Бизнес-омбудсмен ЕАО: Ввести QR-коды предпринимателям в любом случае придется

По словам Вячеслава Пастухова, местный бизнес негативно относится к нововведениям из-за перспектив лишиться солидной части выручки
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА EAOMedia

26 октября 2021. Грядущее введение проверки QR-кодов о вакцинации против COVID-19 грозит обернуться для предпринимателей ЕАО значительным сокращением выручки из-за ограниченного потребительского потока. Сильнее остальных, как и при локдауне в 2020 году, может пострадать сфера общественного питания. Между тем организовать QR-контроль посетителей в любом случае придется — таковы требования властей, рассказал в интервью корр. ИА ЕАОMedia уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Вячеслав Пастухов. 


Вячеслав Пастухов. Фото: ИА EAOMedia

— Вячеслав Анатольевич, реально ли организовать систему QR-кодов для местного бизнеса? Насколько это будет сложно, затратно?

— Все ограничения вводятся на федеральном уровне и не только в нашем регионе. Поэтому организовывать систему контроля с помощью QR-кодов в любом случае придется. Механизм организации понятен, поскольку это уже происходило в других субъектах РФ.

Хотя сейчас сложно говорить об этом предметно, так как вся процедура введения кодов должна быть прописана в нормативно-правовом акте, а мы его, к сожалению, пока не видим. 

Другой вопрос: как бизнес оценивает необходимость этих нововведений. А относится он к этому очень негативно.

— Сильно ли нововведения, на Ваш взгляд, могут ударить по доходам предпринимателей в ЕАО?

— Будет ограничен потребительский поток, в результате чего значительно сократятся объемы продажи товаров и предоставления услуг. Посещаемость заведений упадет, это абсолютно точно. Но введение QR-кодов — это все же лучше, чем полный локдаун, когда все закрыто поголовно.

— Кто например, в тех же ТЦ или заведениях общепита, должен проверять QR-коды посетителей? 

— Для контроля на входе предпринимателю придется выделить какого-то специалиста, который будет камерой мобильного телефона считывать QR-код посетителя. Работодатель определяет сам: это может быть новый сотрудник, также можно распределить обязанности между действующим персоналом. В каком порядке будет происходить сверка личности посетителей, наверное, увидим в нормативно-правовом акте. Но для предпринимателя всё это, опять же, может вылиться в дополнительные траты. Хотя поток людей, наверное, не такой уж и большой, и работу может выполнять тот же администратор.

— Предприятия общественного питания говорят, что в очередной раз их сделали крайними. Это действительно так?

— Конечно, ограничения, в первую очередь, касаются общепита. Помимо QR-кодов, недавно опубликован перечень поручений президента РФ, где говорится про введение запрета на зрелищно-развлекательные мероприятия и оказание услуг общественного питания с 23.00 до 06.00. Это поручено обеспечить высшим должностным лицам субъектов вместе с Роспотребнадзором. 

Но мы прекрасно понимаем, что зрелищно-развлекательные мероприятия в это время (с 23.00) не проходят, и основной удар примет на себя именно общепит. Эта сфера, если вспомнить, была наиболее пострадавшей и в 2020 году, когда ее деятельность была практически полностью остановлена, за исключением доставки и работы на вынос. 

— Сейчас поступает много вопросов от самозанятых. Как быть им в этой ситуации? Распространились ли на них требования Роспотребнадзора?

— Самозанятые — это ведь не статус, а, по сути, специальный упрощенный налоговый режим, который применяется к физлицам. У них нет статуса хозяйствующих субъектов, они не готовят распорядительные документы. Поэтому все требования к ним предъявляются как к простым физическим лицам.

— Не менее болезненный вопрос — отстранение непривитых сотрудников. В ряде регионов бизнесмены сталкиваются с судебными исками от работников. Уже есть связанные с этим жалобы и обращения в ЕАО?

— Такие обращения поступают. Есть по этому поводу разъяснение Минтруда, и в этом же ключе мы даем разъяснения предпринимателям. Трудовым кодексом возможность отстранения работника в данном случае предусмотрена. Главное — чтобы до работника предприниматель довел необходимость проведения вакцинации. Если сфера деятельности попала в постановление главного санитарного врача субъекта, то надо эти требования полностью выполнять.

Необходимо обеспечить вакцинирование не менее 80% сотрудников. А для этого работодателю необходимо издать распорядительный документ. В нем нужно прописать, в какие сроки сотрудники должны сделать прививку либо принести справку о медотводе. Также в распорядительном документе надо отразить, какие варианты развития событий возможны при неисполнении указанных требований.

— Наверное, ни для кого не секрет, что в столь непростой ситуации, когда правила стремительно меняются и не менее стремительно вводятся ограничения, бизнес очень рассчитывает на господдержку. 

— Правительством страны уже анонсированы соответствующие меры для наиболее пострадавших отраслей. Речь идет о грантах для выплаты МРОТ (по аналогии с 2020 годом) и кредитах для фонда оплаты труда (так называемый ФОТ 3.0).

Понятно, что этого недостаточно, чтобы компенсировать убытки предприятий, но это, по крайней мере, позволит удержать персонал и не увольнять людей. Безусловно, хотелось бы и оказания поддержки на региональном уровне.

— Вячеслав Анатольевич, спасибо за Ваши ответы.

Напомним, в ЕАО уже в ноябре для посещения общественных мест нужно будет предъявить QR-код о прохождении полного курса вакцинации от COVID-19 либо перенесенном заболевании. Предоставить также можно будет документ, который свидетельствует о наличии противопоказаний к прививке. Ограничения будут вводиться поэтапно. С 1 ноября посетить спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия смогут только люди, прошедшие вакцинацию и получившие QR-код. С 15 ноября допуск по этой системе будет осуществляться в фитнес-центры, гостиницы, кинотеатры. С 15 декабря посетить заведения общественного питания тоже можно будет только при наличии QR-кода. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость