Гостям из ЕАО на заметку: почему хабаровчане боятся садиться в городские автобусы

Корреспондент информагентства выяснял, какие претензии у населения к работе общественного транспорта, и как ее улучшить
Повезёт - доедем без происшествий. Фото: ИА AmurMedia

Пять крупных дорожно-транспортных происшествий с участием городского общественного транспорта в Хабаровске зафиксировало в мае ИА AmurMedia. По мнению горожан число аварий возросло с 1 апреля, когда большинство городских маршрутов перешли в руки коммерсантов. Об этом свидетельствует масса возмущений, пришедших на интернет-конференцию в ИА AmurMedia. Полторы тысячи посетителей оставили три десятка вопросов. Корреспондент агентства выяснил, почему создалась такая ситуация и есть ли выход из нее, сообщает ИА ЕАОMedia.

Звёзды сводки происшествий

Вот перечень ДТП с участием городского общественного транспорта по сообщениям ИА AmurMedia:

29 мая автобус компании "Пять звёзд" врезался в бетономешалку.

26 мая автобус "Пять звёзд" перевернулся на трассе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре.

23 мая разнимали драку кондуктора с пассажиром автобуса "Пять звезд"

20 мая автобус "Пять звезд" и легковушка оставили город без трамваев.

10 мая автобус компании "Пять звезд" перевернулся в Ульчском районе Хабаровского края.

Плюс к тому, статистика, предоставленная ИА AmurMedia отделом пропагаднды Хабаровской ГИБДД, красноречиво свидетельствует о том, что водители коммерческих предприятий относятся к безопасности перевозки пассажиров куда хуже, чем муниципального транспорта.

"За период январь — март 2019 года в городе Хабаровске с участием пассажирского транспорта зарегистрировано 24 ДТП, в которых 1 человек погиб, 25 человек получили ранения.

Из указанного количества ДТП по вине водителей произошло 18, 16 из которых произошли с участием транспорта, принадлежащего частным перевозчикам.

Основные причины:

  • резкое торможение,
  • нарушение правил посадки/высадки пассажиров
  • не соблюдение правил начала движения
  • выезд на полосу встречного движения
  • наезд на световую опору
  • не предоставление преимущества в движении при повороте налево
  • не предоставление преимущества в движении пешеходу на регулируемом пешеходном переходе.

За нарушение требований правил дорожного движения и действующего законодательства при организации работы осуществления перевозок пассажиров Госавтоинспекцией г. Хабаровска за 3 месяца 2019 года к административной ответственности привлечен 751 водитель пассажирского транспорта, 5 должностных лиц, 4 юридических лица.

Редакция ИА AmurMedia, собрав вопросы читателей и статистику, неоднократно обращалась с запросом о работе городских автобусов к начальнику управления транспорта Сергею Суковатому. Наши обращения и по сей день остались без ответа.

"Звёзды" в ДТП

"Звёзды" в ДТП. Фото: Очевидец происшествия

Всё у нас хорошо

Зато, судя по отчёту заместителя мэра Хабаровска по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Александра Андрюшина перед депутатами Хабаровской городской думы, "в Багдаде всё спокойно". Ежедневно на улицы краевой столицы, как и в марте, выходит 720 пассажирских транспортных средств, которые курсируют по 63-м маршрутам.

Муниципальное предприятие "ГЭТ" обслуживает один автобусный, один троллейбусный и четыре трамвайных маршрута. В марте в правительство Хабаровского края направлена заявка на приобретение 24 трамваев и троллейбусов. Из городского бюджета предприятию в 2019 году выделено 67 миллионов рублей — это на шесть городских маршрутов. 43 миллиона из них – на ремонт трамвайного пути. А остальные 57 схем движения обслуживают 34 коммерческих транспортных предприятия.

— Городской общественный транспорт работает без сбоев, — заявил с высокой трибуны Александр Андрюшин.

