Все любят истории успеха, журналисты часто пишут о владельцах корпораций, а тематические форумы цитируют советы именитых бизнес-коучей.
О провалах, ошибках и разорении пишут в разы реже, а тем временем перспективные стартапы закрываются десятками, сотнями. Возможно, все эти предприниматели наступают на одни и те же грабли? Изучив литературу, поговорив с успешными и менее успешными бизнесменами, мы выделили семь главных ошибок начинающих бизнесменов, сообщает MagadanMedia.
1. Действовать в одиночку
Если у вас нету дома, пожары ему не страшны (с). Та же ситуация с партнерами – нет партнера, значит не нужно делить прибыль. Нет бухгалтера и юриста, значит не нужно им платить, точно так же, как и работникам. В теории, если вы владелец маленького бизнеса, можно и за кассой постоять самому, и декларации заполнить и пообщаться с поставщиками, инстанциями и в целом, успеть все и сразу одновременно. Но, это в теории. На практике дела обстоят иначе. Лишь мизерная часть предпринимателей смогла вырастить успешную компанию, начиная в одиночку. Даже если вы большой специалист в той отрасли, на которой планируете зарабатывать, вы не сможете в полной мере разбираться абсолютно во всех аспектах этого дела, а таких в ходе работы откроется немало. А в результате постоянных попыток успеть везде и сделать все самому – выгорание, низкая эффективность и апатия. Бизнесмены рекомендуют начинать вместе с надежным партнером или, по крайней мере, с парой-тройкой специалистов. Пусть бухгалтерией занимается бухгалтер, юридическими вопросами — юрист, а закупками и переговорами – менеджер. Еще один лайфхак от состоявшихся предпринимателей – делегируете все что, что можно делегировать.
2. Думать как клиент
Вы не клиент, помните об этом. То, что вы обожаете малиновый зефир или тяжелый рок, вовсе не значит, что все посетители вашего заведения оценят их также высоко. Да, вы должны использовать собственные идеи и желания, но прежде чем внедрять новинки в меню или прайс, изучите спрос. Узнайте, в чем действительно нуждаются жители вашего города, пообщайтесь с друзьями, проведите опрос в соцсетях, почитайте отзывы об аналогичных заведениях. Поймите, кто является целевой аудиторией для вашего продукта, и отталкивайтесь от мнения этих людей.
3. Игнорировать бизнес-план
Сколько довелось слышать историй о том, как стартап забуксовал на этапе непредвиденных расходов! Начали с покупки оборудования, но оказалась, что денег на все не хватает. Взялись за отделку – и здесь сумма выросла в разы. Да, конечно, перед началом вы прикинули, во сколько это обойдется, погуглили, узнали цены, посчитали деньги и даже пофантазировали на тему, какую прибыль со всего этого получите. Но все пошло не по плану. Потому что, плана-то и не было.
Как бы удручающе и скучно это не звучало для молодых и энергичных предпринимателей, но бизнес-план вам необходим. Его не нужно писать под грант или инвестора, если не рассчитываете на финансовую поддержку, но его обязательно стоит составить для четкого понимания – сколько денег на что нужно потратить и когда.
4. Действовать строго по бизнес-плану
Здесь нет противоречий, здесь – тонкая грань. Если вы рассчитали все с точностью до копейки, вы не только молодец, но и обезопасили себя от множества неприятных сюрпризов. Но, сюрпризы все равно будут. Обстоятельства переменчивы как погода, поэтому будьте готовы к тому, что партию товара могут задержать на таможне, работник пропадет перед самым открытием, а пожарная инспекция обнаружит у вас массу нарушений, которые нужно срочно устранить. Это все, разумеется, потребует дополнительных расходов. И будет замечательно, если вы предусмотрите некую сумму на этот случай. А еще, важно предусмотреть тот факт, что к моменту вашего запуска может измениться сама концепция – представьте, за пару недель до открытия вашего караоке-бара в паре сотен метров открывается практически идентичное заведение. Не по плану, правда?
5. Вкладывать в прибыльное, но незнакомое дело
Все-все-все предприниматели говорят, что для успешного бизнеса, нужно знать эту сферу изнутри. Если вы открываете кафе, поработайте официантом, если магазин – потрудитесь продавцом. Это очень важно для понимания бизнес-процессов в этой отрасли. Везде есть свои особенности и нюансы. Ну, и плюс к этому, не зная всех функций персонала, вам будет довольно сложно контролировать и мотивировать своих сотрудников. Да, и немного странно, когда работники знают о торговле/общепите/программировании больше, чем основатель фирмы. Эй, кто тут на самом деле заправляет всеми процессами?
Поэтому, если какое-то направление кажется вам дико перспективным и прибыльным, не спешите вкладывать в него все сбережения, пока не разберетесь досконально, как это работает.
Кроме того, наверняка ведь знаете, что свое дело нужно любить. Иначе никакого азарта, никакого развития, просто такая же рутинная, монотонная и тяжелая работа, как та, которую вы бросили ради стартапа.
6. Надеяться на свободу
"Не хочу работать на дядю"! А без выходных и праздников хотите? А придется. Свой бизнес – это дело, к которому нельзя относиться небрежно. Нельзя прогулять работу, сославшись на болезнь, нельзя выпросить спонтанный отпуск, потому, что подвернулся горячий тур, нельзя откладывать работу на потом в надежде, что кто-то сделает ее за вас. А иначе, ваш молодой бизнес, ваше дело, ваш доход и самый лучший стартап на всей планете зачахнет, погибнет, исчезнет. Совсем.
Поэтому, не заблуждайтесь насчет свободного графика. По крайней мере, пока не отдадите все силы на развитие вашей компании до таких масштабов, чтобы она функционировала без вашего постоянного присутствия. Но это будет нескоро.
7. Ждать быстрой прибыли
Помните, в детстве нам казалось, что если получать зарплату 50 тысяч, то за три месяца можно накопить 150 тысяч рублей. Вот с бизнесом примерно те же иллюзии и та же реальность. Подавляющее число бизнесменов, с которыми нам довелось пообщаться, первые несколько месяцев, а то и больше, получали очень-очень маленький доход от своего бизнеса. Все деньги, которые приносила компания, уходили на погашение кредитов, оплату текущих расходов и расширение. Практически все финансы находятся в обороте еще довольно долгое время. Продали что-то? Отлично, нужно заказать еще, только больше. В итоге, реальные купюры попадают в ваше личное распоряжение совсем не так быстро, как вы планировали.
Чтобы не впасть в депрессию в ходе раскрутки бизнеса, предприниматели советуют установить самому себе небольшую, но фиксированную зарплату. Это помогает обрести чувство стабильного заработка и не брать из бюджета компании лишнего.