 700 до 1500 мм) для последующей разделки с помощью перфораторов, шпуровыми зарядами или гидравлическим молотом и отгрузка материала на дробление.
  • Транспортировка минерального сырья до бункера дробильно-сортировочного комплекса. Выгрузка полезного ископаемого в бункер дробильно-сортировочного комплекса.
  • Орошение автодорог поливомоечной машиной с целью снижения запыленности и выбросов пыли в окружающую среду.

В карьере

В карьере. Фото: предоставлено Востокцементом

Переработка строительного камня осуществляется на действующем закрытом дробильно-сортировочном цехе, в состав которого входят четыре корпуса, галереи ленточных конвейеров, узлы погрузки в железнодорожный и автомобильный транспорт.

Для контроля качества производимой продукции на предприятии имеется освидетельствованная производственная лаборатория, лаборантами которой осуществляется приемочный контроль выпускаемой продукции.

Технологическая схема цеха предусматривает выпуск одновременно от одной до трех видов различных фракций щебня и песка из отсевов дробления, а также производство щебеночно-песчаных смесей (ЩПС) различных марок.

После загрузки в приемный бункер, горная масса проходит четыре стадии дробления, в процессе которого участвуют две щековых и две конусных дробилки. В результате дробления горная масса измельчается до необходимых размеров. Затем измельченная горная масса просеивается на семи грохотах, оборудованных ситами, тип и размер ячеи которых выбирается в зависимости от производимой продукции. В результате грохочения и просеивания происходит разделение дробленой горной массы на фракции.

Разделение щебня

Разделение щебня. Фото: предоставлено Востокцементом

Для транспортировки дробленной горной массы от одного узла к другому и щебня на склад цех оборудован системой ленточных конвейеров.

Погрузка готовой щебеночной продукции в автомобильный или железнодорожный транспорт осуществляется через погрузочные бункера или фронтальными погрузчиками.

Погрузка щебня

Погрузка щебня. Фото: предоставлено Востокцементом

Все в дело идет

Также на основе щебня делаются щебеночно-песчаные смеси (ЩПС) – комбинированный строительный материал, имеющий природное происхождение и состоящий из смеси щебня и песка.

Щебеночно-песчаные смеси соответствуют ГОСТ 25607-94 и предполагают по количественному содержанию песка и щебня в составе, наименование номера смеси (смеси от С1 до С11).

ЩПС применяются в зависимости от фракции для дорожного строительства различного типа – для устройства оснований дорог, укрепления обочин автодорог, для возведения оснований дорожного полотна и др.

Возводится сеперферфь в Большом Камне

Возводится сеперферфь в Большом Камне. Фото: ИА PrimaMedia

Щебень "Дробильно-сортировочного завода" и "Владивостокского бутощебеночного завода" в 2017 году применялся при строительстве автомобильных дорог и производстве бетона, ЖБИ-изделий.

Щебень "Теплоозерского цементного завода" в Еврейском АО был востребован на железной дороге и отгружается потребителям Дальневосточного региона и Забайкалья. Использовался в металлургическом производстве, на реконструкции нефтеперабатывающей станции в районе Архары и реконструкции участка железной дороги в районе Белогорска.

Щебень "Якутцемента" применялся при реконструкции и строительство автомобильной дороги "Вилюй", строительстве музея истории " Моя Россия" в Якутске, детских садов и школ в Якутске, Вилюйской группе улусов, Магино-Кангаласском и Амгинском улусах, а также при строительстве жилья в Якутске и Олекминске.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Вся правда о цементе на Дальнем Востоке

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia