Наследие эпохи Карафуто на Сахалине

ИА SakhalinMedia рассказывает о главных архитектурных памятниках периода губернаторства Карафуто
Тематическое фото. Фото: Юрий Гуршал, ИА SakhalinMediа

Южной частью острова Сахалин после Русско-Японской войны 1905 года завладели японцы. На протяжении 40 лет они строили города, развивали промышленность юга острова. После освобождения Сахалина в 1945 году советскими войсками, остров вновь вернулся в лоно нашей страны. В советские годы Сахалин интенсивно развивался, поэтому следы японского присутствия стали практически незаметны. В наше время сохранилось не так много объектов исторического прошлого островного региона, но внимательный путешественник обязательно их найдет. ИА SakhalinMedia рассказывает о японском прошлом острова Сахалин, а также о главных памятниках времен губернаторства Карафуто.

Карафуто — южная часть острова Сахалин, входившая в состав Японской империи с 1905 по 1945 годы. Название "Карафуто" было введено японцами и ранее использовалось как обозначение всего Сахалина, однако в настоящее время чаще используется термин Сахарин. Карафуто имело важнейшее экономическое и стратегическое значение для становления Японской империи. Термин губернаторство Карафуто принято использовать как обозначение временного промежутка, когда на южной территории острова Сахалин принадлежала японским властям. Всего за период с 1905 по 1945 годы губернаторами Карафуто успели побывать 16 политиков.

После получения южного Сахалина, японское правительство начало активно осваивать природные богатства острова и вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры Карафуто: возводились города, строились дороги и мосты, прокладывались новые линии коммуникации. За японский период на Сахалине было проложено около 700 км узколинейных железных дорог и построено более 700 промышленных предприятий. Многие из построек, возведенных в то время, сохранились до наших дней, хоть и частично.

Южно-Сахалинск (Тоёхара)

Для новоприобретенной территории нужная была столица нового типа. Для реализации этой задачи было выбрано место, на котором ранее находилось российское село Владимировка. В качестве образца для будущей столицы был взят американский город Чикаго, именно так и появилась знаменитая планировка Южно-Сахалинска: город разделен на четыре части двумя "главными" улицами — Сахалинская (Маока-дори) и Ленина (Одори).

В Южно-Сахалинске сохранилось около 20 архитектурных объектов времен Карафуто. Они сильно выделяются по внешнему виду из массива других зданий и несут в себе не только эстетическую красоту, но и глубокую философию, зашифрованную в архитектурных элементах. Здание бывшего японского банка развития Хоккайдо 1930 года постройки, здание военного госпиталя Тойохары, ныне военный госпиталь на улице Чехова и не только. Самая известная японская достопримечательность в Южно-Сахалинске – Краеведческий музей, здание которого было построено японцами в 1937 году. Что интересно, оно с самого начала задумывалось именно как помещение под хранение исторических ценностей. Там выставлялись коллекции по этнографии коренных жителей южного Сахалина, по палеонтологии, зоологии, ботанике и многому другому. Здание музея построено в классическом японском архитектурном стиле "тэйкан-дзукури" (императорская корона).

1 / 2

Холмск (Маока)

Период губернаторства Карафуто сильно повлиял на дальнейшую судьбу Холмска. Первым делом японцы обратили внимание на незамерзающую бухту и превратили небольшую деревушку в настоящий город-порт. Также новые хозяева построили кирпичный завод и две электростанции, провели телефонную линию и проложили водопровод.

Рядом с Холмском находится легендарная среди жителей Сахалина железная дорога, постройка которой датируется первой половиной XX века. Железнодорожные пути проходят сквозь гору и выходят через тоннель на мост, который в народе называют Чертовым. Мост, находящийся на высоте 41 метр, протянулся на 125 метров вперед и соединил между собой две горы. Если вы попробуете пройти дальше по мосту, минуя еще один тоннель, перед вами предстанет более гигантское сооружение японских инженеров — Ведьмин мост. Он выше своего брата на 9 метров и длиннее на 75.

1 / 3

До недавнего времени, еще в 1994 году, движение по этой железнодорожной ветке не прекращалось. В XXI веке созерцать прекрасные виды Сахалинской природы, сидя в японском вагончике, к сожалению, не получится, так как область перешла на всероссийский стандарт железной дороги.

Томари (Томариору)

В Томари сохранилось множество следов пребывания японцев: развалины японского целлюлозно-бумажного завода, до сих пор исправный мост через реку Томаринку, и самая главная достопримечательность — синтоистский храмовой комплекс "Томариоро-дзиндзя" (Дом бога в Томари), который был построен в 1922 году в честь японской богини солнца Аматэрасу. Руины храма располагаются на склоне Бумовской сопки, и его видно из любой точки города. Храмовые останки в Томари считаются на сегодняшний день одними из наиболее сохранившихся, они позволяют восстановить размеры и планировку синтоистских храмов периода губернаторства Карафуто. Остатки комплекса включат в себя бетонные ворота — "Тории", статуи охранных собак "Кома-ину" и стелу "Тюкохи", установленную в честь погибших японских солдат, проявивших верность императору. На территории бывшего храма установлены таблички с описанием сооружений на двух языках — японском и русском.

1 / 4

Маяк Анива (Рутака)

Маяк Анива является одним из самых труднодоступных маяков России. Он был возведен в 1939 году на небольшой горе Сивучья, около скалистого мыса Анива. В этом районе наблюдаются частые туманы и подводные течения. Практически 80 лет одинокий маяк спасал от гибели морские суда, подходившие к каменистым берегам. Это величественное здание состоит из 9 этажей и достигает высоты в 31 метр. Во времена Карафуто, первый этаж постройки предназначался для оборудования, второй — для радиосвязи. Третий, четвертый и пятый этажи являлись зоной жилого помещения, на маяке могли разместиться 12 человек. На шестом этаже было складское помещение, на седьмом размещалась пневмосирена. Восьмой этаж отвели под хранилище горючего. А на самом верхнем этаже располагался вращательный механизм по типу часового: в центральной части башни проходила труба с 270-килограммовой гирей. Для того, чтобы осветительный прибор вращался, механизм нужно было заводить каждые три часа. Свет маяка был виден на расстоянии до 35 километров

1 / 2

Корсаков (Отомари)

Корсаков является самым старым русским населенным пунктом на острове Сахалин. В 1905 году территория южного Сахалина отошла к Японии и пост был переименован в Отомари. До октября 1908 года здесь находился административный центр губернаторства Карафуто, а затем был перенесен в Тоёхара.

Отделение банка "Хоккайдо Такусёку Гинко"

Здание банка периода Карафуто было построено в 1929 году. В его архитектуре определяющую роль играют элементы неоклассицизма и модерна. Ансамбль-памятник расположен на одной из центральных улиц Корсакова — на улице Советской, которую начали застраивать в 1905 году, со времени передачи города в японское управление. Комплекс зданий банковского хозяйства имеет большое градостроительное значение. Он оформляет парадный въезд в Корсаков со стороны морского порта. Сооружение бывшего японского банка является объектом культурного наследия Сахалинской области. В 2012 году здание было передано под оперативное управление областного краеведческого музея. В данный момент готовится масштабная реставрация здания, из бывшего японского банка хотят сделать музей.

Здание японского банка

Здание японского банка. Фото: сайт госзакупок

Остатки храма Мерей Дзиндзя

Храм был посвящен японскому майору Нисикубо, погибшему в ходе боевых действий во время Русско-японской войны. До наших дней от храма дошел только сам памятник "тюррейто", на котором высечен список погибших японских солдат. Также рядом можно увидеть стелу с "автографом" японского военачальника – генерала Коуити Нобори. Тогда в Японии существовал обычай — наносить на подобные памятники надписи, сделанные известными военачальниками.

1 / 2

Макаров (Сиритору)

Японцы построили в Макарове множество сооружений: целлюлозно-бумажный завод, шахту и другие предприятия. В период губернаторства Карафуто, село превратилось в процветающий город, в котором в определенный момент проживало 15 тысяч японцев.

Остатки храма Сиритору дзинзя

В большинстве случаев храм – это большой комплекс различных сооружений, у каждого из которых была своя роль. Сиритору Дзиндзя был построен в стиле гонгэн-дзукури, сочетавшем все основные части храма в одной конструкции. В Макарове дорога к храму представляла собой бетонную лестницу, сохранившуюся до сих пор. Слева, вдоль лестницы, можно найти остатки предположительно технологического колодца для электропроводки. Также данный колодец похож на канализационное сооружение — но подтвердить эту информацию в настоящее время не представляется возможным. По обеим сторонам лестницы находились иши тооро – каменные чаши-фонари. На некоторых остатках фонарей можно найти даже проводку – в Макарове дорога к храму Сиритору Дзиндзя освещалась электрическим светом.

1 / 3

Даже в XXI веке остров Сахалин продолжает свое "сотрудничество" с Японией. В первую очередь это касается развития рыболовства, туризма и здравоохранения. Участие японцев позитивно сказывается на экономическом развитии островного края.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia