21 апреля 2022. У российских первоклассников могут появиться уроки исторического просвещения, в школах будут исполнять Гимн России, а появляться на занятиях с мобильным телефоном станет нежелательно. О том, что может измениться для российских школьников, рассказал министр просвещения Сергей Кравцов, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
Глава министерства принял участие в первом Всероссийском школьном историческом форуме "Сила — в правде!", который открылся во вторник в Музее Победы на Поклонной горе. Ключевой тезис выступления Кравцова касался необходимости сохранения исторической памяти, для чего предполагается по максимуму использовать возможности школьной программы.
"Мною принято решение, что историческое образование начнется в школах с первого класса", — заявил глава Минпросвещения. Однако затем министр уточнил, что речь не идет о полноценных уроках: предмет как преподавался, так и будет преподаваться в российских школах с 5-го класса. Изучать историю в начальных классах можно в рамках других дисциплин, например, на уроках окружающего мира, считает глава министерства.
Инициативу министра о раннем начале изучении истории прокомментировали в Кремле. Так, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Минпросвещения вправе принимать такие решения. Кроме того, по его мнению, "семилетки интересуются абсолютно всем тем же, что и взрослые".
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, считает, что вопрос с уроками исторического просвещения требует дополнительного обсуждения. "Что будут преподавать, как будут преподавать — необходимо обсуждать", — сказал Володин и предложил пригласить Кравцова в Госдуму.
В целом, по оценкам политика, времени на изучение истории, в частности Великой Отечественной войны, у российских старшеклассников недостаточно. Эта часть истории изучается в 10-11-х классах, когда дети готовятся к Единому государственному экзамену, когда у них другие приоритеты, пояснил Володин. Элементы исторического просвещения в начальной школе помогут сформировать мировоззрение ребенка с первого класса, считает спикер.
Еще одним элементом патриотического воспитания детей является использование государственной символики в школах: флага, герба и гимна. Рассмотреть такой вопрос, а также распределить необходимое финансирование кабмину поручал президент Владимир Путин в конце 2021 года.
По словам Кравцова, уже с 1 сентября следующего учебного года в каждой школе в начале недели будут исполнять российский гимн и поднимать флаг. В министерстве уточнили, что новые правила будут действовать в пилотных школах с 1 мая, с 1 сентября — во всех остальных школах страны.
В этой связи в планах министерства оснастить в 2022-2024 годах 33 тысячи российских школ государственной символикой, а также сформировать знаменные отряды, состоящие из ребят, достигших успехов в самой различной деятельности. Изучение государственных символов России будет проходить в формате ежегодного урока, планируют в Минпросвещения.
В мае во все регионы России будет направлен перечень различных рекомендаций российским школам, разработанный министерством, также сообщил Кравцов, уточнив, что среди них и вопрос, связанный с мобильными телефонами, которые ученики приносят в школы.
"Мы рекомендуем, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьника на уроке, их сдавать перед входом в школу либо перед входом в класс. Использовать только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса", — сообщил министр.
Однако каждая школа самостоятельно будет принимать решение, как воспользоваться этими рекомендациями, подчеркнул Кравцов.
Напомним, вопрос использования школьниками мобильных телефонов в школах встает не в первый раз и его обсуждение вызывает самые разные отклики представителей власти, общественности и родительского сообщества.
Так, в августе с предложением усилить ограничения по использованию детьми телефонов на территории школы выступила Генпрокуратура. По мнению ведомства, дети, находясь в школах, тратят на Интернет немало времени, а контролировать, для чего они используют гаджеты, не всегда возможно.
На данный момент использовать мобильные устройства в качестве средства обучения на уроке нельзя, однако их использование для других целей, например, для связи с родителями, не регламентируется.
В связи с этим ведомство предлагает расширить санитарные правила, которые регламентируют использование гаджетов для образовательных целей.
Однако председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддерживает самостоятельный порядок решения школами этого вопроса. Необходимости вносить в законодательство изменения, ограничивающие использование мобильных телефонов во время школьных уроков, нет, считает спикер.
Она указала, что до сих пор ограничительные меры по использованию телефонов в школах принимались на основании совета с педагогами, с родителями и учениками, при этом каждый регион принимал решение исходя из своих особенностей.