25 марта 2022. Ежедневный мониторинг цен на потребительском рынке ведет управление Федеральной антимонопольной службы по ЕАО. Работа активизирована на фоне подорожания продуктов и иных товаров в связи с антироссийскими санкциями. Будут ли теперь "кошмарить" бизнес постоянными проверками? Много ли сейчас поступает жалоб от населения? Наказали ли уже кого-то из предпринимателей за взвинчивание цен или искусственный дефицит? На эти и другие вопросы корр. ИА ЕАОMedia ответил руководитель Еврейского УФАС Андрей Лунев.
Андрей Лунев. Фото: gorodnabire.ru
— Андрей Анатольевич, управление отмечает рост обращений по фактам роста цен и искусственного дефицита продуктов, других товаров?
— У нас в управлении открыта горячая линия (тел. 2-00-47). Каждый потребитель может позвонить и дать информацию о том, что в таком-то магазине цены вызывают вопросы. Количество таких обращений действительно увеличилось в связи с понятными событиями. В основном жалобы связаны с сахаром, некоторыми другими продуктами, бытовой техникой.
— Проводит ли управление при поступлении жалоб проверки участников рынка на предмет соблюдения антимонопольного законодательства?
— Каждое обращение обязательно отрабатывается. Мы делаем запросы в те магазины, торговые точки, на которые люди жалуются, и выясняем, что происходит. В основном причина следующая: товар закупался на территории, где поставщик увеличил цену. В связи с этим она растет и в рознице.
— Выявлены ли уже случаи необоснованного повышения цен?
— Мы можем принять меры антимонопольного реагирования, если магазин занимает доминирующее положение по торговле, допустим, сахаром. Пока таких мер не принимали, поскольку и субъекты не отвечают таким требованиям, и нарушения не входят в перечень для реагирования нашей службы.
Некоторые люди, не понимая наших функций, считают, что мы по любому зову можем прийти в любой продуктовый магазин шаговой доступности можем прийти и повоспитывать их. Звонят нам, выпускают на нас пар, говорят, что мы ничего не делаем.
На самом же деле, в условиях рыночной экономики, цены на продукты питания государством не регулируются. И чтобы применить меры антимонопольного характера, мы должны выйти на проверку, посмотреть, занимает ли магазин доминирующее положение, и уже затем проводить мероприятия. А у нас магазинов много, доминирующее положение они не занимают и конкуренция на рынке имеется.
— Какова ситуация на аптечном рынке и рынке бытовой техники?
— Через прокуратуру ЕАО нам поступала жалоба, размещенная в газете, о том, что в известном магазине бытовой техники и электроники цены увеличились более чем на 30%. Мы информацию направили в центральный аппарат ФАС России, поскольку было получено письмо о том, что этот магазин входит в федеральную сеть. А ими занимается именно центральный аппарат. Насколько я знаю, впоследствии цены немного снизились.
По остальным сетям, торгующим бытовой техникой, мы проверок не проводили, поскольку официальных жалоб не поступало. Но если цены где-то и возросли, то, скорее всего, изначально их увеличение произошло, как и в случае с продуктами, на уровне оптового звена.
Отмечу, что сейчас антимонопольным органам разрешили выдавать предписания на упреждение, чтобы продавцы не делали заявлений о возможном повышении цен в скором времени. Такие сообщения раскручивают инфляцию и подогревают ажиотаж. Люди, получив подобную информацию, в страхе бегут закупаться впрок, а это, в свою очередь, раскручивает новый виток инфляции. Создается дисбаланс между спросом и предложением, в итоге проблема растет как снежный ком.
Что касается аптек, то жалоб на них мы не получали. Центральный аппарат нам также не давал информации о проведении мероприятий. Но мы держим руку на пульсе. Если поступят данные о возможных нарушениях, будем проводить проверки.
— В каком режиме ведется мониторинг цен?
— По продуктам мы ежедневно обмениваемся информацией с департаментом экономики правительства ЕАО и направляем данные в центральный аппарат ФАС России.
— В феврале ряд региональных ритейлеров согласился ограничить наценки на социально значимые продукты питания после совещаний с представителями Федеральной антимонопольной службы. Есть ли такая практика в нашем регионе?
— Наше управление, прокуратура, департамент экономики проводили встречали с предпринимателями. Проговаривали этот вопрос. Не знаю, как другие, но мы обратной связи не получили.
Понимая их, я полагаю, что бизнес тоже сегодня опасается и не может спрогнозировать ситуацию. Сейчас они дадут обещание, а потом ситуация на рынке изменится и предприниматели, пытаясь сдержать это обещание, начнут нести убытки.
— Некоторые представители бизнеса в стране высказывают опасения, что на фоне роста цен их будут "кошмарить" бесконечными проверками. Действительно ли проверки участятся?
— Проверки разделяются на плановые и внеплановые. На этот год ни одной плановой проверки бизнеса мы не наметили. Работаем "с колес", по заявлениям и жалобам. Тем более есть 294-й федеральный закон, который четко говорит о том, что планируемая проверка должна быть согласована с прокуратурой. При этом уже заявлено и президентом страны Владимиром Путиным, и премьер-министром Михаилом Мишустиным, что все проверки, которые даже были запланированы, аннулированы.
Потому опасения бизнеса, что его будут "кошмарить", напрасны. Напротив, все принимаемые государством меры направлены на то, чтобы поддержать бизнес и помочь ему остаться на плаву.
— Если все же предположить, что выявлено нарушение. Какие инструменты воздействия могут быть применены к недобросовестным участникам рынка?
— Один из наших рычагов — административное воздействие. Существуют статьи, которые, скажем так, имеют воспитательный эффект. Если мы приходим к выводу, что имеет место нарушение, то составляем протокол, рассматриваем его и выносим решение. За нарушение антимонопольного законодательства можно получить оборотный штраф в размере от 1% до 15% выручки за прошлый год. Речь идет о значительных суммах, и предприниматели это знают.
— Андрей Анатольевич, спасибо за Ваши ответы!