Александр Андрюшин

Александр Андрюшин. Фото: Пресс-служба администрации Хабаровска

А вот судя по обращениям наших читателей в интернет-конференцию, картина на улицах города совсем другая. В погоне за рублём в часы пик автобусы обгоняют друг друга, а ранним утром и вечером, и вовсе могут не выйти в невыгодный рейс. Пассажиры ждут: автобус в расписании есть, а на остановку не появляется. И вообще, порой несутся с такой скоростью, что просто страшно ехать.

За безопасность отвечают все

Если ответственность за безопасность пассажиров государственного предприятия практически не вызывала вопросов, то предприниматели к этому вопросу относятся далеко не так. А как известно, с 1 апреля в Хабаровске муниципальный общественный транспорт практически не составляет конкуренцию коммерческому. МУП "ГЭТ" обслуживает всего один автобусный маршрут №1.

Единственный муниципальный маршрут

Единственный муниципальный маршрут. Фото: ИА AmurMedia

— За безопасность пассажиров несёт ответственность сам перевозчик, — заявила ещё в апреле на заседании комитета по городскому хозяйству гордумы замначальника управления транспорта администрации Хабаровска Ольга Симакова. — Мы стараемся контролировать частных перевозчиков, периодически проводим рейды.

Как видно из далеко не полной майской сводки происшествий, толку от этих коллективных выходов надзирателей на линию практически нет.

– Между прочим, городское управление транспорта имеет в своём распоряжении средства объективного контроля: систему ГЛОНАС, которой оборудован весь общественный транспорт города независимо от формы собственности на него, — объясняет ситуацию депутат Хабаровской городской думы Николай Илющенко. Он руководил трамвайно-троллейбусным управлением Хабаровска восемь лет, и естественно, знает в отрасли "каждый винтик". — Система автоматически фиксирует нарушения, а дальше управление транспорта вправе направить этот факт в межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (МУГАДН), ГИБДД, комитет по лицензированию. Раз штраф, два – и компанию можно лишить лицензии за такую перевозку пассажиров. Но почему-то городское управление транспорта этого не делает.

Николай Илющенко

Николай Илющенко. Фото: Архив Николая Илющенко

Известное дело, когда нет должной реакции на нарушения, самые лучшие законы попросту не работают.

— Того же Юрия Васильева – главу компании "Пять звёзд", уже просто невозможно наказать, — продолжает Николай Илющенко. – Он обслуживает такое количество городских маршрутов и графиков, что уже не понятно, кто кем управляет: городское управление транспорта всеми перевозчиками или Васильев управлением транспорта.

Кто виноват

На самом деле пассажирам без разницы, муниципальное предприятие их везёт или коммерческое. Главное, чтобы:

  • водитель строго соблюдал ПДД и другие требования безопасности пассажиров,
  • транспорт ходил регулярно и по расписанию,
  • качество обслуживания удовлетворяло запросы горожан,
  • чтобы на общественном транспорте можно было добраться в любую точку города на работу, в поликлинику, на прогулку, в кино-театр, и обратно домой утром, днём и вечером.

— Всё это можно обеспечить при грамотном управлении процессом и всеми его участниками, — уверен Николай Илющенко. – Когда в нашем городе преобладало промуниципальное развитие общественного транспорта, была основа, которая предлагала пассажирам альтернативу и составляла мощную конкуренцию коммерческим перевозчикам. Был эталон, на который, хочешь-не хочешь – приходилось равняться. А когда городское управление транспорта практически развалило единственное, совсем недавно созданное МУП "ГЭТ", эталон исчез. И что мы сейчас имеем?

Автобусам на улице Хабаровска стало тесно

Автобусам на улице Хабаровска стало тесно. Фото: ИА AmurMedia

Шесть муниципальных маршрутов: один автобусный, один троллейбусный и четыре трамвайных на работу остальных перевозчиков практически не влияют. Водители коммерческих автобусов в погоне за пассажирами не только ездят на перегонки. Они умудряются втроём-четвером взять маневренный и скоростной троллейбус "в коробочку", не дать ему подъехать к остановке. Оштрафуй разок этих друзей за такое поведение – глядишь, в следующий раз подумают: гнаться за рублём или чётко выполнять свой график.

Но почему-то призвать к порядку коммерческих перевозчиков городское управление транспорта не может. Или не хочет. И горожане всё чаще вынуждены свой рубль вкладывать в развитие городского такси, а хотели бы – в общественный транспорт.

Что делать

К примеру, чтобы любой горожанин имел возможность уехать восвояси на автобусе после спектакля в театре, кто ж мешает дать коммерсанту пару-тройку самых выгодных рейсов и при этом обязать его выполнять вечерний не выгодный? Возложить разумную социальную нагрузку. Давали же тем же парикмахерским муниципальные помещения в аренду с условием, что пенсионеров будут стричь за 50 рублей. И если среди всех клиентов бабушек и дедушек не более 20% — эта схема работала. И на транспорте – хотите делать пять рейсов с 8 до 9 утра – берите на себя один в 22.30, и вперёд.

— По-хорошему на остановках в расписании должно быть указан не интервал 5-7 минут, а конкретное время 8.42 и указан перевозчик, выполняющий этот рейс, — добавляет Николай Илющенко. – Народ должен знать "своих героев" и иметь выбор, этому перевозчику платить, или уехать на другом на 7 минут раньше или позже. Вот тогда будет конкуренция. Кроме того, в 2016 году учёные ТОГУ разработали программу работы общественного транспорта, привязанную к потребностям населения. На её создание было потрачено 5 миллионов рублей из городской казны. И сейчас этот толковый, на мой взгляд, труд лёг на стол в бумажном виде, а не на дороги города.

Ученые изучили потоки населения: опросили сотни тысяч горожан, когда и куда они едут, когда бы хотели, изучили существующую маршрутную сеть на предмет дублирования маршрутов, графики движения, наполняемость автобусов.

Хабаровский трамвай

Хабаровский трамвай. Фото: пресс-служба администрации Хабаровска

— В итоге они выдали экономически обоснованную маршрутную сеть, — считает наш консультант. – Сейчас в городе по 63-м маршрутам в будние дни выполняется 732 графика автобусного движения в день. А необходимо и достаточно всего 28 маршрутов включая 4 трамвайных, 3 троллейбусных и 21 автобусный. В расчетах ТОГУ при интервале движения 5 мин. ожидания автобуса на остановке, на линии городского транспорта будет белее чем достаточно 455 автобусов в будние дни. При этом интервале движения все автобусные маршруты рентабельные, а при интервале движения в 10 минут становятся еще и прибыльными!

Если подумать, то на самом деле пассажиру большой разницы нет, пять минут ждать автобус или десять. Особенно, если есть чёткое расписание, которое выполняется с погрешностью не более 1-2 минуты. Люди к нему куда легче приспособятся, чем к интервалу 5-17 минут.

Плюс к тому, если по городу будут курсировать не 732, а 455 единиц общественного транспорта, дороги будут значительно разгружены. С улиц уйдут 277 транспортных средств общественного движения. При этом значительно улучшится охват тех районов города, которые страдают от неудовлетворения запросов горожан на его шаговую доступность.

Число автобусов можно уменьшить

Число автобусов можно уменьшить. Фото: Пресс-служба администрации Хабаровска

— Пора признать, сложившаяся система управления общественным транспортом в городе попросту архаична и не отвечает интересам города. Её срочно нужно менять. Будет другой система правил и реальный контроль их исполнения, и перевозчики поедут по-другому. Им будет деваться некуда. Не смогут эти – придут на рынок другие, — подводит итог Николай Илющенко. – Полагаю, нынешняя транспортная ситуация попросту кому-то выгодна. Иначе, что сейчас мешает управлению транспорта взять в руки имеющиеся рычаги и навести порядок? Неумение работать или чьи-то личные интересы?

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia